Пути формирования творческих способностей учащихся в школьном курсе математики

Авторы

  • Е. Тлеукеев Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
  • Н. Ертаев Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави

Ключевые слова:

«Творческие способности учащихся», исследовательская деятельность, специальное задание (задача), старшеклассники, навыки.

Аннотация

В статье рассмотрены теоретические основы и педагогические особенности организации творческих способностей учащихся в процессе развития «творческих способностей учащихся». Раскрыты факторы и условия, способствующие развитию творческих способностей учащихся, рассмотрены дидактические единицы и функции, подходящие для организации исследовательской деятельности учащихся в процессе математического обучения с указанием структуры. В обучении математике уточнено определение «творчество». Проведен педагогический анализ учебников естественно-математического направления и показаны преимущества учебников. Рассмотрено понятие «творческие способности учащихся» и приведены задачи.

Научно-исследовательская работа проводилась в средней общеобразовательной школе  «М. Шокай №24». При проведении исследовательской работы использовались методы анализа психолого-педагогической литературы, педагогического анализа творческих способностей, наблюдения, анкетирования, педагогического эксперимента.

В результате исследований были составлены поисково-исследовательские, творческие задания, направленные на развитие поисково-исследовательской, творческой деятельности учащихся. Студенты были опрошены анонимно. В исследовании приняли участие 57 учащихся, из которых 25 процентов смогли полностью выполнить задания. Обсуждая результаты анкетирования; установлено, что учащиеся, работающие с дополнительной литературой, заинтересованные в самостоятельном поиске, творческой работе, смогли выполнить задания.

Результаты научных исследований математика, преподающая курс алгебры в школьной программе, может использовать в качестве вспомогательного средства поисково-исследовательские задания для развития поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Библиографические ссылки

ПАЙДАЛАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ

Далингер В.А. Методика обучения математике. Поисково-исследовательская деятельность учащихся: учебник и практикум для вузов /. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 460 с.

Герасимова Е.А. Поисково-исследовательская деятельности учащихся при обучении алгебре и началам математического анализа // Фундаментальные и прикладные научные исследования. – 2019. – № 3 . – С. 142–145.

Новикова О.А. Развитие исследовательских компетенций учащихся в процессе изучения курса алгебры и начал анализа. // Омский научный вестник. – 2011. – №5 (101). – С. 233-236.

J. Dinet, A. Chevalier, A. Tricot Information search activity: An overview Revue Européenne de Psychologie Appliquée // European Review of Applied Psychology. – 2012. –Vol. 62. – Iss. 2. – P. 49–62

Amir Abdolhossini The Effects of Cognitive and Meta-Cognitive Methods of Teaching in Mathematics Procedia // Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 46. – P. 5894–5899

Sydykhov B., Muratbekova M.А., Daiyrbekov S.S., Issaeva Zh., Burkitbayeva M., Kavakli M., Rizayeva L. Methodology for the Development of Search and Research Skills of Prospective Math Teachers in a Course on Mathematical Physics Equations // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, Springer Open Journal, Impact Factor. – Turkey, 2017. – №13(11). – Р.7223–7236.

Кенбаева Н.А., Мунарбаева. Д.А. Оқушының өздігінен білім алуын және шығармашылық дағдысын қалыптастыру жолдары / International Scientific and Practical Conference “WORLD SCIENCE” №6 (22), vol.4, June 2017. – Б. 32–35.

Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. – М.: ООО «Издательский центр «Академия», 2003. – 432 с.

Далингер В.А. Информационно-коммуникационные технологии в организации учебно-исследовательской работы учащихся по математике / Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11 (часть 3) – С. 419–422.

Т.П. Куряченко. Формирование приемов поисково-исследовательской деятельности будущих учителей математики в процессе обучение математическому анализу. – Омск, 2006. – 23 с.

REFERENCES

Dalinger V.A. (2018) Metodika obucheniya matematike. Poiskovo-issledovatel'skaya deyatel'nost' uchashchihsya: uchebnik i praktikum dlya vuzov [Methods of teaching mathematics. Search and research activities of students: textbook and workshop for universities]. 460 s. (In Russian)

Gerasimova E.A. (2019) Poiskovo-issledovatel'skaya deyatel'nosti uchashchihsya pri obuchenii algebre i nachalam matematicheskogo analiza [Search and research activities of students in teaching algebra and the beginnings of mathematical analysis]. // Fundamental'nye i prikladnye nauchnye issledovaniya. S. 142–145. (In Russian)

Novikova O.A. (2011) Razvitie issledovatel'skih kompetencij uchashchihsya v processe izucheniya kursa algebry i nachal analiza [Development of research competencies of students in the process of studying the course of algebra and the beginning of analysis]. // Omskij nauchnyj vestnik. S. 233–236. (In Russian)

J. Dinet, A. Chevalier, A. Tricot Information search activity: An overview Revue Européenne de Psychologie Appliquée // European Review of Applied Psychology. – 2012. –Vol. 62. – Iss. 2. – P. 49–62

Amir Abdolhossini The Effects of Cognitive and Meta-Cognitive Methods of Teaching in Mathematics Procedia // Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 46. – P. 5894–5899

Sydykhov B., Muratbekova M.А., Daiyrbekov S.S., Issaeva Zh., Burkitbayeva M., Kavakli M., Rizayeva L. Methodology for the Development of Search and Research Skills of Prospective Math Teachers in a Course on Mathematical Physics Equations // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, Springer Open Journal, Impact Factor. – Turkey, 2017. – №13 (11). – Р. 7223–7236.

Kenbaeva N.A., Munarbaeva. D.A. (2017) Oqushynyn ozdіgіnen bіlіm aluyn zhane shyg’armashylyq dag’dysyn qalyptastyru zholdary [Ways to develop students' self-education and creative skills]. International Scientific and Practical Conference “WORLD SCIENCE” №6 (22), vol.4. B. 32–35. (In Kazakh)

Gusev V.A. (2003) Psihologo-pedagogicheskie osnovy obucheniya matematike [Psychological and pedagogical foundations of teaching mathematics] «Izdatel'skij centr «Akademiya». 432 s. (In Russian)

Dalinger V.A. (2015) Informacionno-kommunikacionnye tekhnologii v organizacii uchebno-issledovatel'skoj raboty uchashchihsya po matematike [Information and communication technologies in the organization of educational and research work of students in mathematics]. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. №11 (part 3). 419–422. (In Russian)

Kuryachenko T.P. (2006) Formirovanie priemov poiskovo-issledovatel'skoj deyatel'nosti budushchih uchitelej matematiki v processe obuchenie matematicheskomu analizu [ Formation of methods of search and research activities of future mathematics teachers in the process of teaching mathematical analysis]. Omsk. 23 s. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2023-03-30