Формирование литературоведческой компетенции на филологических специальностях в курсе современной казахстанской литературы в вузе

Авторы

  • Р.Б. Сабдалиева Казахского национального женского педагогического университета
  • Г.А. Орынханова Казахского национального женского педагогического университета
  • И.С. Клименко Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави

Ключевые слова:

дескрипторы; компетенция; литературоведческая компетенция; педагогический эксперимент; произведения Е. Турсунова; современная казахстанская литература; университетское образование.

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования литературоведческой
компетенции в курсе современной казахстанской литературы.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью реализации
компетентностного подхода в университетском образовании. Изучение современной
литературы Казахстана также является насущной задачей сегодняшнего дня.
Профессиональная подготовка будущего филолога должна включать целостное понимание
современного литературного процесса, в том числе отечественного.
В ходе исследования были применены историко-функциональный, интермедиальный,
биографический, системный методы и метод моделирования.
Авторы осуществляют обзор научных точек зрения на проблему компетентностного
подхода в образовании, сопоставляет различные подходы на определение компетенции и
компетентностей, на соотношение этих двух понятий. Осуществлено направленное
исследование явления литературоведческой компетенции, в связи с чем дан обзор
определений понятия, затем разработаны дескрипторы литературоведческой компетенции на
материале произведений Ермека Турсунова. Авторы предлагает методику формирования
литературоведческой компетенции с помощью системы заданий на основе жанрового
подхода. Отражены итоги педагогического эксперимента, доказывающего эффективность
методики.
Целью исследования стало определение эффективности методической системы по
формированию литературоведческой компетенции будущих филологов через разработку
дескрипторов и использование методического инструментария. Методами, использованными
в процессе исследования, стали социологический, интермедиальный, историко- функциональный методы, а также метод педагогической диагностики уровня
сформированной литературоведческой компетенции.
В качестве основного вывода, полученного исследователями, стало то, что
использование методической системы по формированию литературоведческой компетенции
при изучении произведений Е. Турсунова, состоящей из дескрипторов, комплекса
диагностического инструментария, комплекса заданий, повышает качество обучения через
повышение уровня сформированности литературоведческой компетенции.
Будущее направление исследования авторы видят в расширении поля применения
методической системы через смену учебных курсов, используемого материала,
студенческого контингента.
Полученные в ходе исследования результаты могут послужить основой для
методического обеспечения процесса формирования литературоведческой компетенции
филолога при разработке учебных курсов.

Библиографические ссылки

Chomsky N. Language and mind. – New York: Harper & Row, 1968.

https://doi.org/10.1037/e400082009-004

Hymes D.H. On Communicative Competence. In: J.B. Pride and J. Holmes (eds) Sociolinguistics.

Selected Readings. Part 1. – Harmondsworth: Penguin, 1972. – P. 269–293.

Raven J. The Conceptualisation of Competence. [Электронный ресурс]. – URL:

https://www.researchgate.net/publication/238793092 (дата обращения 12.10.2023)

Rieckmann M. Future-Oriented Higher Education: Which Key Competencies should be fostered

through University Teaching and Learning? // Futures. – 2012. – №44(2). – P. 127–135.

Voogt J., Roblin N.P. A comparative analysis of international frameworks for 21st century

competences: Implications for national curriculum policies // Curriculum Studies. – 2012. – №44(3). –

P. 299–321. https://doi.org/10.1080/00220272.2012.668938

Rychen D.S., Salganik L.H. Definition and selection of key competencies // The INES compendium

(Fourth General Assembly of the OCDE Education Indicators programmme). – París: OCDE, 2000. – Р.

–73.

ANNEX to the Proposal for a Council Recommendation On Key Competences for Lifelong Learning. –

Brussels: European Commission, 2018. [Электронный ресурс]. – URL: https://eurlex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:395443f6-fb6d-11e7-b8f5-01aa75ed71a1.0001.02/

DOC_2&format=PDF (дата обращения 12.10.2023)

OECD Work on Education and Skills. Partnership for 21st Century Learning. Battelle for Kids. – Paris:

OECD, 2022. – 21 p. [Электронный ресурс]. – URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.oecd.org/education/OECD-EducationBrochure.pdf (дата обращения 12.10.2023)

Braslavsky C. Development of Key Competencies in Education: some Lessons from International

Experience. – 2004. [Электронный ресурс]. – URL:

https://www.researchgate.net/publication/44832583_Developing_Key_Competencies_in_Education_so

me_lessons_from_international_and_national_experience (дата обращения 12.10.2023)

Турсунов Е. Мамлюк. – Алматы: MELOMAN Publishing, 2021. – 381 с.

Турсунов Е. Семь майских дней. – Алматы: MELOMAN Publishing, 2020. – 207 с.

Турсунов Е. Келин. – Алматы: MELOMAN Publishing, 2020. – 185 с.

Турсунов Е. Курак корпе. – Алматы: MELOMAN Publishing, 2020. – 179 с.

Турсунов Е. Билет в один конец. – Алматы: MELOMAN Publishing, 2020. – 306 с.

Турсунов Е. Жили-были. – Алматы MELOMAN Publishing, 2020. – 400 с.

Muzakki Afifuddin Engaging Literary Competence through Critical Literacy in an EFL Setting.

[Электронный ресурс]. – URL:

https://www.researchgate.net/publication/316292572_Engaging_Literary_Competencethrough_Critical

_Literacy_in_an_EFL_Setting (дата обращения 12.10.2023)

Astri Hapsari. Literary competence for the teaching of literature in second language educational context.

[Электронный ресурс]. – URL:

https://www.researchgate.net/publication/312574248_Literary_Competence_For_The_Teaching_Of_Lit

erature_In_Second_Language_Educational_Context (дата обращения 12.10.2023)

Culler J. Chapter 6: LITERARY COMPETENCE. Structuralist Poetics, 2002. – P. 131–152. Retrieved

from EBSCOhost

Brumfit C., Carter R. (ed.). Literature and Language Teaching. – Oxford; New York: Oxford University

Press, 1986. – 289 p.1. Chomsky N. Language and mind. – New York: Harper & Row, 1968.

https://doi.org/10.1037/e400082009-004

Hymes D.H. On Communicative Competence. In: J.B. Pride and J. Holmes (eds) Sociolinguistics.

Selected Readings. Part 1. – Harmondsworth: Penguin, 1972. – P. 269–293.

Raven J. The Conceptualisation of Competence. [Electronic resource]. – URL:

https://www.researchgate.net/publication/238793092 (date of access 12.10.2023)

Rieckmann M. Future-Oriented Higher Education: Which Key Competencies should be fostered

through University Teaching and Learning? // Futures. – 2012. – №44(2). – P. 127–135.

Voogt J., Roblin N.P. A comparative analysis of international frameworks for 21st century

competences: Implications for national curriculum policies // Curriculum Studies. – 2012. – №44(3). –

P. 299–321. https://doi.org/10.1080/00220272.2012.668938

Rychen D.S., Salganik L.H. Definition and selection of key competencies // The INES compendium

(Fourth General Assembly of the OCDE Education Indicators programmme). – París: OCDE, 2000. – Р.

–73.

ANNEX to the Proposal for a Council Recommendation On Key Competences for Lifelong Learning. –

Brussels: European Commission, 2018. [Electronic resource]. – URL: https://eurlex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:395443f6-fb6d-11e7-b8f5-01aa75ed71a1.0001.02/

DOC_2&format=PDF (date of access 12.10.2023)

OECD Work on Education and Skills. Partnership for 21st Century Learning. Battelle for Kids. – Paris:

OECD, 2022. – 21 p. [Electronic resource]. – URL: chromeextension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.oecd.org/education/OECD-EducationBrochure.pdf (date of access 12.10.2023)

Braslavsky C. Development of Key Competencies in Education: some Lessons from International

Experience. – 2004. [Electronic resource]. – URL:

https://www.researchgate.net/publication/44832583_Developing_Key_Competencies_in_Education_so

me_lessons_from_international_and_national_experience (date of access 12.10.2023)10. Турсунов Е. Мамлюк. – Алматы: MELOMAN Publishing, 2021. – 381 с.

Турсунов Е. Семь майских дней. – Алматы: MELOMAN Publishing, 2020. – 207 с.

Турсунов Е. Келин. – Алматы: MELOMAN Publishing, 2020. – 185 с.

Турсунов Е. Курак корпе. – Алматы: MELOMAN Publishing, 2020. – 179 с.

Турсунов Е. Билет в один конец. – Алматы: MELOMAN Publishing, 2020. – 306 с.

Турсунов Е. Жили-были. – Алматы MELOMAN Publishing, 2020. – 400 с.

Muzakki Afifuddin Engaging Literary Competence through Critical Literacy in an EFL Setting.

[Electronic resource]. – URL:

https://www.researchgate.net/publication/316292572_Engaging_Literary_Competencethrough_Critical

_Literacy_in_an_EFL_Setting (date of access 12.10.2023)

Astri Hapsari. Literary competence for the teaching of literature in second language educational context.

[Electronic resource]. – URL:

https://www.researchgate.net/publication/312574248_Literary_Competence_For_The_Teaching_Of_Lit

erature_In_Second_Language_Educational_Context (date of access 12.10.2023)

Culler J. Chapter 6: LITERARY COMPETENCE. Structuralist Poetics, 2002. – P. 131–152. Retrieved

from EBSCOhost

Brumfit C., Carter R. (ed.). Literature and Language Teaching. – Oxford; New York: Oxford University

Press, 1986. – 289 p.

Загрузки

Опубликован

2024-03-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ