адача-ориентированный метод подготовки педагога-информатика к использованию искусственного интеллекта
38 34
Ключевые слова:
подготовка учителя информатики, открытая задача, искусственный интеллект, ChatGPT, Copilot.Аннотация
искусственного интеллекта (ИИ) в процессе обучения. Авторы, на основе краткого обзора и анализа опыта использования ИИ в педагогическом процессе, а также научных форумов EUSPN 2023 и ICTH 2023, потенциалов и проблем ИИ в образовании отмечают, что существует противоречие между необходимостью применения ИИ технологий в подготовке будущего учителя информатики и отсутствием разработки оптимальной и конкретной модели применения ИИ технологий в подготовке педагога. Это противоречие свидетельствует о том, что проблема подготовки учителя информатики к использованию искусственного интеллекта (ИИ) становится все более актуальной.
Основу методики реализации работы составляет идея о том, что «фундаментальную роль в подготовке учителя информатики играют объективные законы образовательного процесса и грамотное использование технологий ИИ».
В статье определены проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования. Выявлены условия использования технологий искусственного интеллекта в учебном процессе вуза:
- выбор решения открытых задач в качестве задач, решаемых педагогом-информатиком в учебном процессе;
- использование ChatGPT и Copilot для решения открытых задач, как средство подготовки педагога-информатика к использованию технологии искусственного интеллекта в учебном процессе.
В заключении сделан вывод о том, что использование технологии ИИ ChatGPT и Copilot в решении открытых задач при подготовке педагога-информатика обеспечивает знания педагогом объективных законов созидательного процесса и формирует интеллект полисубъекта своей профессиональной деятельности, тем самым, повышает эффективность поготовки.
Библиографические ссылки
Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года №249 «Об утверждении Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023 – 2029 годы». [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000249 (дата обращения 07.09.2024)
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991. – 207 с.
Комаров С. Созидательное образование и созидательная деятельность. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cqf.su/documents/MAS-Komarov-SO-Doklad-1.pdf (дата обращения: 07.09.2024)
Гусейнова Г.Ф. Искусственный интеллект в педагогическом процессе: современный взгляд // Педагогический журнал. – 2022. – Т. 12. №4А. – С. 190–195.
Гаврилова О. Искусственный интеллект и его потенциал. [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/ZBPpBqrZFBokIcuj (дата обращения 07.09.2024)
Аксенова Е.И. Экспертный обзор развития технологий искусственного интеллекта в России и мире. Выбор приоритетных направлений развития искусственного интеллекта в России. – М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2019. [Электронный ресурс] https://niioz.ru/doc/iskusstvennyj-intellect-obzor.pdf (дата обращения: 02.09.2024)
Исаева Г.Г. Подготовка будущего педагога профессионального обучения к использованию элементов искусственного интеллекта: на примере отрасли «Информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии»: дис. ... канд. пед. наук. – Махачкала, 2013. – 194 с.
Научные форумы EUSPN 2023 и ICTH 2023. [Электронный ресурс] https://informburo.kz/stati/rol-iskusstvennogo-intellekta-v-obrazovatelnom-processe-obsudili-na-mezdunarodnoi-konferencii-v-almaty (дата обращения 05.09.2024)
Hornberger M., Bewersdorff A., Nerdel C. What do university students know about Artificial Intelligence? Development and validation of an AI literacy test // Computers and Education: Artificial Intelligence. – 2023. – Vol. 5. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2023.100165.
Livberber T., Ayvaz S. The impact of Artificial Intelligence in academia: Views of Turkish academics on ChatGPT // Heliyon. – 2023. – Vol. 9. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2023.e19688
Amin Al Ka'bi. Proposed artificial intelligence algorithm and deep learning techniques for development of higher education // International Journal of Intelligent Networks. – 2023. – Vol. 4. – P. 68–73, https://doi.org/10.1016/j.ijin.2023.03.002.
Bali M.M.E.I., Kumalasani M.P., Yunilasari D. Artificial Intelligence in Higher Education: Perspicacity Relation between Educators and Students // Journal of Innovation in Educational and Cultural Research. – 2022. – Vol. 3, Issue 2. – P. 146–152, https://doi.org/10.46843/jiecr.v3i2.88
Thomas K.F., Chiu Qi Xia, Xinyan Zhou, Ching Sing Chai, Miaoting Cheng. Systematic literature review on opportunities, challenges, and future research recommendations of artificial intelligence in education // Computers and Education: Artificial Intelligence. – 2023. – Vol. 4. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2022.100118.
Stephen J.H. Yang, Hiroaki Ogata, Tatsunori Matsui, Nian-Shing Chen. Human-centered artificial intelligence in education: Seeing the invisible through the visible // Computers and Education: Artificial Intelligence. – 2021. – Vol. 2. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2021.100008.
Seo K., Tang J., Roll I. et al. The impact of artificial intelligence on learner–instructor interaction in online learning // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2021. – №18. https://doi.org/10.1186/s41239-021-00292-9
Мамбеталиева А.К., Туралбаева А.Т. Болашақ бастауыш білім педагогтарының жасанды интеллект элементтерін қодануының маңызы // Bulletin of national academy of sciences of the Republic of Kazakhstan. – 2022. – Vol. 6. – P. 155–165.
https://doi.org/10.32014/2022.2518-1467.398
Карауылбаев С.К., Жумабаева А.М., Муратова Г.И., Қалымбет А.С. Орта мектептегі онлайн оқытуға арналған интернет платформасында ауызша диалогты жасанды интеллект нейрожелісі негізінде құру // Педагогика және психология. – 2020. – №4. Б. 99–105. https://doi.org/10.51889/2020-4.2077-6861.12
Голубцова Т. Как нейросети влияют на казахстанское образование. [Электронный ресурс]. URL: https://el.kz/ru/kak-neyroseti-vliyayut-na-kazahstanskoe-obrazovanie_75834/ (дата обращения 05.09.2024)
ChatGPT и Microsoft Copilot: в чем разница? [Электронный ресурс]. URL: https://support.microsoft.com/ru-ru/topic/chatgpt-microsoft-copilot-в-чем-разница-8fdec864-72b1-46e1-afcb-8c12280d712f (дата обращения: 06.09.2024)
REFERENCES
Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan ot 28 marta 2023 goda №249 «Ob utverzhdenii Koncepcii razvitija doshkol'nogo, srednego, tehnicheskogo i professional'nogo obrazovanija Respubliki Kazahstan na 2023 – 2029 gody» [Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated March 28, 2023 No. 249 “On approval of the Concept of Development of preschool, secondary, technical and vocational education of the Republic of Kazakhstan for 2023-2029”.]. [Electronic resource]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000249 (date of access 07.09.2024) [in Russian]
Verbickiy A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshei shkole: kontekstnyi podhod [Active learning in higher education: a contextual approach]. – M.: Vysshaia shkola, 1991. – 207 s. [in Russian]
Komarov S. Sozidatelnoe obrazovanie i sozidatelnaia deiatelnost [Creative education and creative activity]. [Electronic resource]. URL: https://www.cqf.su/documents/MAS-Komarov-SO-Doklad-1.pdf (date of access 07.09.2024) [in Russian]
Guseinova G.F. Iskusstvennyi intellekt v pedagogicheskom processe: sovremennyi vzgliad [Artificial intelligence in the pedagogical process: A modern look] // Pedagogicheskiy jurnal. – 2022. – T. 12. №4A. – S. 190–195. [in Russian]
Gavrilova O. Iskusstvennyi intellekt i ego potencial. [Electronic resource]. URL: https://dzen.ru/a/ZBPpBqrZFBokIcuj (date of access 07.09.2024)
Aksenova E.I. Ekspertnyi obzor razvitia tehnologiy iskusstvennogo intellekta v Rossii i mire. Vybor prioritetnyh napravleniy razvitia iskusstvennogo intellekta v Rossii. – M.: GBU «NIIOZMM DZM», 2019. [Electronic resource]. URL: https://niioz.ru/doc/iskusstvennyj-intellect-obzor.pdf (date of access 02.09.2024)
Isaeva G.G. Podgotovka budushego pedagoga professionalnogo obuchenia k ispolzovaniu elementov iskusstvennogo intellekta: na primere otrasli «Informatika, vychislitelnaia tehnika i kompiuternye tehnologii»: dis. ... kand. ped. nauk [Preparation of a future professional education teacher for the use of artificial intelligence elements: on the example of the branch “Computer Science, computer engineering and computer technologies”: dis.]. – Mahachkala, 2013. – 194 s. [in Russian]
Nauchnye forumy EUSPN 2023 i ICTH 2023. [Electronic resource] https://informburo.kz/stati/rol-iskusstvennogo-intellekta-v-obrazovatelnom-processe-obsudili-na-mezdunarodnoi-konferencii-v-almaty (date of access 05.09.2024) [in Russian]
Hornberger M., Bewersdorff A., Nerdel C. What do university students know about Artificial Intelligence? Development and validation of an AI literacy test // Computers and Education: Artificial Intelligence. – 2023. – Vol. 5. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2023.100165.
Livberber T., Ayvaz S. The impact of Artificial Intelligence in academia: Views of Turkish academics on ChatGPT // Heliyon. – 2023. – Vol. 9. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2023.e19688
Amin Al Ka'bi. Proposed artificial intelligence algorithm and deep learning techniques for development of higher education // International Journal of Intelligent Networks. – 2023. – Vol. 4. – P. 68–73, https://doi.org/10.1016/j.ijin.2023.03.002.
Bali M.M.E.I., Kumalasani M.P., Yunilasari D. Artificial Intelligence in Higher Education: Perspicacity Relation between Educators and Students // Journal of Innovation in Educational and Cultural Research. – 2022. – Vol. 3, Issue 2. – P. 146–152, https://doi.org/10.46843/jiecr.v3i2.88
Thomas K.F., Chiu Qi Xia, Xinyan Zhou, Ching Sing Chai, Miaoting Cheng. Systematic literature review on opportunities, challenges, and future research recommendations of artificial intelligence in education // Computers and Education: Artificial Intelligence. – 2023. – Vol. 4. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2022.100118.
Stephen J.H. Yang, Hiroaki Ogata, Tatsunori Matsui, Nian-Shing Chen. Human-centered artificial intelligence in education: Seeing the invisible through the visible // Computers and Education: Artificial Intelligence. – 2021. – Vol. 2. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2021.100008.
Seo K., Tang J., Roll I. et al. The impact of artificial intelligence on learner–instructor interaction in online learning // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2021. – №18. https://doi.org/10.1186/s41239-021-00292-9
Mambetalieva A.K., Turalbaeva A.T. Bolashaq bastauysh bіlіm pedagogtarynyn jasandy intellekt elementterіn qodanuynyn manyzy [The importance of using elements of artificial intelligence by future primary education teachers] // Bulletin of national academy of sciences of the Republic of Kazakhstan. – 2022. – Vol. 6. – P. 155–165. [in Kazakh]
https://doi.org/10.32014/2022.2518-1467.398
Karauylbaev S.K., Jumabaeva A.M., Muratova G.I., Qalymbet A.S. Orta mekteptegі onlain oqytuga arnalgan internet platformasynda auyzsha dialogty jasandy intellekt neirojelіsі negіzіnde quru [Building an oral dialogue on an internet platform for high school online learning based on an artificial intelligence neuronet] // Pedagogika jane psihologia. – 2020. – №4. B. 99–105. https://doi.org/10.51889/2020-4.2077-6861.12 [in Kazakh]
Golubcova T. Kak neiroseti vliiaiut na kazahstanskoe obrazovanie [How neural networks affect Kazakhstani education]. [Electronic resource]. URL: https://el.kz/ru/kak-neyroseti-vliyayut-na-kazahstanskoe-obrazovanie_75834/ (date of access 05.09.2024) [in Russian]
ChatGPT i Microsoft Copilot: v chem raznica? [19. ChatGPT and Microsoft Copilot: what is the difference?]. [Electronic resource]. URL: https://support.microsoft.com/ru-ru/topic/chatgpt-microsoft-copilot-v-chem-raznica-8fdec864-72b1-46e1-afcb-8c12280d712f (date of access 06.09.2024) [in Russian]