Роль художественно-проектной компетенции в подготовке педагога профессионального обучения в области будущего дизайна к профессиональной деятельности

Авторы

  • Абишева О.Т. Казахский национальный педагогический университет имени Абая

Ключевые слова:

компетенция, компетентность, художественно-проектная компетентность, профессиональное обучение, интеграция.

Аннотация

Бурное развитие науки и техники бурно сказывается во всех сферах жизни общества. В настоящее время дизайн занимает доминирующее место в жизни и деятельности человека и становится важным фактором, влияющим на формирование новой реальности.
Актуальность проблемы подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна является повышение потребности страны в образовательных услугах в области дизайна, в том числе повышение социального спроса на педагогов профессионального образования в области дизайна, владеющих профессиональными компетенциями,
соответствующими современным требованиям. Современное образование это обновленное содержание и модернизация образовательной системы, а так же использование цифровых,
инновационных технологий и методик. Международный опыт внедряет интегрированное обучение или междисциплинарный подход, позволяющие повысить учебную мотивацию в достижении высоких результатов в образовательном процессе и обучении.
Междисциплинарные занятие стали частью системы преподавания.
В любой системе образовательный процесс отражается как единство содержания, целей и технологий, их объектов, средств. Ориентация системы образования на компетентностный подход, необходимость совершенствования условий, обеспечивающих повышение
эффективности и качества подготовки педагога профессионального обучения в области дизайна, требуют понимания и конкретизации требований, предъявляемых к педагогу профессионального обучения в области дизайна. Целью исследования в статье рассматривается художественно-проектный аспект деятельности педагога
профессионального обучения в области дизайна, представляющий его предметный состав, с теоретическим обоснованием структурно-содержательной модели формирования художественно-проектной компетентности педагога профессионального обучения в области дизайна.

Библиографические ссылки

Calavia M.B., Blanco T., & Casas R. Fostering Creativity as a Problem-Solving Competence through Design: Think-Create-Learn, a Tool for Teachers // Thinking Skills and Creativity. – 2021. Vol.39. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100761

Гафаров Х.С. Дисциплинарная структура современных западных исследований дизайна (design studies): Проблемы стратификации и таксономии // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. – Минск, 2018. – С. 3–23.

Қазақстан Республикасының «Білім туралы» Заңы // Егемен Қазақстан. – 2007, 15 тамыз.

Абишева О.Т. SMART-технологии в высшей школе // Педагогика и Психология. – 2017. – №3(32). – С. 115–119.

Hotulainen R., Vinni-Laakso J., & Kupiainen S. Development of Learning to Learn Competence across Secondary Education and its Association with Attainment in Finnish/Swedish High-Stake Exit Exam // Thinking Skills and Creativity. 2020. – Volume 38. – P. 1–13. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100738

Russanti I., Nurlaela L., Basuki I., & Munoto. Competency Based Assessment in Fashion Design. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering 336. – 2018. doi:10.1088/1757-899X/336/1/012044

Thandlam Sudhindra S., T.M. Blessing L. ‘A Framework for Design Competency Assessment’, in Proceedings of the International Conference on Engineering Design (ICED21), Gothenburg, Sweden, 2021. Published online by Cambridge University Press: 27 July 2021. DOI:10.1017/pds.2021.10

Парфенова Т.А. Формирование проектной компетентности будущих педагогов в условиях профессионального образования // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. – 2015. – №1. – С. 61–65.

Fass J., Rutgers J., and Chui M. Using Design Competencies to Define Curricula and Support Learners, in Storni, C., Leahy, K., McMahon, M., Lloyd, P. and Bohemia, E. (eds.), Design as a catalyst for change - DRS International Conference 2018, 25-28 June, Limerick, Ireland. https://doi.org/10.21606/drs.2018.578

Abisheva O., Derbisova M., Tanabayeva S., Karbozova A.A. Interconnection of fine arts and other disciplines // Педагогика и психология. – 2021. Выпуск 49 №4. – С. 202–211. https://doi.org/10.51889/2021-4.2077-6861.24

Gam H.J., & Banning J. Teaching Sustainability in Fashion Design Courses Through a Zero-Waste Design Project // Clothing and Textiles Research Journal. – 2020. Vol.38. Iss.3. doi:10.1177/0887302x20906470

Murzyn-Kupisz M, Hołuj D. Fashion Design Education and Sustainability: Towards an Equilibrium between Craftsmanship and Artistic and Business Skills? // Education Sciences. 2021. – Vol. 11(9):531. https://doi.org/10.3390/educsci11090531

Шейн Р.А. Диалектика дизайна. Кн. 1: Мифдизайн. – Екатеринбург: Тезис, 2002. – 296 с.

Nagai Y., Shimogoori A., Ariga M., Georgiev G.V. (2019) ‘Future Learning and Design Creativity Competency’ // Proceedings of the 22nd International Conference on Engineering Design (ICED19), Delft, The Netherlands, 5-8 August 2019. https://doi.org/10.1017/dsi.2019.54

Бреднева Н.А. Формирование проектной компетентности студентов в образовательном процессе вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – №5(71): в 3-х ч. Ч. 2. – C. 166–169. ISSN 1997-2911

Лазаренко Н.Ю. Формування компетенцій в технології художнього проектування у предметному дизайні // «Молодий вчений». – 2017. – № 9.2 (49.2) Украйна.

Raimon Efendi, Jalius Jama, Asmar Yulastri. Development of Competency Based Learning Model in Learning Computer Networks. International Conference on Education, Science and Technology // Journal of Physics: Conference Series 1387 (2019) IOP Publishing, doi:10.1088/1742-6596/1387/1/012109

Nuri Mohamad M. Otman. Quality of higher education and incidence of learning styles (2020) International Journal of Research in Business and Social Science (2147-4478) 9(3):141-148. DOI:10.20525/ijrbs.v9i3.660

Федоров В.А., Колегова Е.Д. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008. – 208 с.

Marciniak R., & Cáliz Rivera C. A System of Indicators for the Quality Assessment of Didactic Materials in Online Education // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. – 2021. – №22(1). –P. 180–198. https://doi.org/10.19173/irrodl.v22i1.5069

Андреева О.С., Селиванова О.А., Васильева И.В. Комплексная диагностика компонентов исследовательской компетенции у студентов педагогических направлений подготовки // Образование и наука. – 2019. Том 21, №1. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-1-37-58

Reyna E.S. The Integration of Art: A Multiple Case Study of Science, Technology, Engineering, Art, and Math (STEAM) Schools in Three Schools in Southern California: Dissertations. 2021. – 3 p. [Electronic resource]. URL: https://digitalcommons.umassglobal.edu/edd_dissertations/423/

Csíkos C., Kovács Z., & Kereszty O. Hungarian vocational education teachers’ views on their pedagogical knowledge and the information sources suitable for their professional development // Empirical Research in Vocational Education and Training. – 2018. 10(1). doi:10.1186/s40461-018-0063-x

Веденеева О.А., Сайгушев Н.Я. Усвоение содержания педагогического образования студентами вузов: монография. – СПб.: Наукоемкие технологии, 2018. – 146 с.

Waite L.H., Zupec J.F., Quinn D.H., & Poon C.Y. Revised Bloom’s taxonomy as a mentoring framework for successful promotion. Currents in Pharmacy Teaching and Learning. – 2020. Vol.12. Iss. 11. – P. 1379–1382. https://doi.org/10.1016/j.cptl.2020.06.009

Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 208 с.

REFERENCES

Calavia M.B., Blanco T., & Casas R. Fostering Creativity as a Problem-Solving Competence through Design: Think-Create-Learn, a Tool for Teachers. Thinking Skills and Creativity. – 2021. Vol.39. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100761

Gafarov H.S. Disciplinarnaia struktura sovremennyh zapadnyh issledovanii dizaina (design studies): Problemy stratifikacii i taksonomii [The Disciplinary structure of Modern Western Design studies: Problems of Stratification and Taxonomy] // Aktualnye problemy dizaina i dizain-obrazovaniia: materialy II Mejdunar. nauch.-prakt. konf. – Minsk, 2018. – S. 3–23. [in Russian]

Qazaqstan Respublikasynyn «Bіlіm turaly» Zany // Egemen Qazaqstan. – 2007, 15 tamyz. [In Kazakh]

Abisheva O.T. SMART-tehnologii v vysshei shkole [SMART technologies in higher education] // Pedagogika i Psihologiia. – 2017. – №3(32). – S. 115–119. [in Russian]

Hotulainen R., Vinni-Laakso J., & Kupiainen S. Development of Learning to Learn Competence across Secondary Education and its Association with Attainment in Finnish/Swedish High-Stake Exit Exam // Thinking Skills and Creativity. 2020. – Volume 38. – P. 1–13. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100738

Russanti I., Nurlaela L., Basuki I., & Munoto. Competency Based Assessment in Fashion Design. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering 336. – 2018. doi:10.1088/1757-899X/336/1/012044

Thandlam Sudhindra S., T.M. Blessing L. ‘A Framework for Design Competency Assessment’, in Proceedings of the International Conference on Engineering Design (ICED21), Gothenburg, Sweden, 2021. Published online by Cambridge University Press: 27 July 2021. DOI:10.1017/pds.2021.10

Parfenova T.A. Formirovanie proektnoi kompetentnosti budushhih pedagogov v usloviiah professionalnogo obrazovaniia [Formation of project competence of future teachers in the conditions of professional education] // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie i zdravoohranenie. – 2015. – №1. – S. 61–65. [in Russian]

Fass J., Rutgers J., and Chui M. Using Design Competencies to Define Curricula and Support Learners, in Storni, C., Leahy, K., McMahon, M., Lloyd, P. and Bohemia, E. (eds.), Design as a catalyst for change - DRS International Conference 2018, 25-28 June, Limerick, Ireland. https://doi.org/10.21606/drs.2018.578

Abisheva O., Derbisova M., Tanabayeva S., Karbozova A.A. Interconnection of fine arts and other disciplines // Pedagogika i psihologija. – 2021. Vypusk 49 №4. – S. 202–211. https://doi.org/10.51889/2021-4.2077-6861.24

Gam H.J., & Banning J. Teaching Sustainability in Fashion Design Courses Through a Zero-Waste Design Project // Clothing and Textiles Research Journal. – 2020. Vol.38. Iss.3. doi:10.1177/0887302x20906470

Murzyn-Kupisz M, Hołuj D. Fashion Design Education and Sustainability: Towards an Equilibrium between Craftsmanship and Artistic and Business Skills? // Education Sciences. 2021. – Vol. 11(9):531. https://doi.org/10.3390/educsci11090531

Shein R.A. Dialektika dizaina. Kn. 1: Mifdizain [Dialectics of design. Book 1: Mythodesign]. – Ekaterinburg: Tezis, 2002. – 296 s. [in Russian]

Nagai Y., Shimogoori A., Ariga M., Georgiev G.V. (2019) ‘Future Learning and Design Creativity Competency’ // Proceedings of the 22nd International Conference on Engineering Design (ICED19), Delft, The Netherlands, 5-8 August 2019. https://doi.org/10.1017/dsi.2019.54

Bredneva N.A. Formirovanie proektnoi kompetentnosti studentov v obrazovatelnom processe vuza [Formation of project competence of students in the educational process of the university] // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. – 2017. – №5(71): v 3-h ch. Ch. 2. – C. 166–169. ISSN 1997-2911 [in Russian]

Lazarenko N.Iu. Formuvannia kompetencіi v tehnologії hudojnogo proektuvannia u predmetnomu dizainі [Formation of competencies in the technology of artistic design in subject design] // «Molodii vchenii». – 2017. – № 9.2 (49.2) Ukraina. [in Ukrainian]

Raimon Efendi, Jalius Jama, Asmar Yulastri. Development of Competency Based Learning Model in Learning Computer Networks. International Conference on Education, Science and Technology // Journal of Physics: Conference Series 1387 (2019) IOP Publishing, doi:10.1088/1742-6596/1387/1/012109

Nuri Mohamad M. Otman. Quality of higher education and incidence of learning styles (2020) International Journal of Research in Business and Social Science (2147-4478) 9(3):141-148. DOI:10.20525/ijrbs.v9i3.660

Fedorov V.A., Kolegova E.D. Pedagogicheskie tehnologii upravleniia kachestvom professionalnogo obrazovaniia [Pedagogical technologies of professional education quality management]: ucheb. posobie dlia studentov vyssh. ucheb. Zavedenii. – M.: Akademiia, 2008. – 208 s. [in Russian]

Marciniak R., & Cáliz Rivera C. A System of Indicators for the Quality Assessment of Didactic Materials in Online Education // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. – 2021. – №22(1). –P. 180–198. https://doi.org/10.19173/irrodl.v22i1.5069

Andreeva O.S., Selivanova O.A., Vasilieva I.V. Kompleksnaia diagnostika komponentov issledovatelskoi kompetencii u studentov pedagogicheskih napravlenii podgotovki [Comprehensive diagnostics of the components of research competence in students of pedagogical areas of training] // Obrazovanie i nauka. – 2019. Tom 21, №1. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-1-37-58 [in Russian]

Reyna E.S. The Integration of Art: A Multiple Case Study of Science, Technology, Engineering, Art, and Math (STEAM) Schools in Three Schools in Southern California: Dissertations. 2021. – 3 p. [Electronic resource]. URL: https://digitalcommons.umassglobal.edu/edd_dissertations/423/

Csíkos C., Kovács Z., & Kereszty O. Hungarian vocational education teachers’ views on their pedagogical knowledge and the information sources suitable for their professional development // Empirical Research in Vocational Education and Training. – 2018. 10(1). doi:10.1186/s40461-018-0063-x

Vedeneeva O.A., Saigushev N.Ia. Usvoenie soderzhaniia pedagogicheskogo obrazovaniia studentami vuzov: monografiia [Assimilation of the content of pedagogical education by university students: monograph]. – SPb.: Naukoemkie tehnologii, 2018. – 146 s. [in Russian]

Waite L.H., Zupec J.F., Quinn D.H., & Poon C.Y. Revised Bloom’s taxonomy as a mentoring framework for successful promotion. Currents in Pharmacy Teaching and Learning. – 2020. Vol.12. Iss. 11. – P. 1379–1382. https://doi.org/10.1016/j.cptl.2020.06.009

Zagviazinskii V.I., Atahanov R.A. Metodologiia i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovaniia [Methodology and methods of psychological and pedagogical research]: ucheb. posobie dlia studentov vyssh. ucheb. zavedenii. – M.: Akademiia, 2001. – 208 s. [in Russian]

Загрузки

Опубликован

2022-09-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ