Реформы религиозного и светского образования у тюрков Османской империи и России в конце ХІХ – начале ХХ вв.

Авторы

  • Л.С. Динашева Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
  • Н.К. Каттабекова Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
  • Ю. Жахангир Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави

Ключевые слова:

Османская империя, Российские тюрки, панисламизм, реформа, мусульманская школа, светская школа.

Аннотация

В статье рассматриваются реформаторские тенденции в системе образования Османской империи и Туркестанского края в период царской власти в конце XIX – начале XX века и проводится сравнительный анализ. В научной работе изучаются реформы и новаторские направления турецких и российских тюрков в сфере образования в указанный период.

Роль идеологии панисламизма была очень высока в развитии религиозного образования в Османской империи и русских тюрков, в формировании сходства и своеобразия между ними. Религиозное образование считается не только культурным мостом между народами, но и объединяющей силой тюркских народов. Сначала панисламизм был концепцией, основанной на религиозной культуре и политике, где допускалась унификация взглядов и позиций между государствами, затем его содержание изменилось, и он приобрел воспитательный характер, пропагандируя религиозные знания. Сначала панисламизм был концепцией, основанной на религиозной культуре и политике, где допускалась унификация взглядов и позиций между государствами, затем его содержание изменилось, и он приобрел воспитательный характер, пропагандируя религиозные знания. Хотя панисламизм возник из политики объединения мусульманских народов, он отличался высоким уровнем взаимоотношений между тюркскими народами на основе религиозной культуры и образования. Разница в религиозном воспитании между Османской империей и русскими тюрками была невелика. Все следовали одной и той же религии и религиозному направлению и получали образование на его основе. Продвижение и привитие Османской империей религиозных знаний тюркам Средней Азии и укрепление образования русских тюрков в религиозных школах Османской империи было одним из новых реформаторских движений.

Библиографические ссылки

Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. – М.: Междунар. отношения, 1991. – 216 с.

Nizâmülmülk, Siyâsetname / çev. Mehmet Altay Köymen. – İstanbul: Kültür Bakanlığı Yayınları Gençlik Basımevi, 1990. – 463 s.

Mehmet Saray. Hanliklar Döneminde Osmanli Devletî'nin Türkistan Siyaseti // Türk Dünyası İncelemeleri Dergisi. – 2000. – Saуı IV. – S. 17–20.

Бороздин С.С. Распространение идей панисламизма в Туркестане (начало 20 в.) // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. – 2010. – № 4 (82). – С. 155–162.

Флыгин Ю.С. Знаток Востока: жизненный путь и научная деятельность академика Василия Владимировича Бартольда. – Ташкент: Turon zamin ziyo, 2016. – 79 с.

Şimşek H.İ. Anadolu Müceddidîlerine İlişkin Bazı Tarihî Bilgilerin Kullanılışı Üzerine Bir Değerlendirme // Gazi Üniversitesi Çorum İlahiyat Fakültesi Dergisi. – 2002. – №1(2). – S. 213–227.

Alexandre Bennigsen. Orta Asya’da Tarikatlar / çev. Osman Türer // Atatürk Üniversitesi İlahiyat Fakültesi Dergisi. – 1993. – №XI. – S. 217–220.

Yuliya A. Lysenko. The Discussion between Central and Regional Authorities on the Topic of the Affiliation of Muslim Schools in Turkestan (the late half of the 19th – the beginning of the 20th centuries) // Bylye Gody. – 2018. – Vol. 48. Is. 2. – Р. 759–767.

Kodaman Bayram. Abdülhamit Dönemi Eğitim Sistemi. – Ankara: Türk Tarih Kurumu Basımevi, 1991. – 184 s.

Бахтурина А.Ю. Окраины российской империи: государственное управление и национальная политика в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.). – М.: РОССПЭН, 2004. – 392 с.

Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. Панисламизм и пантюркизм в осмыслении российских чиновников (начало XX века) // Новый исторический вестник. – 2019. – №2(60). – С. 21–37.

Эгамбердиев М.Ш. ХIХ ғ. соңы мен ХХ ғ. басындағы Түркістандағы мұсылмандық білім және Ресей империясы // ҚазҰУ хабаршысы. Тарих сериясы. – 2009. – №4(55). – Б. 104–109.

ҚРОМА. И-121-қ., 1-т., 112 -і., 17-п.

ҚРОМА. 119-қ., 1-т., 196-і., 3-п.

ҚРОМА. 119-қ., 1-т., 171-і., 23-п.

ҚРОМА. 119-қ., 1-т., 341-і., 2-п.

Бисембаева Л.А. Жетісу облысы ауыл және село тұрғындарының күнделікті өмірі (1867–1917 жж.): Философия докторы (PhD) ... дисс. – Алматы, 2019. – 179 б.

Ходжакулиева Б.А. Русско-туземные школы в Закаспийской области (конец XIX – начало XX в.) // Изв. Академии наук Туркменистана. Гуманитар. науки. – 1995. – №4. – С. 13–18.

Бекіш А.Ә. Білім беру жүйесіндегі қазақ ұлттық мектебінің қалыптасуы мен дамуы (1915–1941 жж. материалдар негізінде): Философия докторы (PhD) ... дисс. – Талдықорған, 2021. – 141 с.

Васильев Д.В., Любичанковский С.В. Народное просвещение в центральноазиатских владениях Российской империи как объект аккультурации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Исторические науки. – 2019. Т.1. – №1. – С. 5–13.

REFERENCES

Jdanov N.V. Islamskaia koncepciia miroporiadka [The Islamic concept of the world order]. – M.: Mejdunar. otnosheniia, 1991. – 216 s. [in Russian]

Nizâmülmülk, Siyâsetname [Politics] / çev. Mehmet Altay Köymen. – İstanbul: Kültür Bakanlığı Yayınları Gençlik Basımevi, 1990. – 463 s. [in Turkish]

Mehmet Saray. Hanliklar Döneminde Osmanli Devletî'nin Türkistan Siyaseti [The Politics of Turkestan of the Ottoman State during the Khanates] // Türk Dünyası İncelemeleri Dergisi. – 2000. – Sayı IV. – S. 17–20. [in Turkish]

Borozdin S.S. Rasprostranenie idei panislamizma v Turkestane (nachalo 20 v.) [Spreading the ideas of Pan-Islamism in Turkestan (early 20th century)] // Izvestiia Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 2, Gumanitarnye nauki. – 2010. – № 4 (82). – S. 155–162. [in Russian]

Flygin Iu.S. Znatok Vostoka: jiznennyi put i nauchnaia deiatelnost akademika Vasiliia Vladimirovicha Bartolda [The Connoisseur of the East: the life and scientific activity of Academician Vasily Vladimirovich Bartold]. – Tashkent: Turon zamin ziyo, 2016. – 79 s. [in Russian]

Şimşek H.İ. Anadolu Müceddidîlerine İlişkin Bazı Tarihî Bilgilerin Kullanılışı Üzerine Bir Değerlendirme [An Evaluation on the Use of Some Historical Information about the Anatolian Mujeddids] // Gazi Üniversitesi Çorum İlahiyat Fakültesi Dergisi. – 2002. – №1(2). – S. 213–227. [in Turkish]

Alexandre Bennigsen. Orta Asya’da Tarikatlar [Sects in Central Asia] / çev. Osman Türer // Atatürk Üniversitesi İlahiyat Fakültesi Dergisi. – 1993. – №XI. – S. 217–220. [in Turkish]

Yuliya A. Lysenko. The Discussion between Central and Regional Authorities on the Topic of the Affiliation of Muslim Schools in Turkestan (the late half of the 19th – the beginning of the 20th centuries) // Bylye Gody. – 2018. – Vol. 48. Is. 2. – R. 759–767.

Kodaman Bayram. Abdülhamit Dönemi Eğitim Sistemi [The Education System of the Abdülhamit Period]. – Ankara: Türk Tarih Kurumu Basımevi, 1991. – 184 s. [in Turkish]

Bahturina A.Iu. Okrainy rossiyskoi imperii: gosudarstvennoe upravlenie i nacionalnaia politika v gody Pervoi mirovoi voiny (1914–1917 gg.) [The Outskirts of the Russian Empire: Public Administration and National Policy during the First World War (1914–1917)]. – M.: ROSSPEN, 2004. – 392 s. [in Russian]

Seniutkina O.N., Guseva Iu.N. Panislamizm i pantiurkizm v osmyslenii rossiyskih chinovnikov (nachalo XX veka) [Pan-Islamism and Pan-Turkism in the understanding of Russian officials (the beginning of the XX century)] // Novyi istoricheskiy vestnik. – 2019. – №2(60). – S. 21–37. [in Russian]

Egamberdiev M.Sh. XIX g. sony men XX g. basyndagy Turkіstandagy musylmandyq bіlіm jane Resey imperiiasy [Muslim education in Turkestan in the late XIX – early XX centuries and the Russian Empire] // QazUU habarshysy. Tarih seriiasy. – 2009. – №4(55). – B. 104–109. [in Kazakh]

QROMA. I-121-q., 1-t., 112 -і., 17-p.

QROMA. 119-q., 1-t., 196-і., 3-p.

QROMA. 119-q., 1-t., 171-і., 23-p.

QROMA. 119-q., 1-t., 341-і., 2-p.

Bisembaeva L.A. Jetіsu oblysy auyl jane selo turgyndarynyn kundelіktі omіrі (1867–1917 jj.): Filosofiia doktory (PhD) ... diss. [Daily life of rural and rural residents of the semirechye region (1867–1917).): Doctor of Philosophy (PhD) ... diss.]. – Almaty, 2019. – 179 b. [in Kazakh]

Hodjakulieva B.A. Russko-tuzemnye shkoly v Zakaspiyskoi oblasti (konec XIX – nachalo XX v.) [Russian-native schools in the Transcaspian region (late XIX – early XX century)] // Izv. Akademii nauk Turkmenistana. Gumanitar. nauki. – 1995. – №4. – S. 13–18. [in Russian]

Bekіsh A.A. Bіlіm beru juiesіndegі qazaq ulttyq mektebіnің qalyptasuy men damuy (1915–1941 jj. materialdar negіzіnde): Filosofiia doktory (PhD) ... diss. [Formation and development of the Kazakh National School in the education system (based on 1915–1941-s materials): Doctor of Philosophy (PhD) ... diss.]. – Taldyqorgan, 2021. – 141 s. [in Kazakh]

Vasiliev D.V., Liubichankovskiy S.V. Narodnoe prosveshenie v centralnoaziatskih vladeniiah Rossiyskoi imperii kak obiekt akkulturacii [Public Education in the Central Asian Possessions of the Russian Empire as an object of acculturation] // Izvestiia Samarskogo nauchnogo centra Rossiyskoi akademii nauk. Istoricheskie nauki. – 2019. T.1. – №1. – S. 5–13. [in Russian]

Загрузки

Опубликован

2023-03-30