Отношения с Византийской империей в период Пророка [с.а.в.]

Авторы

  • Жасим Авжы Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави

Ключевые слова:

Святой Пророк, ислам, Византия, Геракл, битва Мута, поход Табук.

Аннотация

Для мусульман период Святого Пророка является самым важным периодом пятнадцати вековой исламской истории. Потому что слова и действия Святого Пророка стали одним из важных источников для более позднего периода. С этой точки зрения важны отношения Исламского государства под руководством Святого Пророка, центром которого является Медина, с Сасанидами и Византийской империей, которые были двумя гигантскими державами того периода.

В годы, когда пророк Мухаммед принес ислам арабской общине в Мекке, земли на севере Аравийского полуострова были местом византийско-сасанидской борьбы. В этом процессе мушрикские (языческие) мекканцы поддержали огнепоклонников Сасанидов, а монотеистические мусульмане эмоционально поддержали византийцев из ахли китаб. В Медине на седьмом году хиджры (628 г.) Святой Пророк разослал письма с приглашением принять ислам выдающимся правителям того времени. Один из этих правителей, византийский император Геракл (610–641), принял посланника Пророка Дихье ибн Халифа аль-Кальби во время его пребывания в Кудус. Святой Пророк также отправил посла к Гассани, правителю Египта и союзнику Византии, и пригласил его к исламу. Убийство посланника, посланного Святым Пророком правителю Бусры правителем Гассани, открыло путь к новому периоду и напряженности в исламо-византийских отношениях. После того, как Святой Пророк послал войско на Гассанидов, Гассаниды обратились за помощью к Византии. Таким образом, в битве при Муте в 8/629 г. мусульмане впервые столкнулись с византийской армией. Превосходящие численностью исламские силы были вынуждены отступить перед союзными византийско-гассанскими силами. В 9-м году хиджры (630 г. н.э.), услышав известие о том, что Византия готовится напасть на исламские земли, Святой Пророк сам начал поход во главе 30 000 армии и отправился в Табук. Он вернулся назад, потому что не встретил там византийских войск. Тем временем в некоторые близлежащие населенные пункты были отправлены воинские части, и территория была взята под контроль.

Библиографические ссылки

Georg Ostrogorsky, Bizans Devleti Tarihi [History of the Byzantine State] / Çev. Fikret Işıltan. – Ankara: Türk Tarih Kurumu, 1991. – 582 s. [in Turkish]

Stratos A.N. Byzantium in the Seventh Century 602-634 (trc. M. O. Grant), Adolf M. Hakkert, Amsterdam 1968.

Işın Demirkent, “Herakleios”, Türkiye Diyanet Vakfı İslâm Ansiklopedisi (DİA), XVII, 211. [in Turkish]

Ebû İshâk el-Fezârî, Kitâbü’s-Siyer [The Book of al-Sîrah] (nşr. Fârûk Hamâde), Müessesetü’r-Risâle, Beyrut1987. [in Arabic]

Taberî, Câmi‘u’l-beyân fî Tefsîri’l-Kur’ân [Interpretation of the Qur’an], el-Matba‘atü’l-Meymeniyye, Mısır 1321. [in Arabic]

Casim Avcı, İslâm-Bizans İlişkileri (610-847) [Relations between Byzantium and Islam], Türk Tarih Kurumu, Ankara 2018. [in Turkish]

İbn Kesîr, Tefsîru’l-Kur’âni’l-Azîm [Interpretation of the Qur’an] , Dâru İhyâ’i’t-Türâsi’l-Arabî, Kahire 1971. [in Arabic]

Sarıçam, İbrahim, Hz. Muhammed ve Evrensel Mesajı [The Prophet Muhammad and His Universal Message], Diyanet İşleri Başkanlığı Yayınları, Ankara 2012. [in Turkish]

Buhârî, Sahîhu’l-Buhârî, I-VIII, Çağrı Yayınları: İstanbul 1981. [in Arabic]

Müslim, Sahîhu Müslim, I-V, Çağrı Yayınları: İstanbul 1981. [in Arabic]

Taberî, Târîhu’l-Ümem ve’l-Mülûk [History of Nations and Kings] [Nşr. Ebü’l-Fazl İbrahim], I-XI, Dâru Süveydân, Beyrut, 1967. [in Arabic]

Hamidullah, Muhammed, İslâm Peygamberi [The Prophet of Islam] [Çeviren: Salih Tuğ], I-II, İrfan Yayınevi, İstanbul 1990. [in Turkish]

A. Öngül, “Dagâtır”, DİA, VIII, 399, 400. [in Turkish]

İbn Sa‘d, et-Tabakâtü’l-Kübrâ [The Book of Major Classes], Dâru Sâdır, Beyrut 1985. [in Arabic]

Hamidullah, Muhammed, Hz. Peygamber’in Altı Orijinal Mektubu [Six Orijinal Letters of the Prophet Muhammad] [Çev. Mehmet Yazgan], İrfan Yayınevi, İstanbul 1990. [in Turkish]

Theophanes, The Chronicle of Theophanes A.D. 602-813 [trc. Harry Turtledove], University of Penncylvania, Philadelphia 1982.

Nikephoros, Short History (nşr. ve trc. Cyril Mango), Dumbarton Oaks Research Library and Collection, Washington, D.C. 1990 s. 67, 185 (Neşredenin notu).

İbn Hişâm, es-Sîretü’n-Nebeviyye [The Life of the Prophet] [Neşreden: Muhammed es-Sakkâ ve dğr.] I-IV, Mustafa el-Bâbî el-Halebî, Kahire 1955. [in Arabic]

İbn Sa‘d, et-Tabakâtü’l-Kübrâ [The Book of Major Classes] [Nşr. İhsan Abbas], I-IX, Dâru Sâdır, Beyrut 1985. [in Arabic]

Vâkıdî, Kitâbü’l-Megâzî [The Military Operations of the Prophet], Neşreden: Marsden Jones, IIII, Alemü’l-Kütüb, Beyrut 1404/1984. [in Arabic]

İsmail Yiğit, “Tebük Gazvesi”, DİA, XL, 230. [in Turkish]

Ahmed b. Hanbel, Müsned, I-V, Çağrı Yayınları: İstanbul 1981. [in Arabic]

Ebû Ubeyd, Kitâbü’I-Emvâl [The Book of Treasure] (nşr. H.M. Herâs), Mektebetü Külliyyât’il-EzheriyyeKahire 1968. [in Arabic]

Загрузки

Опубликован

2023-03-30

Выпуск

Раздел

ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ