Основные вопросы формирования государственной власти в произведениях аль-Фараби

Авторы

  • Г. Шадинова Международный казахско-турецкий университет имени Ходжа Ахмеда Ясави
  • А Кожан Международный казахско-турецкий университет имени Ходжа Ахмеда Ясави

Ключевые слова:

Аль-Фараби, политика, государство, власть, народ, Казахстан, мораль, религия.

Аннотация

В данной статье рассматриваются основные вопросы формирования государственной власти в творчестве аль-Фараби. Изучение ценностного содержания тюркской духовной традиции продолжается в современных гуманитарных науках. Его популярность связана с тем, что наследие прошлого актуально для наших современников, а наше настоящее тесно связано с культурой прошлого.
В своих социально-политических взглядах аль-Фараби играл ключевую роль в обществе, воплощая в жизнь идеал совершенного человека, который был правителем разумного государства. Суть учения аль-Фараби заключается не только в духовном развитии человека, но и в совершенствовании правовых и законодательных норм в обществе. По мнению Второго учителя, только образованный, нравственный человек может принести духовную пользу. Здесь идея правителя, основанная на трудах аль-Фараби, выполняет особую миссию. Определение места и роли лидера в социальном процессе, диалектика объективных и субъективных факторов в истории и диалектика общественной жизни происходит после прочтения исследовательских работ аль-Фараби.
Таким образом, идея аль-Фараби о государстве и правильном его управлении, о том, что высшая миссия правителя способна охватить принципы государственного устройства, сложившиеся в реальной истории Казахстана, в устройстве мира, как высшие смыслы и ценности онтогенеза, имеющие человеческое и социальное значение, по-прежнему актуальны.

Библиографические ссылки

Антикалық философия [Электрондық ресурс]. URL: http://www.sesiya.ru/staty/filosofiya/921-antikalyik-filosofiya/

Аль-Фараби. Философские трактаты. – А.: Наука, 1972. – 429 с.

Аль-Фараби. Историко-философские трактаты. – А.: Наука, 1985. – 624 с.

Sagikyzy A., Satershinov B.М., Moldagaliyev B.Ye., Smagulov М.N. Synthesis of traditional and islamic values in Kazakhstan (245.4 kB) // European Journal of Science and Theology. – 2015.

Азербаев А.Д. Онтологическое единство нравственности и политики в философии аль-Фараби: Диссертация на соискание степени доктора философии (PhD). – Астана, 2017. – 150 с.

Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. – Алма-Ата: Наука, 1973. – 400 с.

Гаипов З.С., Жандосова Ш.М. Саяси ілімдер тарихы: Оқу құралы / З.К. Шәукенова мен С.Е. Нұрмұратовтың жалпы редакциясымен. – Алматы: ҚР БҒМ ҒК Философия, саясаттану және дінтану институты, 2015. – 192 б.

Момынқұлов Ж.Б. Әл-Фарабидің дүниетанымындағы діннің алатын орны. Философия ғылымдарының кандидаты ғылыми дәрежесін алу үшін дайындалған диссертация. – Алматы, 2009. – 151 б.

Әл-Фараби. Философиялық трактаттар. – Алматы: Ғылым, 1973. – 395 б.

Есім Ғ. Шәкәрім сауалдары төңірегінде // Абай. – 1998. – №2. – Б. 9–14.

Есім Ғ. Заман өткен сайын адамның адамшылығы түзеліп бара ма, бұзылып бара жатыр ма? // Абай. – 1999. – №4. – Б. 1–7.

Назарбаев Н.А. Бауырларымызға құшағымыз ашық (Дүние жүзі қазақтары құрылтайының 1992 ж. 1 қазандағы салтанатты мәжілісіндегі сөзі) // Тәуелсіздігіміздің бес жылы. – Алматы: Қазақстан, 1996. – Б. 27–32.

Нысанбаев Ә. Адам және ашық қоғам. – Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 1998. – 160 б.

Загрузки

Опубликован

2021-06-30

Выпуск

Раздел

ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ