Основные барьеры развития инновационной деятельности преподавателей вузов Казахстана

Авторы

  • Р.Е. Кусаинова Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева
  • Г.Т. Уразбаева Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева
  • Г.З. Тажитова Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева

Ключевые слова:

инновации, преподаватели университетов, инновационная деятельность, барьеры на пути инноваций, образование.

Аннотация

Актуальность изучения проблемы барьеров преподавателей университетов к инновационной деятельности обусловлена современными требованиями к личности педагога в сфере высшего образования. Данная статья посвящена определению сущности «барьеры» инновационной деятельности преподавателя университета. В настоящее время основной целью нововведений в высшем образовании является гармоничное развитие личности, творческих способностей человека, повышение интеллектуального, инновационного потенциала страны. Инновации в образовании выступают только частью процесса усвоения инновационных знаний, умений и ценностей личности. Соответственно, особое значение приобретают проблемы, связанные с изучением и формированием инновационной деятельности преподавателя университета.
Для получения результатов исследования в данной статье были использованы методы: теоретические (анализ и синтез научных работ отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования); эмпирические (анкетирование, педагогическое наблюдение). Проведено анонимное анкетирование с преподавателями университетов Казахстана. Главной целью определить барьеры, препятствующих освоению инноваций преподавателей университета. Проведенный опрос показал, что существуют определенные барьеры в инновационной деятельности преподавателей вузов.
Исследование показывает, что не все преподаватели занимаются инновационной деятельностью, и существуют возможные причины. Большинство из них являются: страх перед инновациями; старые методы эффективнее, чем новые методы и т.д. Авторы статьи пришли к выводу, что плодотворная и успешная работа преподавателей в высшем учебном заведении является одной из способов к преодолению барьеров. Особое значение имеет самообразование и саморазвитие преподавателей университетов, стремление к инновационной деятельности, достигать поставленных целей, уметь устранять причины возникающих трудностей.

Библиографические ссылки

BIBLIOGRAPHY

Champika Liyanagea, Renuka Thakorea, Dilanthi Amartungab, Amina Mustaphaa, Richard Haigh The Barriers to Research and Innovation in Disaster Resilience in Higher Education Institutions in Asia 7-th International Conference on Building Resilience; Using scientific knowledge to inform policy // Procedia Engineering and practice in disaster risk reduction, ICBR2017, 27–29 November 2017. Bangkok, Thailand, 2018. P. 1225–1232 [Electronic resource]. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S187770581830184X (date of access 12.02.2023)

Steven Sutantro. Why Innovation Absolutely Matters in Education // Northwest Missouri State University. 2018. https://online.nwmissouri.edu/programs/education/msed/leadership/innovation-matters-in-education/ (date of access 15.02.2023) 3. McGuinness M. The Crucial Difference Between Creativity and Innovation. [Electronic resource]. URL: https://lateralaction.com/articles/creativity-innovation/#:~:text=He's%20put%20me%20in%20mind,work%20of%20making%20things%20happen (date of access 19.02.2023)

Esdal L. Four Dimensions of Innovation in Education // Education Week. – 2017. [Electronic resource]. URL: https://www.edweek.org/education/opinion-four-dimensions-of-innovation-in-education/2017/03 (date of access 19.02.2023)

Кожамжарова Б.С. Сущность образования и разновидности инновационных педагогических технологий. [Electronic resource]. URL: https://www.rusnauka.com/7_NITSB_2012/Pedagogica/2_103865.doc.htm (date of access 19.02.2023)

Ожигов С.И. Толковый словарь. [Electronic resource]. URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=1117 (date of access: 12.02.2023).

Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности. [Electronic resource]. URL: https://hr-portal.ru/article/barer-kak-kategoriya-i-ego-rol-v-deyatelnosti (date of access 5.03.2023)

Фильченкова И.Ф. Вовлечение преподавателей в инновационную деятельность как процесс преодоления инновационных барьеров // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – №4 (часть 1). – C. 186–190.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогикa: учебное пособие. – М.: Академия, 2013. – 576 с.

Сластенин В.A., Исаев И.Ф., Шиянов E.Н. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. – M.: Академия, 2002. – 576 с.

Соловова Н.В., Калмыкова О.Ю., Лаврентьева О.В. Анализ «барьеров» в педагогической деятельности преподавателя вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2010. – Том 7. – №3. – C. 164–170.

Деркач A.A., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития: монография. – М.: Изд-во Моск. псих.-соц. инст-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. – 496 с.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов на Дону, 1997. – 473 с.

Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

Божович Л.И. Барьеры в педагогической деятельности. [Electronic resource]. URL: https://studme.org/362998/pedagogika/barery_pedagogicheskom_obschenii (date of access 19.03.2023)

Anna Lašákováa, Ľubica Bajzíkováa, Indra Dedzeb Barriers and drivers of innovation in higher education: Case study-based evidence across ten European universities // International Journal of Educational Development. – 2017. – Vol. 55. – P. 69–79.

Huizingh E. Moving the innovation horizon in Asia // Technovation. – 2017. – Vol. 60–61. – P. 43–44.

OECD, “Agricultural innovation systems: A framework for analyzing the role of the government”, Working Party on Agricultural Policies and Markets, OECD Publishing, 2013. [Electronic resource]. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/agriculture-and-food/agricultural-innovation-systems_9789264200593-en#page1 (date of access 19.03.2023)

REFERENCES

Champika Liyanagea, Renuka Thakorea, Dilanthi Amartungab, Amina Mustaphaa, Richard Haigh The Barriers to Research and Innovation in Disaster Resilience in Higher Education Institutions in Asia 7-th International Conference on Building Resilience; Using scientific knowledge to inform policy // Procedia Engineering and practice in disaster risk reduction, ICBR2017, 27–29 November 2017. Bangkok, Thailand, 2018. P. 1225–1232 [Electronic resource]. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S187770581830184X (date of access 12.02.2023)

Steven Sutantro. Why Innovation Absolutely Matters in Education // Northwest Missouri State University. 2018. https://online.nwmissouri.edu/programs/education/msed/leadership/innovation-matters-in-education/ (date of access 15.02.2023)

McGuinness M. The Crucial Difference Between Creativity and Innovation. [Electronic resource]. URL: https://lateralaction.com/articles/creativity-innovation/#:~:text=He's%20put%20me%20in% 20mind,work%20of%20making%20things%20happen (date of access 19.02.2023)

Esdal L. Four Dimensions of Innovation in Education // Education Week. – 2017. [Electronic resource]. URL: https://www.edweek.org/education/opinion-four-dimensions-of-innovation-in-education/2017/03 (date of access 19.02.2023)

Kojamjarova B.S. Sushnost obrazovania i raznovidnosti innovacionnyh pedagogicheskih tehnologiy [The essence of education and the varieties of innovative pedagogical technologies]. [Electronic resource]. URL: https://www.rusnauka.com/7_NITSB_2012/Pedagogica/2_103865.doc.htm (date of access 19.02.2023) [in Russian]

Ojigov S.I. Tolkovyi slovar [Explanatory dictionary]. [Electronic resource]. URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=1117 (date of access: 12.02.2023). [in Russian]

Shakurov R.H. Barier kak kategoria i ego rol v deiatelnosti [Barrier as a category and its role in activity]. [Electronic resource]. URL: https://hr-portal.ru/article/barer-kak-kategoriya-i-ego-rol-v-deyatelnosti (date of access 5.03.2023) [in Russian]

Filchenkova I.F. Vovlechenie prepodavatelei v innovacionnuiu deiatelnost kak process preodolenia innovacionnyh barierov [Involvement of teachers in innovative activities as a process of overcoming innovation barriers] // Sovremennye naukoemkie tehnologii. – 2016. – №4 (chast 1). – S. 186–190. [in Russian]

Slastenin V.A., Isaev I.F., Shianov E.N. Pedagogika: uchebnoe posobie [Pedagogy: a textbook]. – M.: Akademia, 2013. – 576 s. [in Russian]

Slastenin V.A., Isaev I.F., Shianov E.N. Pedagogika: uchebnoe posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zav. [Pedagogy: a textbook]. – M.: Akademia, 2002. – 576 s. [in Russian]

Solovova N.V., Kalmykova O.Iu., Lavrentieva O.V. Analiz «barierov» v pedagogicheskoi deiatelnosti prepodavatelia vuza [Analysis of “barriers’ in the pedagogical activity of a university teacher] // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seria: Psihologo-pedagogicheskie nauki. – 2010. – Tom 7. – №3. – C. 164–170. [in Russian]

Derkach A.A., Selezneva E.V. Akmeologicheskaia kultura lichnosti: soderjanie, zakonomernosti, mehanizmy razvitia [Acmeological culture of personality: content, patterns, mechanisms of development]: monografia. – M.: Izd-vo Mosk. psih.-soc. inst-ta; Voronej: Izd-vo NPO «MODEK», 2006. – 496 s. [in Russian]

Zimniaia I.A. Pedagogicheskaia psihologia [Educational psychology]. – Rostov na Donu, 1997. – 473 s. [in Russian]

Markova A.K. Psihologia truda uchitelia [Psychology of teacher's work]. – M.: Prosveshenie, 1993. – 192 s. [in Russian]

Bojovich L.I. Bariery v pedagogicheskoi deiatelnosti [Barriers to teaching]. [Electronic resource]. URL: https://studme.org/362998/pedagogika/barery_pedagogicheskom_obschenii (date of access 19.03.2023) [in Russian]

Anna Lašákováa, Ľubica Bajzíkováa, Indra Dedzeb Barriers and drivers of innovation in higher education: Case study-based evidence across ten European universities // International Journal of Educational Development. – 2017. – Vol. 55. – P. 69–79.

Huizingh E. Moving the innovation horizon in Asia // Technovation. – 2017. – Vol. 60–61. – P. 43–44.

OECD, “Agricultural innovation systems: A framework for analyzing the role of the government”, Working Party on Agricultural Policies and Markets, OECD Publishing, 2013. [Electronic resource]. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/agriculture-and-food/agricultural-innovation-systems_9789264200593-en#page1 (date of access 19.03.2023)

Загрузки

Опубликован

2024-06-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ