STEAM EĞİTİMİ: GELECEĞİN TEKNİSYENLERİNİN MESLEKİ YETERLİLİKLERİNİN OLUŞUMU İÇİN BİR MODEL

Yazarlar

  • SEİLOVA Z.T. Korkyt Ata Kızılorda Üniversitesi
  • TULENTAYEVA G.S. Hoca Ahmet Yesevi Uluslararası Kazak Türk Üniversitesi

Anahtar Kelimeler:

: STEAM teknolojisi, yakınsak yaklaşım, eğitim, yeterlilikler.

Özet

Modern okulun eğitim süreci çok geniş bir gözlem ve analiz alanine sahiptir. Eğitim süreci içinde yeni biçim ve yöntemler yaratarak öğrencilerin bilişsel etkinliklerini geliştirmek ve etkinliklerinde bağımsızlığın rolünü artırmak amacıyla dünyada çeşitli teknolojiler kullanılmaktadır. Formal eğitim sistemine ek olarak STEAM (FEN-TEKNOLOJİ-MÜHENDİSLİK-SANAT-MATEMATİK) teknolojileri de yakınsak düşünceyi pekiştirmesi açısından aktif olarak kullanılmaktadır. Ancak bunların ana eğitim sürecindeki kullanımı pratik olarak yeterince incelenmemiştir. Araştırma materyallerinde yerli ve yabancı bilim adamlarının çalışmaları dikkate alınmaktadır. STEAM eğitimi ile ilgili yapılan çalışmaların çoğunda ek eğitim sistemindeki ve formal eğitim sistemindeki fırsatlar değerlendirilmektedir. Bu makalede, geleceğin teknisyenlerinin mesleki yeterliliklerini sağlamanın bir yolu olarak STEAM teknolojilerini ele almaktayız. STEAM eğitiminde mesleki yeterliliğin ana kriterlerinin uygulanmasına dikkat edilmelidir; mekansal düşünmenin gelişimi ve üç boyutlu formlarla çalışma yeteneği, öğrencilerin yaratıcı yeteneklerinin geliştirilmesi, tasarım ve mimarideki modern trendlere aşinalık, özel mesleki programlarla ileri düzey eğitim. Etkinlik organizasyonu ile yeni fikirler kompleks bakış açısıyla efektif bir perpektif kazanmaktadır. STEAM bu çerçevede ele alınıp değerlendirilmesi gereken yepyeni bir teknolojik form öngörmektedir.

Referanslar

Дүниежүзілік экономикалық форум баяндамасынан. [Elektronik kaynak]. URL: http://reports.weforum.org/global-risks-2019/chapter-one/&nbsp. (erişim tarihi: 20.12.2022)

Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности студентов // Научно-иссдедовательская работа школьников. – 2002. – №1. – С. 24–33.

Сорокина Т.Е. От Stem к Steam-образованию через программную среду Scratch. // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2015. – №11. – С. 362–366.

Dahlberg M.L., Byars-Winston A. The science of effective mentorship in STEMM. – 2019. [Elektronik kaynak]. URL: https://eric.ed.gov/?id=ED600039 DOI: 10.17226/25568 (erişim tarihi: 25.12.2022)

Ejiwale J.A. Barriers to successful implementation of STEM education // Journal of Education and Learning. – 2013. – №7(2). – P. 63–74.

Конюшенко С.М., Жукова М.С., Мошева Е.А. Образование STEM против STEAM: изменение понимания того, как преподавать? // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2018. – №2 (44). – С. 99–103.

STEAMS практики в образовании. Дайджест. выпуск 7. [Elektronik kaynak]. URL: https://www.mgpu.ru/wp-content/uploads/2021/02/Dajdzhest-vypusk-7-2.pdf. (erişim tarihi: 28.12.2022)

Honey M., Pearson G., Schweingruber H. STEM Integration in K-12 Education: Status // Prospects, and an Agenda for Research. – 2014. [Elektronik kaynak]. URL: https://nap.nationalacademies.org/catalog/18612/stem-integration-in-k-12-education-status-prospects-and-an (erişim tarihi: 05.01.2023)

Обухов А.С. От исследовательской активности к исследовательской деятельности: учение через открытия. Научно-практичесое образование, исследовательская подготовка, STEAM-образование: новые типы учебных ситуаций. // Сборник докладов IX Международной научно-практической конференции: Научно-исследовательская деятельность студентов в современном образовательном пространстве. Том 1. / Под ред. А.С. Обухова. – М.: МОД «Исследователь», 2018. – С. 20–34. [Elektronik kaynak]. URL: https://ioe.hse.ru (erişim tarihi: 07.01.2023)

Уваров А.Ю. Исследовательский подход в преподавании естественных наук за рубежом. Научно-практичесое образование, исследовательская подготовка, STEAM-образование: новые типы учебных ситуаций. // Сборник докладов IX Международной научно-практической конференции: Научно-исследовательская деятельность студентов в современном образовательном пространстве. Том 1. / Под ред. А.С. Обухова. – М.: МОД «Исследователь», 2018. – С. 34–55. [Elektronik kaynak]. URL: https://ioe.hse.ru (erişim tarihi: 07.01.2023)

Jolly A. STEM by Design. Strategies and Activities for Grades 4-8. E-Book. – 2017. – 168 p. [Elektronik kaynak]. URL: https://www.routledge.com/STEM-by-Design-Strategies-and-Activi- ties-forGrades-4-8/Jolly/p/book/9781138931060 (erişim tarihi: 07.01.2023)

Материалы седьмого национального заседания STEM - САММИТ, Германия. – 2019, 27 июнь. [Elektronik kaynak]. URL: https://www.siemens-stiftung.org/en/media/news/7th-national-stem-summit-in-berlin/ (erişim tarihi: 09.01.2023)

Иманова А.Н., Самуратова Р.Т., Жуманбаева А.О. Паровые технологии: инновации в естественнонаучном образовании // Достижения науки и образования. – 2018. – №2 (8(30). – С. 75–76.

Аристова И.Л., Есипенко Е.А., Шарафьева К.Р., Масленникова Е.П. и др. Пространственные способности: структура и этиология // Вопросы психологии. –2018. – №1. – С. 118–126.

Евладова Н.В. Формирование информационной компетентности студентов экономических специальностей ССУЗов: дисс. ... канд. пед. наук. – Комсомольск на Амуре, 2006. – 206 с. [Elektronik kaynak]. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-informatsionnoi-kompetentnosti-studentov-ekonomicheskikh-spetsialnostei-ssuzov- (erişim tarihi: 09.01.2023)

Морозова О.В., Духанина Е.С. STEAM-технологии в дополнительном образовании детей // Баландинские чтения. Том ХІV. – С. 553–556. [Elektronik kaynak]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/steam-tehnologii-v-dopolnitelnom-obrazovanii-detey/viewer. (erişim tarihi: 09.01.2023)

Фрумин И. Д. и др. Универсальные компетентности иновая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра // Современная аналитика образования. – 2018. – №2. – С. 1–25.

Гриншкун В.В. Проблемы и пути эффективного использования технологий информатизации в образовании // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогические науки. – 2018. – №2. – С. 34–47. [Elektronik kaynak]. URL: https://msupress.com/catalogue/magazines/archiv/vestnik-moskovskogo-universiteta-seriya-20-pedagogicheskoe-obrazovanie/2302/ (erişim tarihi: 10.01.2023)

Чакир М. Конструктивные подходы к обучению науке и их значение для научной педагогики: обзор литературы // Международный журнал экологического и научного образования. – 2008. – №3 (4). – С. 193–206. [Elektronik kaynak]. URL: http://www.sciepub.com/reference/251913 (erişim tarihi: 10.01.2023)

REFERENCES

Duniejuzilik ekonomikalyq forum baiandamasynan. [Electronic resource]. URL: http://reports.weforum.org/global-risks-2019/chapter-one/ (date of access: 20.12.2022) [in Kazakh]

Alekseev N.G., Leontovich A.V., Obuhov A.S., Fomina L.F. Koncepcia razvitia issledovatelskoi deiatelnosti studentov // Nauchno-issdedovatelskaia rabota shkolnikov. – 2002. – №1. – S. 24–33. [in Russian]

3.Sorokina T.E. Ot Stem k Steam-obrazovaniu cherez programnuiu sredu Scratch // Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie. – 2015. – №11. – S. 362–366. [in Russian]

Dahlberg M.L., Byars-Winston A. The science of effective mentorship in STEMM. – 2019. [Electronic resource]. URL: https://eric.ed.gov/?id=ED600039 DOI: 10.17226/25568 (date of access: 25.12.2022)

Ejiwale J.A. Barriers to successful implementation of STEM education // Journal of Education and Learning. – 2013. – №7(2). – P. 63–74.

Koniushenko S.M., Jukova M.S., Mosheva E.A. Obrazovanie STEM protiv STEAM: izmenenie ponimania togo, kak prepodavat? // Izvestia Baltiiskoi gosudarstvennoi akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki. – 2018. – №2 (44). – S. 99–103. [in Russian]

STEAMS praktiki v obrazovanii. Daidjest. Vypusk 7. [Electronic resource]. URL: https://www.mgpu.ru/wp-content/uploads/2021/02/Dajdzhest-vypusk-7-2.pdf. (date of access: 28.12.2022) [in Russian]

Honey M., Pearson G., Schweingruber H. STEM Integration in K-12 Education: Status // Prospects, and an Agenda for Research. – 2014. [Electronic resource]. URL: https://nap.nationalacademies.org/catalog/18612/stem-integration-in-k-12-education-status-prospects-and-an (date of access: 05.01.2023)

Obuhov A.S. Ot issledovatelskoi aktivnosti k issledovatelskoi deiatelnosti: uchenie cherez otkrytia. Nauchno-prakticheskoe obrazovanie, issledovatelskaia podgotovka, STEAM-obrazovanie: novye tipy uchebnyh situaci // Sbornik dokladov IX Mejdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii: Nauchno-issledovatelskaia deiatelnost studentov v sovremennom obrazovatelnom prostranstve. Tom 1 / pod red. A.S. Obuhova. – M.: MOD «Issledovatel», 2018. – S. 20–34. [Electronic resource]. URL: https://ioe.hse.ru (date of access: 07.01.2023) [in Russian]

Uvarov A.Iu. Issledovatelski podhod v prepodavanii estestvennyh nauk za rubejom. Nauchno-prakticheskoe obrazovanie, issledovatelskaia podgotovka, STEAM-obrazovanie: novye tipy uchebnyh situaci // Sbornik dokladov IX Mejdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii: Nauchno-issledovatelskaia deiatelnost studentov v sovremennom obrazovatelnom prostranstve. Tom 1 / pod red. A.S. Obuhova. – M.: MOD «Issledovatel», 2018. – S. 34–55. [Electronic resource]. URL: https://ioe.hse.ru (date of access: 07.01.2023) [in Russian]

Jolly A. STEM by Design. Strategies and Activities for Grades 4-8. E-Book. – 2017. – 168 p. [Electronic resource]. URL: https://www.routledge.com/STEM-by-Design-Strategies-and-Activi- ties-forGrades-4-8/Jolly/p/book/9781138931060 (date of access: 07.01.2023)

Materialy sedmogo nacionalnogo zasedania STEM - SAMMIT, Germania. – 2019. [Electronic resource]. URL: https://www.nationalesmintforum.de/veranstaltungen/7-nationaler-mint-gipfel-2019/ (date of access: 09.01.2023) [in Russian]

Imanova A.N., Samuratova R.T., Jumanbaeva A.O. Parovye tehnologii: innovacii v estestvenonauchnom obrazovanii // Dostijenia nauki i obrazovania. – 2018. – №2 (8(30). – S. 75–76. [in Russian]

Aristova I.L., Esipenko E.A., Sharafeva K.R., Maslennikova E.P. i dr. Prostranstvennye sposobnosti: struktura i etiologia //Voprosy psihologii. – 2018. – №1. – S. 118–126. [in Russian]

Evladova N.V. Formirovanie informacionnoi kompetentnosti studentov ekonomicheskih spesialnostei SSUZov. dis. ... kand. ped. nauk. – Komsomolk na Amure, 2006. – 206 s. [Electronic resource]. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-informatsionnoi-kompetentnosti-studentov-ekonomicheskikh-spetsialnostei-ssuzov- (date of access: 09.01.2023) [in Russian]

Morozova O.V., Duhanina E.S. STEAM-tehnologii v dopolnitelnom obrazovanii detei: Balandinskie chtenia. Tom: XIV. – S. 553–556. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/steam-tehnologii-v-dopolnitelnom-obrazovanii-detey/viewer. (date of access: 09.01.2023) [in Russian]

Frumin I.D. i dr. Universalnye kompetentnosti I novaia gramotnost: chemu uchit segodnia dlia uspeha zavtra // Sovremennaia analitika obrazovania. – 2018. – №2. – S. 1–25. [in Russian]

Grinshkun V.V. Problemy i puti effektivnogo ispolzovania tehnologii informatizacii v obrazovanii. // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seria 20. Pedagogicheskie nauki. – 2018. – №2. – S. 34–47. [Electronic resource]. URL: https://msupress.com/catalogue/magazines/archiv/vestnik-moskovskogo-universiteta-seriya-20-pedagogicheskoe-obrazovanie/2302/ (date of access: 10.01.2023) [in Russian]

Chakir M. Konstruktivnye podhody k obucheniu nauke i ih znachenie dlia nauchnoi pedagogiki: obzor literatury // Mejdunarodnyi jurnal ekologicheskogo i nauchnogo obrazovania. – 2008. – №3 (4). – S. 193–206. [Electronic resource]. URL: http://www.sciepub.com/reference/251913 (date of access: 10.01.2023) [in Russian]

İndir

Yayınlanmış

2023-09-30