Сравнительный педагогический анализ системы высшего образования в Казахстане и Турции

24 29

Авторы

  • З. Aльптекин Южно-Казахстанский университет имeни М. Aуезoвa
  • К.А. Жолдасбекова Южно-Казахстанский университет имeни М. Aуезoвa
  • Д.Б. Ешенкулова Университет Мирас

Ключевые слова:

выcшee oбрaзoвaниe, cрaвнитeльнaя пeдaгoгикa, выcшee oбрaзoвaниe в Кaзaхcтaнe, oбрaзoвaниe в Турции, Бoлoнcкий прoцecc, coпocтaвитeльный aнaлиз.

Аннотация

Проведен сравнительный педагогический анализ системы высшего образования Турции и Казахстана. В структуре системы высшего образования этих стран тщательно прослеживается сходство трансформационных компонентов. В этих странах система высшего образования состоит из 3 основных степеней: бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Условия исследования схожи. По причине уникальности каждой системы в казахстанской системе образования существует множество уникальных компонентов. Суть формирования этих стран заключается в способе развития, реализации плана, признании прогресса и создании идеального будущего. Основное внимание уделяется тому, что этим странам нужны профессионально подготовленные и квалифицированные специалисты, поскольку они должны развивать свою экономику.

 Если рассматривать систему образования продвинутых стран, то можно сделать вывод, что данная система является полностью декоммунизированной многоступенчатой, в том числе и в сфере высшего образования, существуют различия в индивидуальности прямой связи между этими периодами.

Рассматривается проблема декоммунизации взаимосвязи между привлечением значительных инвестиций в высшее образование и последующими результатами на основе сравнительного анализа образовательных систем разных стран.

 В результате анализа нормативных правовых актов и научной литературы определены стратегии улучшения высшего образования в международной системе образования. Выявлены особенности системы высшего образования Казахстана, определены основные тенденции и принципы ее совершенствования.Определены и сопоставлены этапы становления и развития турецкой системы высшего образования. Было установлено, что две страны обмениваются опытом друг с другом.

Библиографические ссылки

Zholdasbekov A.A., Zholdasbekova B.A., Abitiarova A.A., Balabekov A.T. Alptekin Zeinel, Fomina T., Sakenov Zh. Pedagogical technologies for formation of the healthy life-style of students // Espacios. Education. – 2018. – Vol.39(№21). – P. 37–56.

Джонстон Д.Брюс. Высшее образование в США в 2000 г. // Перспективы. Вопросы образования. – 1992. – №3. – C. 9–20.

Зарубежные системы образования (США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция) / Под ред. Ю.Г. Круглова. – М.: МГОПУ, 1996. – 216 с.

Кусаинов А.К., Анарбек Н. Система образования Германии // Вестник АПН Казахстана. – 2009. – №1(28). – С. 70–83.

Рaзвитиe нaциoнaльнoй cиcтeмы oцeнки кaчecтвa oбрaзoвaния: oтчeт o НИР (зaключитeльный) / Нaциoнaльный цeнтр гocудaрcтвeнных cтaндaртoв oбрaзoвaния и тecтирoвaния: рук. Бaлыкбaeв, Т.O. – Aлмaты, 2005. – 120 c. – Библиoгр.: c. 119-120. – № ГР 0104РК0014. – Инв. № 0205РК00663.

Анарбек Н. Сравнительное образование в Казахстане: вектор развития // Вестник КазНУ. – 2011. – №3(34). – С. 43–50.

McBurnie G. Pursuing Internationalization as a Means to Advance the Academic Mission of the University: an Australian Case Study // Higher Education in Europe. – 2011. – Vol. XXV. №1. – P. 63–75.

Ұлттық білім беру жүйелері: жалпы сипаттамасы мен құрылымы. – Aлмaты: РOНД, 2004. – 160 б.

Жолдасбеков А.А. Студенттерге зияткерлік тәрбие беру // Қазақстан ғылымы және өмірі. – 2018. – №1/2 (55). – C. 110–114.

Mu-Hsuan Huang. Opening the black box of QS World University Rankings // Research Evaluation. – 2012. – Vol. 21, Iss. 1. – P. 71–78.

David A. Turner. World class universities and international rankings // Ethics in science and environmental politics. – 2013.  Vol. 13.  P. 167–176.

Стародубцев И.И. Трансформирующаяся Турция. – М.: ИБВ; МГИМО, 2011. – 255 c.

Bologna Process. National Reports 2005-2007: Turkey. [Electronic resource]. URL: http://www.aic.lv/ace/ace_disk/2005_07/Nat_reps/TurkeyNatRep10Jan07.pdf [date of access 13.04.2024]

REFERENCES

Zholdasbekov A.A., Zholdasbekova B.A., Abitiarova A.A., Balabekov A.T. Alptekin Zeinel, Fomina T., Sakenov Zh. Pedagogical technologies for formation of the healthy life-style of students // Espacios. Education. – 2018. – Vol.39(№21). – P. 37–56.

Djonston D.Brius. Vysshee obrazovanie v SShA v 2000 g. [Higher education in the USA in 2000] // Perspektivy. Voprosy obrazovania. – 1992. – №3. – C. 9–20. [in Russian]

Zarubejnye sistemy obrazovania (SShA, Japonia, Velikobritania, FRG, Francia) [Foreign education systems (USA, Japan, Great Britain, Germany, France)] / Pod red. Iu.G. Kruglova. – M.: MGOPU, 1996. – 216 s. [in Russian]

Kusainov A.K., Anarbek N. Sistema obrazovania Germanii [The German education system] // Vestnik APN Kazahstana. – 2009. – №1(28). – S. 70–83. [in Russian]

Razvitie nacionalnoi sistemy ocenki kachectva obrazovania: otchet o NIR (zakliuchitelnyi) [Development of the national education quality assessment system: research report (final)] / Nacionalnyi centr gocudarstvennyh standartov obrazovania i testirovania: ruk. Balykbaev, T.O. – Almaty, 2005. – 120 c. – Bibliogr.: c. 119-120. – № GR 0104RK0014. – Inv. № 0205RK00663. [in Russian]

Anarbek N. Sravnitelnoe obrazovanie v Kazahstane: vektor razvitia [Comparative education in Kazakhstan: a vector of development] // Vestnik KazNU. – 2011. – №3(34). – S. 43–50. [in Russian]

McBurnie G. Pursuing Internationalization as a Means to Advance the Academic Mission of the University: an Australian Case Study // Higher Education in Europe. – 2011. – Vol. XXV. №1. – P. 63–75.

Ulttyq bіlіm beru juielerі: jalpy sipattamasy men qurylymy [National Education Systems: general characteristics and structure]. – Almaty: ROND, 2004. – 160 b. [in Kazakh]

Joldasbekov A.A. Studentterge ziatkerlіk tarbie beru [Intellectual education of students] // Qazaqstan gylymy jane omіrі. – 2018. – №1/2 (55). – C. 110–114. [in Kazakh]

Mu-Hsuan Huang. Opening the black box of QS World University Rankings // Research Evaluation. – 2012. – Vol. 21, Iss. 1. – P. 71–78.

David A. Turner. World class universities and international rankings // Ethics in science and environmental politics. – 2013. – Vol. 13. – P. 167–176.

Starodubcev I.I. Transformiruiushaiasia Turcia [The Transforming Turkey]. – M.: IBV; MGIMO, 2011. – 255 c. [in Russian]

Bologna Process. National Reports 2005-2007: Turkey. [Electronic resource]. URL: http://www.aic.lv/ace/ace_disk/2005_07/Nat_reps/TurkeyNatRep10Jan07.pdf [date of access 13.04.2024]

Загрузки

Опубликован

2024-12-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ