Характер лингвокультурологических единиц в концепте «Человек-Мир-Время» в труде М. Кашкари «Дивани лугат-ит-тюрк»

Авторы

  • Косымова Г.С. Казахский национальный педагогический университет имени Абая
  • Телгожаева К.С. Алматинский университет энергетики и связи имени Г. Даукеева

Ключевые слова:

концепт Человек-Мир-Время, тюркское мировоззрение, прагматика, национальное существо, духовные богатства.

Аннотация

Концепция «Человек-Мир-Время» – это триединство, которое информирует о знаниях, существовании, образе жизни, национальном характере, цивилизации и культуре, языке и языковым богатстве всего человечества. Признание этой троицы с помощью исторической записей и изучение истории языка на основе письменной литературы Средневековья способствует признанию лексических, семантических, прагматических и парадигматических связей языка. В статье рассматривается особенность тюрского мировоззрение через лингвистический анализ природы лингвокогнитивных единиц в концепте «Человек-Мир-Время». В ходе исследования был сделан образ истории изучения трудов Кашкари в казахским языкознании. Главная новизна исследования заключается в том, что концепция «Человек-Мир-Время» в общечеловеческом понятии впервые рассматриваются как триединство. Хотя понятия «Человек-Мир» широко рассматривается в мировой лингвистике, это одно из новых тем, не изученных в казахской лингвистике. Поэтому, рассматривая время как силу, связывающую мир и человек, в статье были описаны языковые единицы, представляющие отношения «Человек-Мир-Время».  Для того чтобы распознать особенность нации по частоте употребления понятий Человек-Мир-Время в тюрском мировоззрении примеры дано в виде таблицы, а также представлен индекс общечеловеческих ценностей в тюркском мировоззрении. Примеры взяты из книги М. Кашкари «Дивани лугат-ит-тюрк» раздел «Пословицы о мудрости». Доказано, что только из этого раздела можно распознать передовую модель тюркского мировоззрения и цивилизации.

Библиографические ссылки

Қосыбаев М.М. М. Қашқари «Диуани-лұғат-ит-түрік» еңбегіндегі әлемнің тілдік бейнесі: PhD ... дисс. – Астана, 2014. – 120 б.

Садуов Б.Н. М. Қашқари мұрасындағы «Адам-Әлем» қатынасы мәселесі: Филос. ғыл. канд. ... дисс. – Кентау, 2007. – 118 б.

Досмұхаметұлы Х. Диуан-луғат ит-түрік // «Шолпан» журналы. – Ташкент, 1923. – №6-8. – Б. 19–29.

Сүйіншәлиев Х.Ж. Диуани-лұғат-ит-Түрік: Оқу құралы. – Алматы: ҚазҰУ баспасы, 1986. – 86 б.

Қашқари М. Түрік сөздігі. 1-том. / Ауд. А. Егеубай. – Алматы: Арда, 2017. – 592 б.

Mухитдинов Р.С. «Диуан луғат әт-турк» – түркітану темірқазығы. – Алматы: ҚазҰУ баспасы, 2011. – 148 б.

Вединяпина В.А. Интегративные основы образования в сопряженности «Мир-Человек», «Человек-Мир» // Фундаментальные исследования. – 2005. – №4. – С. 27–28.

Әлжан Қ.Ұ. М. Қашқари кеңістігі және оның дүниетанымдық бағдары. – Алматы: ФСИ, 2005. – 118 б.

Ниязғалиева А.Ә. М. Қашқари – жалпытүркілік тілдік тұлға // БҚМУ Хабаршысы. – 2019. – №4. – Б. 300–305.

Tokay Y. Dğvanü Lugatğ-t-Türk-te kızgınlık ğrade eden kelğmeler // Literature and history of Turkish or Nurkic. – 2011. – Volume 61 winter. – P. 1851–1862.

Üzülmez E. Divani Lugati-t-Türkde qecen idari ve askerı kavramlar üzerine bir inceleme. – Elazığ: Fırat üniversitesı, 2012. – 190 s.

REFERENCES

Qosybaev M.M. M. Qashqari «Diuani-lugat-it-turіk» enbegіndegі alemnіn tіldіk beinesі: PhD ... diss. [A linguistic image of the world in the M. Kashkari’s work “Diwani-lugat-it-turk”]. – Astana, 2014. – 120 b. [in Kazakh]

Saduov B.N. M. Qashqari murasyndagy «Adam-Alem» qatynasy maselesі [The problem of “Human-World” relationship in M. Kashkari heritage]. – Kentau, 2007. – 118 b. [in Kazakh]

Dosmuhametuly H. Diuan-lugat it-turіk [Diwani-lugat-it-turk] // Sholpan. – Tashkent, 1923. – №6-8. – B. 19–29. [in Kazakh]

Suyinshaliev H.J. Diuani-lugat-it-Turik [Diwani-lugat-it-turk]: Oqu quraly. – Almaty: QazUU baspasy, 1986. – 86 b. [in Kazakh]

Qashqari M. Turіk sozdіgі [Turkic dictionary]. 1-tom / Aud. A. Egeubai. – Almaty: Arda, 2017. – 592 b. [in Kazakh]

Muhitdinov R.S. «Diuan lugat at-turk» – turkіtanu temіrqazygy [“Diwan Lugat al-Turk” is a cornerstone of Turkic studies]. – Almaty: QazUU baspasy, 2011. – 148 b. [in Kazakh]

Vediniapina V.A. Integrativnye osnovy obrazovania v sopriajennosti «Mir-Chelovek», «Chelovek-Mir» [Integrative foundations of education in connection with “World-Human”, “Human-World”] // Fundamentalnye issledovania. – 2005. – №4. – S. 27–28. [in Russian]

Aljan K.U. M. Qashqari kenіstіgі jane onyn dunietanymdyq bagdary [M. Kashkari space and his worldview orientation]. – Almaty: FSI, 2005. – 118 b. [in Kazakh]

Niazgalieva A.A. M. Qashqari – jalpyturkіlіk tіldіk tulga [M. Kashkari – largest figure in the Turkic world] // BQMU Habarshysy. – 2019. – №4. – B. 300–305. [in Kazakh]

Tokay Y. Dğvanü Lugatğ-t-Türk-te kızgınlık ğrade eden kelğmeler // Literature and history of Turkish or Nurkic. – 2011. – Volume 61 winter. – P. 1851–1862. [in Turkish]

Üzülmez E. Divani Lugati-t-Türkde qecen idari ve askerı kavramlar üzerine bir inceleme [A recerarch on admimistrative and military terms in the Diwan Luqhanat-Turk]. – Elazığ: Fırat üniversitesi, 2012. – 190 s. [in Turkish]

Загрузки

Опубликован

2023-09-30