РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы

  • АБИЛ А.С. Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова
  • КАПИНА Э.А. Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова
  • СУГРАЛИЕВА А. Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова

Ключевые слова:

цифровая трансформация, высшая школа, дидактика, трансформационные процессы, IT-образование.

Аннотация

Представленная статья представляет собой результат научного труда, который исследует ключевые аспекты и характеристики процесса цифровой трансформации в современной системе высшего образования. В Республике Казахстан с 2018 года функционирует система «Цифровой Казахстан», которая имеет пять ключевых направлений: «Цифровизация отраслей экономики», «Переход на цифровое государство», «Реализация цифрового Шелкового пути», «Развитие человеческого капитала», «Создание инновационной экосистемы».

Анализ научно-теоретической литературы позволил выделить роль информационных технологий в цифровой трансформации высшего образования. Н.Ю. Игнатова указывала на эту роль, где образование является одной из базовых сфер жизни человека. К ним относятся: 1. Цифровое преимущество – формирование интеллектуального капитала. 2. Проблемы IT-образования. 3. Пандемия и цифровая трансформация в образовании. 4. Кластерные принципы развития образования.

Главной целью нашего исследования является изучение роли информационных технологий в цифровой трансформации высшего образования. Основными материалами для проведения исследования были научно-теоретическая информация, отчетная документация университета, полученные бланки с ответами респондентов в рамках социально-педагогической диагностики. Методы исследования: анализ психолого-педагогической, социально-экономической и технической литературы по проблеме исследования; сравнительно-сопоставительный и системно-структурный анализ; социологический опрос и анкетирование.

Результатами исследования являются описанные трансформационные процессы, происходящие в системе высшего образования, терминологический аппарат дидактики современного образовательного процесса с учетом цифровой трансформации, результаты социологического опроса студентов и преподавателей педагогического факультета Актюбинского регионального университета имени K. Жубанова.

Библиографические ссылки

Государственная программа «Цифровой Казахстан» на 2018–2022 годы. [Электронный ресурс]. URL: https://digitalkz.kz/ (дата обращения: 03.03.2020)

Игнатова Н.Ю. Образование в цифровую эпоху: монография. – Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. – 128 с.

Афанасьева Г.А. Развитие образовательного процесса в новой цифровой среде // Экология урбанизированных территорий. – 2018. – №2. – С. 105–107.

Гамбеева Ю.Н., Сорокина Е.И. Цифровая трансформация современного образовательного процесса // Известия ВГПУ. Педагогические науки. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-sovremennogo-obrazovatelnogo-protsessa/viewer (дата обращения: 03.03.2020)

Поздняков В.А., Шлык В.В. Компьютерная дидактика // Теоретические основы и технологии открытого образования: материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Липецк: ЛГТУ, 2004. – Ч. 2. – С. 106–113.

Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. – 616 с.

Оспенникова Е.В. Е-дидактика мультимедиа: проблемы и направления исследования // Вестн. Перм. гос. гуманит.-пед. ун-та. Сер.: Информационные компьютерные технологии в образовании. – 2005. – №1. – С. 16–30.

Чошанов М.А. E-дидактика: новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий // Образовательные технологии и общество. – 2013. – №3. – С. 684–694.

Фролов И.Н. E-didactics как теоретический базис электронного обучения // В мире научных открытий. – 2011. – Т. 14. – №2. – С. 135–142.

Гарцов А.Д., Гарцова Д.А. Электронная дидактика в обучении иностранным языкам // Полилингвиальность и транскультурные практики. – 2013. – №1. – С. 58–62.

Чиркова Л.Н., Борщик Л.Н. К вопросу о развитии дидактики в условиях электронного образования // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2014. – №10. – С. 222–227.

Монахов В.М., Тихомиров С.А. Эволюция методической системы электронного обучения // Яросл. пед. вестн. – 2018. – №6. [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/ article/n/evolyutsiya-metodicheskoy-sistemy-elektronnogo-obucheniya (дата обращения: 08.01.2020)

Ковалев М.М. Образование для цифровой экономики // Цифровая трансформация. – 2018. – №1 (2). – С. 37–42.

Schleicher A. Education disrupted – education rebuilt: Some insights from PISA on the availability and use of digital tools for learnin // OECD Education and Skills Today [Electronic resource]. URL: https://oecdedutoday.com/coronavirus-education-digital-tools-for-learning (Date of access: 22.07.2020)

OECD. The state of school education. One year into the COVID pandemic. – 2021. [Electronic resource]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/201dde84-en.pdf (Date of access: 22.07.2020)

Полат Е.С. К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения // Открытое образование. – 2005. – №3. – С. 71–77.

Король А. Дистанция в образовании: от методологии к практике // Наука и инновации. – 2020. – №6 (208). – С. 22–29.

Matthews D. How will technology reshape the university by 2030? [Electronic resource]. URL: https://www.timeshighereducation.com/features/how-will-technology-reshape-university-2030. (Date of access: 6.07.2020)

Матонин В.В. Тренды современного образования: геймификация // Вестн. Бурят. гос. ун-та.: Образование. Личность. Общество. – 2017. – №2. – С. 36–40.

Татаринов К.А. Мобильное обучение поколения «Z» // Балт. гуманит. журн. – 2019. – №2(27). – С. 103–105.

REFERENCES

Gosudarstvennaia programma «Cifrovoi Kazahstan» na 2018–2022 gody [State program “Digital Kazakhstan” for 2018–2022] [Electronic resource]. URL: https://digitalkz.kz/ [in Russian]

Ignatova N.Iu. Obrazovanie v cifrovuiu epohu: monografia [Education in the digital age: monograph] Nijniy Tagil: NTI (filial) UrFU, 2017. – 128 s. [in Russian]

Afanasieva G.A. Razvitie obrazovatelnogo processa v novoi cifrovoi srede [Development of the educational process in the new digital environment] // Ekologia urbanizirovannyh territoriy. – 2018. – №2. – S. 105–107. [in Russian]

Gambeeva Iu.N., Sorokina E.I. Cifrovaia transformacia sovremennogo obrazovatelnogo processa. [Digital transformation of the modern educational process] // Izvestia VGPU. Pedagogicheskie nauki. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-sovremennogo-obrazovatelnogo-protsessa/viewer (date of access: 03.03.2020). [in Russian]

Pozdniakov V.A., Shlyk V.V. Kompiuternaia didaktika [Computer didactics] // Teoreticheskie osnovy i tehnologii otkrytogo obrazovania. Materialy Vserossiskoi nauchno-metodicheskoi konferencii. – Lipeck: LGTU, 2004. – Ch. 2. – S. 106–113. [in Russian]

Bashmakov A.I., Bashmakov I.A. Razrabotka kompiuternyh uchebnikov i obuchaiushih sistem. [Development of computer textbooks and teaching systems]. – M.: Informacionno-izdatelskiy dom «Filin», 2003. – 616 s. [in Russian]

Ospennikova E.V. E-didaktika multimedia: problemy i napravlenia issledovania [E-didactics of multimedia: problems and directions of research] // Vestn. Perm. gos. gumanit.-ped. un-ta. Ser.: Informacionnye kompiuternye tehnologii v obrazovanii. – 2005. – №1. – S. 16–30. [in Russian]

Choshanov M.A. E-didaktika: novyi vzgliad na teoriu obuchenia v epohu cifrovyh tehnologiy [E-Didactics: A New Look at Learning Theory in the Digital Age] // Obrazovatelnye tehnologii i obshestvo. – 2013. – №3. – S. 684–694. [in Russian]

Frolov I.N. E-didactics kak teoreticheski bazis elektronnogo obuchenia [E-didactics as a theoretical basis for e-learning] // V mire nauchnyh otkryti. – 2011. – T. 14. – №2. – S. 135–142. [in Russian]

Garcov A.D., Garcova D.A. Elektronnaia didaktika v obuchenii inostrannym iazykam [Electronic didactics in teaching foreign languages] // Polilingvialnost i transkulturnye praktiki. – 2013. – №1. – S. 58–62. [in Russian]

Chirkova L.N., Borshik L.N. K voprosu o razvitii didaktiki v usloviah elektronnogo obrazovania [To the question of the development of didactics in the context of e-education] // Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie. – 2014. – №10. – S. 222–227. [in Russian]

Monahov V.M., Tihomirov S.A. Evoliucia metodicheskoi sistemy elektronnogo obuchenia [Evolution of the methodological system of e-learning] // Iarosl. ped. vestn. – 2018. – №6. [Electronic resource] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-metodicheskoy-sistemy-elektronnogo-obucheniya (date of access: 08.01.2020). [in Russian]

Kovalev M.M. Obrazovanie dlia cifrovoi ekonomiki [Education for the digital economy] // Cifrovaia transformacia. – 2018. – №1 (2). – S. 37–42. [in Russian]

Schleicher A. Education disrupted – education rebuilt: Some insights from PISA on the availability and use of digital tools for learning. OECD Education and Skills Today [Electronic resource]. URL: https://oecdedutoday.com/coronavirus-education-digital-tools-for-learning/ (date of access: 22.07.2020).

OECD. The state of school education. One year into the COVID pandemic. – 2021. [Electronic resource]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/201dde84-en.pdf (Date of access: 22.07.2020)

Polat E.S. K probleme opredelenia effektivnosti distancionnoi formy obuchenia [On the problem of determining the effectiveness of distance learning] // Otkrytoe obrazovanie. – 2005. – №3. – S. 71–77. [in Russian]

Korol A. Distancia v obrazovanii: ot metodologii k praktike [Distance in education: from methodology to practice] // Nauka i innovacii. – 2020. – №6 (208). – S. 22–29. [in Russian]

Matthews D. How will technology reshape the university by 2030? [Electronic resource]. – URL: https://www.timeshighereducation.com/features/how-will-technology-reshape-university-2030. (Date of access: 6.07.2020)

Matonin V.V. Trendy sovremennogo obrazovania: geimifikacia [Trends in modern education: gamification] // Vestn. Buriat. gos. un-ta.: Obrazovanie. Lichnost. Obshestvo. – 2017. – №2. – S. 36–40. [in Russian]

Tatarinov K.A. Mobilnoe obuchenie pokolenia «Z» [Mobile learning of generation Z] // Balt. gumanit. jurn. – 2019. – №2(27). – S. 103–105. [in Russian]

Загрузки

Опубликован

2023-09-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ