Проблема буллинга в школе и зарубежный опыт ее решения

Авторы

  • Т.К. Мустапаева Международный казахско-турецкий университет имени Х.А.Ясави
  • Г.У. Елеусинова Актюбинского регионального университета имени К. Жубанова,
  • Б.Ш. Ибатуллин Военный институт Сухопутных войск имени С. Нурмагамбетова

Ключевые слова:

буллинг, буллинг в школе, профилактика буллинга, физическая насилия, психологическая насилия.

Аннотация

В статье рассматривается понятие «буллинга», некоторые виды буллинга и дана краткая информация о причинах буллинга. В исследовательской актуальности статьи описывается важность ее профилактики, формулируя, что буллинговые действия в школе негативно влияют как на отношение учащихся к обучению, так и на эмоциональные, личностные качества, ухудшение субъективного самочувствия. При теоретическом анализе ряда зарубежных исследований, связанных с профилактикой школьного буллинга используются такие методы как систематизация, обобщение, методы анализа педагогической продукции и методы статистической обработки экспериментальных данных. На основе зарубежных исследований представлены различные механизмы и научные данные профилактики буллинга. Анализируются практики предотвращения буллинга в Корее, Мексике, США, Финляндии и Нигерии. По зарубежному опыту определяется значимость специальных мероприятий, связанных с развитием у учащихся эмпатических способностей, повышением самоэффективности, улучшением взаимодействия, связанного с восстановлением общения участников конфликта, поддержанием позитивности, совершенствованием чувства сострадания наблюдателей в буллинговых ситуациях, овладением самостоятельными защитными действиями. В статье приведены статистические данные о видах и частоте физического и психологического насилия среди школьников городов Алматы и Туркестан.

Библиографические ссылки

ПАЙДАЛАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ / REFERENCES

Behind the numbers: ending school violence and bullying. [Electronic resource]. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000366483.locale=ru (date of access 12.11.2023) 2. Programme for International Student Assessment. (2019). PISA 2018 Assessment and analytical framework. OECD Publishing. [Electronic resource]. URL: https://www.oecd.org/education/pisa-2018-assessment-and-analytical-framework-b25efab8-en.htm (date of access 12.11.2023)

Об утверждении индекса благополучия детей. Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 1 февраля 2022 года №21-р. [Ob utverjdenii indeksa blagopoluchia detei. Rasporiajenie Premier-Ministra Respubliki Kazahstan ot 1 fevralia 2022 goda №21-r. [On the approval of the child welfare index. Order of the Prime Minister of the Republic of Kazakhstan dated February 1, 2022 No.21-r.]] [Electronic resource]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/R2200000021 (date of access 12.11.2023) [in Russian]

Canas-Pardo E. Acoso escolar: características, factores de riesgo y consecuencias // Revista Doctorado UMH. – 2017. – №3 (1). – Р. 7–18.

Granados R. Riesgo de violencia y el acoso escolar en estudiantes de Guanajuato, Mexico // Revista de Investigacion Academica sin Frontera. – 2020. – №13. – Р. 1–23. https://doi.org/10.46589/rdiasf.vi33.316.

Valle-Barbosa M.A., Torre de la A.M., Robles-Banuelos R., Lopez M.G.V., Flores-Villavicencio M.E., Gonzalez-Perez G.J. La violencia y acoso escolar en una escuela de Guadalajara, Mexico // Revista Iberoamericana de Educacion. – 2019. – №79 (2). – Р. 43–58. https://doi.org/10.35362/rie7923180

Falla D., Ortega-Ruiz R. Los Escolares Diagnosticados con Trastorno del Espectro Autista y Víctimas de Acoso Escolar: una Revision Sistematica // Psicol. Educ. – 2019. – №25 (2). – Р. 77–90. 8. Pérez-Jorge D., Alonso-Rodríguez I., Arriagada-Venegas M., Ariño-Mateo E. Restorative methods as a strategy for the prevention of violence and bullying in primary and secondary schools in Mexico: An exploratory study // Heliyon. – 2023. – №17;9(7):e18267. doi: 10.1016/j.heliyon.2023.e18267

Pérez-Jorge D., Alonso-Rodríguez I., Arriagada-Venegas M., Ariño-Mateo E. Restorative methods as a strategy for the prevention of violence and bullying in primary and secondary schools in Mexico: An exploratory study // Heliyon. – 2023. – Vol. 9, Issue 7, e18267. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2023.e18267

Valdes-Morales R., Lopez V., Jimenez-Vargas F. Inclusion educativa en relacion con la cultura y la convivencia escolar // Educacion y Educadores. – 2019. – №22 (2). – Р. 187–211. https://doi.org/10.5294/edu.2019.22.2.2 11. Miranda A., Rodriguez M.C. Are bullying experiences and developmental assets associated with education outcomes for youth in foster care? // Children and Youth Services Review. – 2023. – №155. Article 107160. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2023.107160

Viola Lechner, Irina Catrinel Crăciun, Herbert Scheithauer, Barriers, resources, and attitudes towards (cyber-)bullying prevention/intervention in schools from the perspective of school staff: Results from focus group discussions // Teaching and Teacher Education. – 2023. – Vol. 135. https://doi.org/10.1016/j.tate.2023.104358.

Perez-Jorge D., Alonso-Rodríguez I., Arino-Mateo E., Rodríguez-Jimenez M.C. Prevention of school conflict in a Mexican primary school from an integrative and restorative perspective // Education. – 2021. – №3–13. – Р. 1–15. https://doi.org/10.1080/03004279.2021.1914126.

Salmivalli C., Lagerspetz K., Bjorkqvist K., Osterman K., Kaukiainen A. Bullying as a group process: Participant roles and their relations to social status within the group // Aggressive Behavior: Official Journal of the International Society for Research on Aggression. – 1996. – №22(1). – Р. 1–15.

Karna A., Voeten M., Little T. D., Poskiparta E., Kaljonen A., Salmivalli C. A large-scale evaluation of the KiVa antibullying program: Grades 4–6 // Child development. – 2011. – №82(1). – Р. 311–330.

You-Kyung Han, Aeri Song, Su Jung Um. Implementation and evaluation of the Youth Police Academy school bullying prevention program in South Korea // International Journal of Educational Research. – 2021. – Vol. 110. 101881. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2021.101881

McCluskey G. Restoring the Possibility of Change? A Restorative Approach with Troubled and Troublesome Young People // International Journal on School Disaffection. – 2010. – Т. 7. – №1. – Р. 19–25.

McCold P. La historia reciente de la justicia restaurativa. Mediacion, círculos y conferencias // Delito y Sociedad. – 2013. – Т. 22. – №36. – Р. 9–44.

Kennedy R.S. A meta-analysis of the outcomes of bullying prevention programs on subtypes of traditional bullying victimization: Verbal, relational, and physical // Aggression and Violent Behavior. – 2020. – №55. Article 101485. https://doi.org/10.1016/j.avb.2020.101485 20. Абдыхалықова Ж.Е., Баймуханова А.Ж., Абдуллаева Ж., Муталиева А.Ш. Білім беру жүйесінде буллингтің алдын алудың шетелдік және отандық тәжірибесі // Л.Н. Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университетінің хабаршысы. Педагогика. Психология. Әлеуметтану сериясы. – 2023. – №4(145). – Б. 261–272. [Abdyhalyqova J.E., Baimuhanova A.J., Abdullaeva J., Mutalieva A.Sh. Bіlіm beru juiesіnde bullingtіn aldyn aludyn sheteldіk jane otandyq tajіribesі [Foreign and domestic experience of bulling prevention in the education system] // L.N. Gumilev atyndagy Eurazia ulttyq universitetіnіn habarshysy. Pedagogika. Psihologia. Aleumettanu seriasy. – 2023. – №4(145). – B. 261–272.] [in Kazakh] 21. Ahmed I., Hamzah A.B., Abdullah M.N.L.Y.B. Effect of social and emotional learning approach on students' social-emotional competence // International Journal of Instruction. – 2020. – №13(4). – Р. 663–676. https://doi.org/10.29333/iji.2020.13441a

Katherine M. Ingram, Dorothy L. Espelage, Gabriel J. Merrin, Alberto Valido, Jennifer Heinhorst, Mary Joyce. Evaluation of a virtual reality enhanced bullying prevention curriculum pilot trial // Journal of Adolescence. – 2019. – №71. – Р. 72–83. 23. Catalano R.F., Berglund M.L., Ryan J.A.M., Lonczak H.S., Hawkins J.D. Positive youth development in the United States: Research findings on evaluations of positive youth development programs // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. – 2004. – №591(1). – Р. 98–124. https://doi.org/10.1177/0002716203260102

Davis D.E., Choe E., Meyers J., Wade N., Varjas K., Gifford A., Worthington E. L. Thankful for the Little Things: A Meta-Analysis of Gratitude Interventions // Journal of Counseling Psychology. – 2016. – №63(1). – Р. 20–31. doi:10.1037/cou0000107 25. Torybayeva J., Tusseyev M., Zhorabayeva A. The Problem of Organizing Volunteer Activities to Provide a Safe Educational Environment from the Perspective of a Healthy Lifestyle of Student Youth // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2023. – №3(129). – Б. 211–223.

Психологическое сопровождение детей, переживших насилие и жестокое обращение в семье: методическое пособие / отв. ред. Н.А. Коваль. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014. – 99 с. [Psihologicheskoe soprovojdenie detei, perejivshih nasilie i jestokoe obrashenie v semie: metodicheskoe posobie [Psychological support for children who have experienced violence and abuse in the family: a methodological guide] / otv. red. N.A. Koval. – Tambov: Izd-vo TROO «Biznes-Nauka-Obshestvo», 2014. – 99 s.] [in Russian]

Загрузки

Опубликован

2024-06-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ