Адаптация системы экологического просвещения в интересах устойчивого развития
25 24
Ключевые слова:
экологическая грамотность, устойчивое развитие, изменение климата, экологическая культура, экологическое просвещение, экологические компоненты, «зеленые» университеты.Аннотация
В статье рассматриваются возможности адаптации экологического образования молодежи на всех его уровнях, распространения экологических знаний и формирования практических навыков по защите окружающей среды, которые являются своевременными в условиях создавшегося потребительского поведения человечества. Цель исследования – определить главные условия формирования экологической культуры и образования как комплексного подхода, укрепить преемственность и неразрывность образовательных программ в рамках практической реализации экологических стратегий, принятых в Казахстане.
Используя данные аналитического отчета о результатах исследования осведомлённости населения Республики Казахстан об изменении климата, представленного ПРООН в 2022 году, определены и оценены уровень знания, поведение и практический опыт населения по важным вопросам охраны окружающей среды. Результаты исследования послужили также критерием оценки эффективности программ, направленных на повышение экологической образованности и реформирование системы экологического просвещения в интересах устойчивого развития. Исследование позволило выявить ситуацию, сложившуюся в отношении окружающей среды в контексте экологического образования населения Казахстана и разработать адаптивные меры повышения уровня экологической культуры и образованности молодого поколения. А также для реализации целей и задач «зеленых» университетов изучены возможности адаптации опыта зарубежных университетов- «лидеров» к программам бакалавриата университета Нархоз по направлению «Окружающая среда и устойчивое развитие».
Библиографические ссылки
Бодрунов С.Д. Ноономика: монография. – М.: Изд-во Культурная революция, 2018. – 432 с.
Римский клуб, юбилейный доклад: «Старый Мир обречен. Новый Мир неизбежен!». [Электронный ресурс]. URL: https://aftershock.news/?q=node/601798 (дата обращения 28.12.2023)
Великая хартия европейских университетов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.russianenic.ru/int/bol (дата обращения 20.03.2024)
Калелова Г.Ж., Абдиманапов Б.Ш. «Жаратылыстану» пәнін табиғаттағы себеп-салдармен байланыстыра оқытудың тиімділігі // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2022. – №4 (126). – Б. 235–246. https://doi.org/10.47526/2022-4/2664-0686.20
Aksut P., Aydin F. Creating digital stories: A case study of Turkish preschool environmental education. ie: inquiry in education // Inquiry in education. – 2021. – Vol.13(2). – Art 13. [Electronic resource]. URL: https://digitalcommons.nl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1301&context=ie (date of access 28.12.2023)
Ayaz E., Doruk O., Sarikaya R. Effect of activity-based environmental education on the environmental identities of classroom pre-service primary school teachers // Review of International Geographical Education Online. – 2021. – Vol. 11(1). – P. 277–295. https://doi.org/10.33403/rigeo.840664
Bardecki M., McCarthy L. Implementation of the bondar report: A reflection on the state of environmental education in Ontario // Canadian Journal of Environmental Education. – 2020. – Vol. 23(3). – P. 113–131.
Corpuz A., San Andres T., Lagasca J. Integration of environmental education (EE) in teacher education programs: Toward sustainable curriculum greening // Problems of Education in the 21st Century. – 2022. – Vol. 80(1). – P. 119–143. https://doi.org/10. 33225/pec/22.80.119
Commitment to the PRME. [Electronic resource]. URL: https://d30mzt1bxg5llt.cloudfront.net/public/uploads/sip-reports/PRME_Final_2023.pdf (дата обращения 22.02.2024)
Двенадцать казахстанских университетов вошли в мировой рейтинг «зеленых» ВУЗов. [Электронный ресурс]. URL: https://eenergy.media/news/24909 (дата обращения 04.01.2024).
Аналитический отчёт о результатах исследования осведомлённости населения Республики Казахстан об изменении климата. ОФ «Десента» - Created with Datawraapper. [Electronic resource]. URL: https://www.undp.org/sites/g/files/zskgke326/files/2022-09/analiticheskiy_otchet_rus.pdf. (дата обращения 13.02.2024)
Сальников В.Г., Тажибаева Т.Л., Полякова С.Е. Зеленый офис учебного заведения: учебное пособие. – Алматы: Қазақ университеті, 2015. – 108 с.
REFERENCES
Bodrunov S.D. Noonomika [Noonomy]: monografia. – M.: Izd-vo Kulturnaia revoliucia, 2018. – 432 s. [in Russian]
Rimskiy klub, iubileinyi doklad: «Staryi Mir obrechen. Novyi Mir neizbejen!» [The jubilee report of the Club of Rome: «The old world is doomed, the New World is inevitable»]. [Electronic resource]. URL: https://aftershock.news/?q=node/601798 (date of access 28.12.2023) [in Russian]
Velikaia hartia evropeiskih universitetov [The Great Charter of European Universities]. [Electronic resource]. URL: http://www.russianenic.ru/int/bol (date of access 20.03.2024) [in Russian]
Kalelova G.J., Abdimanapov B.Sh. «Jaratylystanu» panіn tabigattagy sebep-saldarmen bailanystyra oqytudyn tiіmdіlіgі [Efficiency of Teaching the Subject «Natural Science» in School in Connection with Causes and Effects in Nature] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2022. – №4 (126). – B. 235–246. https://doi.org/10.47526/2022-4/2664-0686.20 [in Kazakh]
Aksut P., Aydin F. Creating digital stories: A case study of Turkish preschool environmental education. ie: inquiry in education // Inquiry in education. – 2021. – Vol.13(2). – – Art 13. [Electronic resource]. URL: https://digitalcommons.nl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1301&context=ie (date of access 28.12.2023)
Ayaz E., Doruk O., Sarikaya R. Effect of activity-based environmental education on the environmental identities of classroom pre-service primary school teachers // Review of International Geographical Education Online. – 2021. – Vol. 11(1). – P. 277–295. https://doi.org/10.33403/rigeo.840664
Bardecki M., McCarthy L. Implementation of the bondar report: A reflection on the state of environmental education in Ontario // Canadian Journal of Environmental Education. – 2020. – Vol. 23(3). – P. 113–131.
Corpuz A., San Andres T., Lagasca J. Integration of environmental education (EE) in teacher education programs: Toward sustainable curriculum greening // Problems of Education in the 21st Century. – 2022. – Vol. 80(1). – P. 119–143. https://doi.org/10. 33225/pec/22.80.119
Commitment to the PRME. [Electronic resource]. URL: https://d30mzt1bxg5llt.cloudfront.net/public/uploads/sip-reports/PRME_Final_2023.pdf (date of access 22.02.2024)
Dvenadcat kazahstanskih universitetov voshli v mirovoi reiting «zelenyh» VUZov [Twelve Kazakhstani universities have entered the world ranking of “green” universities]. [Electronic resource]. URL: https://eenergy.media/news/24909 (date of access 04.01.2024) [in Russian]
Analiticheskiy otchiot o rezultatah issledovania osvedomlionnosti naselenia Respubliki Kazahstan ob izmenenii klimata. OF «Desenta» - Created with Datawraapper. [Analytical report on the results of the study of awareness of the population of the Republic of Kazakhstan about climate change. OF “Desenta” - Created with Datawraapper] [Electronic resource]. URL: https://www.undp.org/sites/g/files/zskgke326/files/2022-09/analiticheskiy_otchet_rus.pdf. (date of access 13.02.2024) [in Russian]
Salnikov V.G., Tajibaeva T.L., Poliakova S.E. Zelenyi ofis uchebnogo zavedenia: uchebnoe posobie [The green office of the educational institution: textbook]. – Almaty: Qazaq universitetі, 2015. – 108 s. [in Russian]