Развитие творческих способностей учеников посредством изучения фольклорных жанров

30 46

Авторы

  • Г.К. Жапишева Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
  • П.М. Адиева Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави

Ключевые слова:

фольклор, народная литература, образовательные парадигмы, метапредметность, воспитание, творческие способности, функциональная грамотность.

Аннотация

Авторы статьи затрагивают вопросы продуктивной организации образовательного процесса и обучения в направлении развития творческих способностей учащихся посредством изучения фольклорному жанру. Исследуются актуальные вопросы, и предлагаются свежие идеи, касающиеся потенциала восприятия информации, творческих способностей и качественных образовательных исследований с точки зрения требований времени. Фольклорный жанр, наряду с освещением особенностей современных поколений, представляет собой обширный информационный канал, который подталкивает систематически учиться и углубляет кругозор. Поэтому, обосновывая то, что метапознание является источником, работа также показывает что оно станет основой для творческого поиска и повышения функциональной грамотности учащихся.

В статье раскрываются образовательные парадигмы в соответствии с возрастными особенностями учащихся 5-8 классов, развивающие методы обучения и результаты практики. Рассматриваются психолого-педагогические аспекты обучения фольклорному жанру, и помимо усвоения знаний, уделяется внимание глубокому познанию воспитательной ценности и значения литературного наследия народа. Подчеркивается роль ценностей фольклорного жанра в развитии творчества и личностных качеств учащихся.

Авторы размышляют о педагогическом мастерстве и о важности качественного обучения фольклорным произведениям, являющимся благородным источником национальной культуры, которое в эпоху глобализации способствует тому, чтобы учащиеся не только хорошо знали национальную культуру, но и сами пропагандировали ее, узнавали на уровне лучших образцов мировой культуры. В данном аспекте главная цель состояла в том, чтобы преподавать фольклорный жанр, прививая его ценности на протяжении поколений и делиться знаниями о реализованных в этом направлении поисках результативного опыта. Это шаг, соответствующий требованию времени. Статья, основанная на новом подходе к проблеме обучения фольклорному жанру и результатах проделанной работы, может стать основой ориентира поисков и исследований по изучению фольклора и литературы для будущих специалистов-предметников.

Библиографические ссылки

Әзібаева Б. Мәлік Ғабдуллин – фольклортанушы // Кіт.: Классикалық зерттеулер. Т. 24. – Алматы: Әдебиет әлемі, 2014.– 408 б.

Алтынсарин Ы. Тазабұлақ: Өлеңдер, әңгімелер, очерктер, хаттар. – Алматы: Мазмұндама, 2022. – 164 б.

Ыбраев Ш. Ақ сандық, көк сандық: балалар фольклоры. – Алматы: Жазушы, 1991. – 256 б.

Қасқабасов С. Ойөріс (Фольклор туралы). – Астана: Фолиант, 2017. – 320 б.

Жұмалиев Қ. Әдебиет теориясы (1960–1970 жж.) // Кіт.: Классикалық зерттеулер. Көптомдық. Т. 15. – Алматы: Әдебиет әлемі, 2013.– 412 б.

Жолдасбекова А.А., Искалиева А.Т., Жолдасбекова Б.А. Студенттердің креативтілігін дамыту мәселесін теориялық талдау // Ясауи университетінің Хабаршысы. – 2024. – №2(132). – Б. 194–203. https://doi.org/10.47526/2024-2/2664-0686.54

Философский энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Иванова. – М.: Гардарики, 2004. – 1072 с.

Teaching for Equity: The role of folklore in a time of crisis and opportunity / Guest Editor: S. Morales // Journal of Folklore and Education. – 2020. – Vol. 7. – 161 p.

Creative Texts. Creative Traditions / Guest Editor: Sandy H.L. // Journal of Folklore and Education. – 2021. – Vol. 8. – 189 p.

Лук А.Н. Психология творчества: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1998. – 128 с.

Ruth B. Bottigeimer. Illustrations to fairy tales and gender in the real world: Functions, conceptualization and publication // Relief. – 2010. – №4 (2). – P. 142–157.

Virtue D., Vogler K.E. The pedagogical value of folk literature as a cultural resource for teaching social studies: An analysis of Danish folk tales // Journal of Social Research Studies. – 2008. – Т. 32. №1. – P. 28–39.

Мырзабаев А.Б. Оқушылар шығармашылығын дамытуда белсенді оқытудың дидактикалық мүмкіндіктері: автореф. ... пед. ғыл. канд. – Қарағанды, 2004. – 30 б.

Дирксен Л.Г. Преемственность в развитии творческих способностей детей разновозрастного уровня (Изобразительное искусство): дис. ... канд. пед. наук. – Астана, 2004. – 173 с.

Тұрғынбаева Б.А. Мұғалімнің шығармашылық әлеуетін біліктілікті арттыру жағдайында дамыту: теория және тәжірибе. – Алматы, ББЖ КБАРИ, 2005. – 252 б.

Досмамбетова Ш.Б., Садуахасова Г. Ж. Оқу-тәрбие үрдісінде шығармашыл тұлғаны қалыптастыру мәселелері // Молодой ученый. – 2015. – №1.1 (81.1). – С. 98–100.

Рыскельдиева Г.Д., Иманбаева М.Т., Қайыпжанқызы С. Қазақ әдебиеті. Мұғалім кітабы: Жалпы білім беретін мектептің 6-сынып мұғалімдеріне арналған әдістемелік құрал. – Астана: Арман-ПВ, 2023. – 184 б.

Дала фольклорының антологиясы. – Т. 6. – Алматы: Brand book, 2020.– 484 б.

Әуезов М. Фольклор туралы зерттеулер // Кіт.: Классикалық зерттеулер. Көптомдық. Т. 11. – Алматы: Әдебиет әлемі, 2012.– 384 б.

Садырбаев С. Сөз асылы – сөзде (қанатты сөздер және фольклор). – Алматы: Қазақ университеті, 2009. – 292 б.

REFERENCES

Azimbaeva B. Malik Gabdullin – folklortanushy // Kit.: Klassikalyq zertteuler. T. 24. [Malik Gabdullin – folklorist // In: Classical research. Multithreaded. Vol. 24]– Almaty: Adebiet alemi, 2014. – 401 b. [in Kazakh]

Altynsarin Y. Tazabulaq: Olender, angimeler, ocherter, hattar [Tazabulaq: Poems, stories, essays, letters]. – Almaty: Mazmundama, 2022. – 164 b. [in Kazakh]

Ybraev Sh. Aq sandyq, kok sandyq: balalar folklory [White chest, blue chest: children’s folklore]. – Almaty: Jazyshy, 1991. – 256 b. [in Kazakh]

Qasqabasov S. Oyoris (Folklor turaly) [Oyoris (about folklore)]. – Astana: Foliant, 2017. – 320 b. [in Kazakh]

Jumaliev Q. Adebiet teoriasi (1960–1970 jj.) // Kit.: Klassikalyq zertteuler: Koptomdyq [Literary theory (1960-1970.) // In: Classical research. Multithreaded. Vol. 15.]. – Almaty: Ádebiet álemi, 2013. – Т. 15. – 412 b. [in Kazakh]

Joldasbekova A.A., Iskalieva A.T., Joldasbekova B.A. Studentterdin kreativtiligin damytu maselesin teorialyq taldau [Theoretical Analysis of the Problem of Student Creativity Development] // Iasaui universitetinin habarshysy. – 2024. – №2(132). – B. 194–203. https://doi.org/10.47526/2024-2/2664-0686.54 [in Kazakh]

Filosofskiy enciklopedicheskiy slovar [Philosophical encyclopedic dictionary] / Pod red. A.A. Ivanova. – M.: Gardariki, 2004. – 1072 s. [in Russian]

Teaching for Equity: The role of folklore in a time of crisis and opportunity / Guest Editor: S. Morales // Journal of Folklore and Education. – 2020. – Vol. 7. – 161 p.

Creative Texts. Creative Traditions / Guest Editor: Sandy H.L. // Journal of Folklore and Education. – 2021. – Vol. 8. – 189 p.

Luk A.N. Psihologia tvorchestva: uchebnoe posobie. [Psychology of creativity: textbook]. – M.: Prosveshenie, 1998. – 128 s. [in Russian]

Ruth B. Bottigeimer. Illustrations to fairy tales and gender in the real world: Functions, conceptualization and publication // Relief. – 2010. – №4 (2). – P. 142–157.

Virtue D., Vogler K.E. The pedagogical value of folk literature as a cultural resource for teaching social studies: An analysis of Danish folk tales // Journal of Social Research Studies. – 2008. – Т. 32. №1. – P. 28–39.

Myrzabaev A.B. Oqushylar shygarmashylygyn damytuda belsendi oqytudyn didaktikalyq mumkindikteri: avtoref. ... ped. gyl. kand. [Didactic active learning opportunities in developing students’ creativity: abstract]. – Qaragandy, 2004. – 30 b. [in Kazakh]

Dirksen L.G. Preemstvennost v razvitii tvorcheskih sposobnostei detei raznovozrastnogo urovnia (Izobrazitelnoe iskusstvo): dis. ... kand. ped. nauk. [Continuity in the development of creative abilities in children of different age levels (Visual art): dis.] – Astana, 2004. – 173 s. [in Russian]

Turgynbaeva B.A. Mugalimnin shygarmashylyq aleuetin biliktilikti artyru jagdaiynda damytu: teoria jane tajiribe [Development of the creative society for teachers in the field professional development: theory and practice]. – Almaty, BBJ KBARI, 2005. – 252 b. [in Kazakh]

Dosmambetova Sh.B., Saduahasova G.J. Oqu-tarbie urdіsіnde shygarmashyl tulgany qalyptastyry maseleleri [Problems of forming a creative personality in the educational process] // Molodoi uchenyi. – 2015. – №1.1 (81.1). – S. 98–100. [in Kazakh]

Ryskeldieva G.D., Imanbaeva M.T., Qaiypjanqyzy S. Qazaq adebieti. Mugalim kitaby: Jalpy bilim beretin mekteptin 6-synyp mugalimderine arnalgan adistemelik qural [Kazakh literature. A book for teachers: Methodical guide for 6th grade teachers of general education schools]. – Astana: Arman-PV, 2023. – 184 b. [in Kazakh]

Dala folklorynyn antologiasy [Anthology of Steppe folklore]. – Almaty: Brand book, 2020. – T. 6. – 484 b. [in Kazakh]

Auezov M. Folklor turaly zertteuler // Kit.: Klassikalyq zertteuler. Koptomdyq. T. 11. [Reseaches of Folklore // In: Classical studies. Multivolume. Vol. 11]. – Almaty: Adebiet alemi, 2012. – 384 b. [in Kazakh]

Sadyrbaev S. Soz asyly – sozde (qanatty sozder jane folklor) [Word noble-in the word (winged words and folklore)]. – Almaty: Qazaq universiteti, 2009. – 292 b. [in Kazakh]

Загрузки

Опубликован

2024-12-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ