Нейролингвистические особенности цифрового аутизма

Авторы

  • А.Г. Сембаева Казахского национального женского педагогического университета
  • К.Н. Шохаева Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Ключевые слова:

нейролингвистика, цифровой аутизм, расстройства аутистического спектра, функции мозга, речь, когнитивный механизм, дефектология, коммуникация.

Аннотация

Образ мышления и сознание человека-это не только проблема отдельного
индивида, но и общая общественно-социальная проблема. В современную эпоху
«цифровизации» феномен «цифрового аутизма» быстро набирает обороты у представителей
молодого поколения, особенно у детей и подростков. Скринингеры, зуммеры или Поколение
Z – это современные дети, которые не могут представить свою жизнь без электронных
устройств. Это затрудняет не только формирование у ребенка языковых способностей,
речевой деятельности, но и адаптацию к социальной среде, получение образования, путь к
профессиональному успеху.
В статье рассматривается влияние цифрового аутизма, о котором идет речь влияние
аутизма на повседневную и личную жизнь людей. В настоящее время общение в социальной сети или чрезмерное времяпрепровождение в виртуальной среде может дать людям преимущество перед непосредственным общением и дать эмоциональную свободу и
уверенность, которые не всегда присутствуют в обычной общении. Однако чрезмерная
изоляция от общества, разграничение между виртуальной и реальной жизненными
ситуациями, их правильная оценка и выработка конкретных решений создают определенные трудности. Сложность вопроса цифрогого аутизма заключается в том, что цифровой аутизм встречается не только у детей, но и у взрослых. К сожалению, нейролингвистических исследований по профилактике цифравого ного аутизма, лечению аутизма, реабилитации, восстановлению функции мозга мало. Цифровой аутизм – одна из самых сложных проблем, которая требует изучения на стыке нескольких наук, таких как нейролингвистика, социология, медицина, дефектология, с точки зрения антропоязыковой парадигмы. 

Библиографические ссылки

Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / Пер. с нем. В.В. Бибихина. –М.:

Республика, 1993. – 447 с.

Замфир М. Использование виртуальной среды более 4 часов в день у детей в возрасте от 0 до 3

лет, сходный с расстройством аутистического спектра // Журнал румынских

литературоведческих исследований. – 2018. – №13. – С. 953–968.

Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 2. – 361 с.

Лурия А.Р. Язык и мозг. Вопросы психологии. – М.: Педагогика, 1974. – 312 с.

Venuti P., Senese V.P. Un questionario di autovalutazione degli stili parentali: Uno studio su un

campione italiano // Giornale Italiano di Psicologia. – 2007. – №34 (3). – Р. 677–698.

Курпатов А.В. Чертоги разума. Убей в себе идиота. – М.: Капитал, 2022. – 416 с.

Бодуэн де Куртенэ И.А. Общее языкознание. Избранные труды. – М.: Юрайт, 2017. – 343 с.

Heffler K.F., Davidovitch M. Screen media and autism spectrum disorder: A systematic literature

review // Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics. – 2019. – №40. – Р. 303–311.

Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психологические процессы в онтогенезе. – М.: Издательство

МГУ, 1985. – 190 с.

Жангужинова М.Е., Кульсеитова М.А., Кашаганова Т.У. Обзор методов применения цифровых

технологий для процесса обучения сценографии в системе подготовки бакалавров // Ясауи

университетінің хабаршысы. – 2023. – №4 (130). – Б. 245–265.

Haidegger M. Vremia i bytie: [Time and Being] Statii i vystuplenia / Per. s nem. V.V. Bibihina. – M.:

Respublika, 1993. – 447 s. [in Russian]

Zamfir M. [The consumption of virtual environment more than 4 hours/ day, in the children between 0-

years old, can cause a syndrome similar with the autism spectrum disorder] // Jurnal rumynskih

literaturovedcheskih issledovanii. – 2018. – №13. – S. 953–968. [in Russian]

Vygotski L.S. Myshlenie i rech [Thinking and speech] // Sobr. soch.: v 6 t. – M.: Pedagogika, 1982. – T.

– 361 s. [in Russian]

Luria A.R. Iazyk i mozg. Voprosy psihologii [Language and brain. Questions of psychology]. – M.:

Pedagogika, 1974. – 312 s. [in Russian]

Venuti P., Senese V.P. Un questionario di autovalutazione degli stili parentali: Uno studio su un

campione italiano // Giornale Italiano di Psicologia. – 2007. – №34 (3). – Р. 677–698. [in Italian].

Kurpatov A.V. Chertogi razuma. Ubei v sebe idiota [The halls of the mind. Kill the idiot in yourself]. –

M.: Kapital, 2022. – 416 s. [in Russian]

Boduen de Kurtene I.A. Obshee iazykoznanie. Izbrannye trudy [General linguistics. Selected works]. –

M.: Iurait, 2017. – 343 s. [in Russian]

Heffler K.F., Davidovitch M. Screen media and autism spectrum disorder: A systematic literature

review // Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics. – 2019. – №40. – Р. 303–311.

Simernitskaia E.G. Mozg cheloveka i psihologicheskie processy v ontogeneze [The human brain and

psychological processes in ontogenesis]. – M.: Izdatelstvo MGU, 1985. – 190 s. [in Russian]

Jangujinova M.E., Kulseitova M.A., Kashaganova T.U. Obzor metodov primenenia cifrovyh tehnologi

dlia processa obuchenia scenografii v sisteme podgotovki bakalavrov [An Overview of the Methods of

Using Digital Technologies for the Process of Teaching Scenography in the Bachelor's Degree System]

// Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2023. – №4 (130). – B. 245–264. [in Russian]

Загрузки

Опубликован

2024-03-30