Трансформация как осознание причинно-следственных связей исследовательской деятельности и умение их применять в соответствии с поставленными целями и задачами
17 15
Ключевые слова:
трансформация, мышление, причинно-следственные связи, исследование, учебно-познавательный процесс, метод, сравнительный анализ.Аннотация
В условиях глобальных трансформационных процессов, происходящих в мировом образовательном пространстве, все более очевидной становится взаимозависимость общественного развития и образования. Цель данного исследования заключается в анализе глубинных изменений в субъекте учебно-исследовательской деятельности и их влиянии на педагогическую культуру. В исследовании рассматриваются факторы, способствующие трансформации субъекта, включая запросы общества, уровень развития системы образования, педагогическую теорию и технологию, а также индивидуальные особенности. Особое внимание уделяется наставнической практике как условию эффективного формирования генеративности субъектов, способствующей их мотивации и удержанию в профессии. Исследование основывается на анализе зарубежного опыта модернизации и реформирования образовательной практики, выявляя стрессовые состояния, вызванные быстрыми изменениями и противоречиями между актуальными требованиями образования и пониманием динамики будущего. Гипотеза исследования вытекает из противоречия между существующими теориями образования и научным понятием «трансформация личности». Модернизация образования и смещение акцентов на человеческое развитие вместо удовлетворения потребностей способствовали формированию нового подхода к самовыражению и раскрытию потенциала личности.
В качестве метода исследования использовался педагогический эксперимент, целью которого было определить и сравнительно проанализировать влияние конкретных факторов и условий на процесс осознания причинно-следственных связей в профессиональной и исследовательской деятельности и их применение в соответствии с установленными целями и задачами. В эксперименте участвовали 52 магистранта и докторанта. Методом исследования был использован фронтальный письменный опрос, целью которого было получение данных о готовности респондентов к педагогической и исследовательской деятельности, а также о способности преодолевать трудности и применять причинно-следственные связи в своей профессиональной деятельности. Эксперимент позволил измерить параметры и результаты процесса осознания индивидуумом своих способностей и возможностей. В заключение, исследование демонстрирует необходимость адаптации образовательных стандартов к современным реалиям и более глубокого понимания причинно-следственных связей в процессе трансформации.
Библиографические ссылки
Davydov V. Problema obrazovania v svete koncepcii predmetnoi deiatelnosti [Problems of education in the field of the concept of subject activity]. – M.: Akademia, 1996. –128 s. [in Russian]
Gibbons M. et al. The New Production of Knowledge: The Dynamics of Science and Research in Contemporary Societies. – Sage Publications, 2002. – 173 p.
Hoosain Khan G., Barnes N., Alves S. Tracing Transformation in Turbulent Times: Two Case Studies for Monitoring and Evaluating Transformation in Higher Education // International Journal of Critical Diversity Studies. − 2022. − №4(2). – P. 12–30. https://doi.org/10.13169/intecritdivestud.4.2.0012
Sutantro S. Why Innovation Absolutely Matters in Education [Electronic resource]. URL: https://online.nwmissouri.edu/programs/education/msed/leadership/innovation-matters-in-education/ (date of access 15.02.2023)
Novikov A., Novikov D. Obrazovatelnyi proekt. Metodologia prakticheskoi obrazovatelnoi deiatelnosti [An educational project. Methodology of practical educational activities]–M.: Egves, 2004. – 120 s. [in Russian]
Berejnova E., Kraevskiy V. Osnovy uchebno-issledovatelskoi deiatelnosti studentov [Fundamentals of educational and research activities of students]. 5-oe izd. – M.: Izd. centr «Akademia», 2008. – 128s. [in Russian]
Wang X., Li Z. Evaluating the impact of methodological transformations on research outcomes // Journal of Applied Research. − 2022. − №29(4). – P. 789–785.
Fullan M., Hargreaves A. Professional capital: Transforming teaching in every school. – New York: Teachers College Press, 2012. – 220 p.
Hargreaves A., Shirley D. The global fourth way: The quest for educational excellence. [Electronic resource]. URL: https://us.sagepub.com/en-us/nam/book/global-fourth-way (date of access 15.02.2023)
Darling-Hammond, L. Empowered educators: How high-performing systems shape teaching quality around the world. [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.net/publication/319534035_Empowered_Educators_How_high_performing_systems_shape_teaching_around_the_world (date of access 15.02.2023)
Sahlberg P. Finnish lessons 2.0: What can the world learn from educational change in Finland. – New York: Teachers College Press, 2011. – 86 p.
Clark B. The Higher Education System: Academic Organization in Cross-National Perspective. − University of California Press, 1983. – 112 p.
Berejnova E., Kraevsky V. Pedagogika: Teoria i Praktika [Pedagogy: Theory and Practice]. –M.: Akademia, 2003. –149 s. [in Russian]
Bordovskaia N. Dialektika pedagogicheskogo issledovania: monografia [Dialectics of pedagogical research. Logical and methodological problems: monograph]. − M.: KnoRus, 2016. − 512 s. [in Russian]