ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММНОЙ КОНЦЕПЦИИ PISA-2021

Авторы

  • Д.Н. Нургабыл Жетысуский университет имени И. Жансугурова
  • Б.Б. Саткулов Жетысуский университет имени И. Жансугурова

Ключевые слова:

модульная технология обучения, математическая грамотность, алгоритмический метод обучения, мыслительные навыки, метод сведения задач, международные исследования PISA.

Аннотация

. В данной статье с помощью результатов проведенного педагогического
экспериментального исследования были выявлены образовательные проблемы,
возникающие у учителей в процессе обучения школьников математической грамотности:
низкая доля практико-ориентированных задач от общего числа учебных задач школьной
математики, предназначенных для 15-летних школьников, пассивное отношение учителей к
вопросам формирования у школьников математической грамотности. Анализ
экспериментальных данных позволил заключить о недостаточности знаний и умений у
учителей по вопросам сведения стандартной задачи школьного курса математики к
проблемным ситуациям в контексте оценочных задач PISA, составления систем заданий к
этим задачам, содержащие алгоритм решения искомой задачи, описания наглядного объекта,
позволяющий визуализацию поставленной задачи. Для решения названных проблем в работе
предлагается применить модульную технологию в процессе обучения школьников
математической грамотности, алгоритмический метод редукции стандартной задачи к
оценочно-обучающим заданиям в контексте программной концепции PISA-2021. В работе
рассматриваются задания к проблемной ситуации, как объекты мыслительной деятельности
учащихся, выделены основные компоненты «Математического рассуждения» школьника. А
именно: распознает область задания, вычленяет основные составляющие заданий; подводит
данные под известные понятия; устанавливает междисциплинарные связи; применяет
индукцию и междисциплинарные знания в составлении математической модели; решает
математическую задачу; интерпретирует, оценивает решение в контексте рассматриваемого
явления. Анализ алгоритмов решения заданий позволил выделить следующие ключевые
структурные компоненты математической грамотности: понимания контекста заданий;
умения устанавливать соответствия между различными объектами; применять индукции и
знания; строить математические модели; находить решения математических моделей
заданий, интерпретировать и оценивать полученные решения; обладать навыками
математического рассуждения. Заключительное экспериментальное исследование подтвердило эффективность разработанной методики формирования и развития
математической грамотности у 15-летних школьников. 

Библиографические ссылки

OECD. The Future of Education and skills, Education 2030. [Электронный ресурс]. URL:

https://www.oecd.org/education/2030/E2030%20Position%20Paper%20 (05.04.2018).pdf (дата

обращения 12.01.2023)

Niemann D., Martens K. Soft governance by hard fact? The OECD as a knowledge broker in education

policy // Global Social Policy. – 2018. – №18(3). – P. 267–283. DOI: 10.1177/1468018118794076

PISA 2021. PISA 2021 Mathematics Framework (Draft). [Электронный ресурс]. URL: chromeextension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.oecd.org/pisa/sitedocument/PISA-2021-

mathematics-framework.pdf (дата обращения 12.01.2023)

Wang H.H., Charoenmuang M., Knobloch N.A. et al. Defining interdisciplinary collaboration based on

high school teachers’ beliefs and practices of STEM integration using a complex designed system //

International Journal of Stem Education. – 2020. – №7(3). – С. 1–17. https://doi.org/10.1186/s40594-

-0201-4

Lee J., Park D. Do American and Korean education systems converge? Tracking school reform policies

and outcomes in Korea and the USA // Asia Pacific Education Review. – 2014. – №15(3). – P. 391–399.

DOI: 10.1007/s12564-014-9325-x

Abu Bakar M.A., Ismail N. Exploring students Metacognitive Regulation skills and Mathematics

Achievement in Implementation of 21st Century Learning in Malaysia // Problems of Education in the

st Century. – 2020. – №78 (3). – P. 314–327. DOI: 10.33225/pec/20.78.314

Saarela M., Karkkainen T. Knowledge Discovery from the Programme for International Student

Assessment // Learning Analytics: Fundamentals, Applications, and Trends: A view of the Current State

of the Art to Enhance E-Learning. – 2017. – №94. – P. 229–267. DOI: 10.1007/978-3-319-52977-6_8

Bi H.H. Benchmarking the international compulsory education performance of 65 countries and

economies: Findings from PISA 2006, 2009, and 2012 // Benchmarking-an International Journal. –

– №25(1). – P. 98–119. DOI: 10.1108/BIJ-09-2016-0144

Retnawati H., Wulandari N.F. The Development of students’ mathematical literacy Proficiency //

Problems of Education in the 21st Century. – 2019. – №77(4). – P. 502–514. DOI:

33225/pec/19.77.502 10. Jailani J., Retnawati H., Djidu H., et al. Mathematical literacy Proficiency Development Based on

Content, Context, and Process // Problems of Education in the 21st Century. – 2020. – №78(1). – P. 80–

DOI: 10.33225/pec/20.78.80

Addey C. Golden relics & historical standards: how the OECD is expanding global education

governance through PISA for Development // Critical Research in Education. – 2017. –№58 (3). – P.

–325. DOI:10.1080/17508487.2017.1352006

Мубараков А.М., Атаев Б.К., Мусайбеков Р.К. Геометриялық есептерді шешуде оң сыңар ми

қызметінің ерекшеліктерін қолдану // Қарағанды университетінің хабаршысы. Педагогика

сериясы. – 2018. – №4. – Б. 31–38.

Алибекова Ж.Д., Мейрбекова Г.П., Кошанова Г.Д. Математикалық модельдеу әдісін қолдану

арқылы оқушылардың математикалық ойлау қабілетін қалыптастыру // Ясауи университетінің

хабаршысы. – 2022. – №4(126). – Б. 212–224.

Виленкин Н.Я., Блох А.Я., Таварткиладзе Р.К. Воспитание мыслительных способностей

учащихся в процессе обучения математике. В кн.: Современные проблемы методики

преподавания математики. – М.: Просвещение, 1985. – С. 201–221.

OECD. The Future of Education and skills, Education 2030. [Электронный ресурс]. URL:

https://www.oecd.org/education/2030/E2030%20Position%20Paper%20 (05.04.2018).pdf (дата

обращения 12.01.2023)

Niemann D., Martens K. Soft governance by hard fact? The OECD as a knowledge broker in education

policy // Global Social Policy. – 2018. – №18(3). – P. 267–283. DOI: 10.1177/1468018118794076

PISA 2021. PISA 2021 Mathematics Framework (Draft). [Электронный ресурс]. URL: chromeextension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.oecd.org/pisa/sitedocument/PISA-2021-

mathematics-framework.pdf (дата обращения 12.01.2023)

Wang H.H., Charoenmuang M., Knobloch N.A. et al. Defining interdisciplinary collaboration based on

high school teachers’ beliefs and practices of STEM integration using a complex designed system //

International Journal of Stem Education. – 2020. – №7(3). – С. 1–17. https://doi.org/10.1186/s40594-

-0201-4

Lee J., Park D. Do American and Korean education systems converge? Tracking school reform policies

and outcomes in Korea and the USA // Asia Pacific Education Review. – 2014. – №15(3). – P. 391–399.

DOI: 10.1007/s12564-014-9325-x

Abu Bakar M.A., Ismail N. Exploring students Metacognitive Regulation skills and Mathematics

Achievement in Implementation of 21st Century Learning in Malaysia // Problems of Education in the

st Century. – 2020. – №78 (3). – P. 314–327. DOI: 10.33225/pec/20.78.314

Saarela M., Karkkainen T. Knowledge Discovery from the Programme for International Student

Assessment // Learning Analytics: Fundamentals, Applications, and Trends: A view of the Current State

of the Art to Enhance E-Learning. – 2017. – №94. – P. 229–267. DOI: 10.1007/978-3-319-52977-6_8

Bi H.H. Benchmarking the international compulsory education performance of 65 countries and

economies: Findings from PISA 2006, 2009, and 2012 // Benchmarking-an International Journal. –

– №25(1). – P. 98–119. DOI: 10.1108/BIJ-09-2016-0144

Retnawati H., Wulandari N.F. The Development of students’ mathematical literacy Proficiency //

Problems of Education in the 21st Century. – 2019. – №77(4). – P. 502–514. DOI:

33225/pec/19.77.502

Jailani J., Retnawati H., Djidu H., et al. Mathematical literacy Proficiency Development Based on

Content, Context, and Process // Problems of Education in the 21st Century. – 2020. – №78(1). – P. 80–

DOI: 10.33225/pec/20.78.80

Addey C. Golden relics & historical standards: how the OECD is expanding global education

governance through PISA for Development // Critical Research in Education. – 2017. –№58 (3). – P.

–325. DOI:10.1080/17508487.2017.1352006

Mubarakov A.M., Ataev B.K., Musaibekov R.K. Geometrialyq esepterdi sheshude on synar mi

qyzmetinin erekshelikterin qoldanu [Using the features of the work of the right hemisphere in solving geometric problems] Qaragandy universitetinin habarshysy. Pedagogika seriasy. – 2018. – №4. – P. 31–

[in Kazakh]

Alibekova J.D., Meyrbekova G.P., Koshanova G.D. Matematikalyq modeldeu adisin qoldanu arqyly

oqushylardyn matematikalyq oilau qabiletin qalyptastyru [Formation of students' ability to think

mathematically using the method of mathematical modeling] // Iasaui universitetinin habarshysy. –

– №4(126). – B. 212–224. [in Kazakh]

Vilenkin N.Ia., Bloh A.Ia., Tavartkiladze R.K. Vospitanie myslitelnyh sposobnostei uchashihsia v

processe obuchenia matematike. V kn.: Sovremennye problemy metodiki prepodavania matematiki

[Education of mental abilities of students in the process of teaching mathematics. In: Modern problems

of methods of teaching mathematics]. – M.: Prosveshenie, 1985. – P. 201–221. [in Russian]

Загрузки

Опубликован

2024-03-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ