Роль невербальной коммуникации на языковых занятиях в полилингвальной аудитории (из опыта работы на электронных образовательных платформах)

Авторы

  • Л.С. Канаева Южно-Казахстанского государственного педагогического университета
  • В.Д. Нарожная Южно-Казахстанский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

невербальная коммуникация, межкультурное взаимодействие, иностранные языки, студенты вузов, виртуальные классы, электронные образовательные платформы.

Аннотация

Статья написана на актуальную тему совершенствования межкультурной
коммуникации в условиях глобализации и стремительного развития высоких технологий.
Целью статьи является исследование роли и особенностей овладения навыками
невербальной коммуникации студентами, изучающими иностранные языки в высшей школе,
в межкультурном взаимодействии, а также разработка предложений по применению
электронных образовательных платформ для повышения эффективности обучения.
Проблема заключается в том, что в вузах Казахстана недостаточно академических часов для
овладения невербальной коммуникацией, поэтому данному аспекту изучения иностранных
языков почти не уделяется внимания. Вместе с тем игнорирование обучения студентов
невербальной коммуникации представителей культур изучаемых иностранных языков
является серьезным упущением системы высшего образования, поскольку это препятствует
полноценной межкультурной коммуникации будущих специалистов. Сегодня необходимо
искать современные педагогические технологии, методы и приемы для решения указанной
проблемы. В статье применяются следующие методы исследования: диалектическое
познание, формальная логика, анализ научной литературы, лингвокультурологический
подход, индукция, дедукция, сравнение, комплексный анализ и моделирование. Авторы
статьи приходят к выводу, что эффективное межкультурное взаимодействие невозможно без
овладения невербальной коммуникацией других народов мира. Авторы статьи предлагают
обучать студентов вузов невербальной коммуникации других культур, используя
современные дистанционные технологии, например, виртуальные классы на электронных
образовательных платформах. В частности, можно создать соответствующие учебные
модули с разными заданиями, упражнениями, лекционным материалом, аудио и
видеофайлами, а также итоговым тестированием или защитой проектов. Это позволит в
удобном для студентов дистанционном формате изучать и практиковать навыки  невербальной коммуникации, в том числе с носителями иностранных языков (видеолекции,
общение в режиме реального времени с носителями изучаемых языков, выполнение
творческих заданий и т.д.). В связи с тем, что сегодня посредством сети Интернет все
студенты и преподаватели в той или иной степени взаимодействуют с иностранцами,
решение учебных задач и анализ конкретных кейсов не составит для них труда.
Перспективным направлением дальнейших исследований, по мнению авторов статьи, могут
стать методические разработки по внедрению в учебные программы высшей школы
электронных курсов по овладению студентами невербальной коммуникацией культур стран
изучаемых ими иностранных языков. 

Библиографические ссылки

Goffman E. Behavior in Public Places. – New York: Free Press, 1963. – 378 p.

Radojković M., Miletić M. Komuniciranje, mediji i društvo. – Novi Sad: Stylos, 2021. – 263 p.

Kostić A. Govor lica. – Niš: Filozofski fakultet, 2018. – 187 p.

Nӧth W. Priručnik semiotike. – Zagreb: Ceres, 2020. – 311 p.

Kostić A. Govor bez reči. – Niš: Filozofski fakultet, 2021. – 272 p.

Janićijević J. Komunikacija i kultura. – Sremski Karlovci: Izdavačka knjižarnica Zorana Stojanovića,

– 485 p.

Kim Y.Y. Becoming intercultural: An integrative theory of communication and cross cultural

adaptation. – London: Sage, 2018. – 282 p.

Темник С.В. Невербальное общение при изучении английского языка // Материалы III Всерос.

науч.-практ. конф. с международным участием «Педагогический опыт: от теории к практике».

Чебоксары, 5 фев. 2023 г. / ред. О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Центр научного

сотрудничества «Интерактив плюс», 2023. – С. 87–89.

Тимофеева Е.К. Использование невербальных средств в обучении английскому языку // Вопросы

науки и образования. – 2023. – №4 (5). – C. 18–25.

Нарожная В.Д., Мейирбек Н.К., Канаева Л.С. Невербальная коммуникация как показатель

культурно-национальной специфики художественного текста // Ясауи университетінің

хабаршысы. – 2023. – №1(127). – С. 288–302.

Rot N. Znakovi i značenja. – Beograd: Nolit, 2018. – 274 p.

Knapp M.L., Hall J.A., Horgan T.G. Nonverbal communication in human interaction. –Washington:

Cengage Learning, 2020. – 327 p.

Jovanović M., Zdravković D. Nonverbal communication and physical education classes in a social

context // Facta universitatis. – Series: Physical Education and Sport. – 2017. – Vol. 15. – No 1. – Р.

–206.

Morris D. Otkrivanje čoveka kroz gestove i ponašanje. – Beograd: Jugoslavija, 2019. – 310 p.

Desmond M. Body talk: A World Guide to Gestures. – Washington: Jonathan Cape Ltd., 1996. – 267 p.

Liu S., Volcic Z., Gallois C. Introducing intercultural communication: Global cultures and contexts. –

London: Sage, 2021. – 264 p.

Brown H.D. Teaching by principles: An interactive approach to language pedagogy (2nd ed.). – New

Jersey: Prentice Hall Reg, 1994. – 412 p.

Bielawski L., Metcalf D. Blended eLearning: Integrating Knowledge, Performance, Support, and Online

Learning. – Washington: HRD Press, Inc., 2019. – 367 p.

Caena F., Redecker C. Aligning Teacher Competence Frameworks to 21st Century Challenges: The

Case for the European Digital Competence Framework for Educators (Digcompedu) // European

Journal of Education. – 2019. – №54 (3). – P. 356–369.

Chakowa J. Enhancing Beginners’ Second Language Learning through an Informal Online Environment

// Journal of Educators Online. – 2018. – Vol. 15. – Р. 1–14.

Dickelman S. Information and memory. Collection of scientific papers. – Washington, Princeton

University, 2008–2010. – 210 p.

Курманаева Д.К., Жалелова Г.М. Применение современных Интернет-технологий в изучении

английского языка в вузах Казахстана // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. –

№28. – С. 14–25.

Ахиярова Э.И. Современные образовательные технологии в преподавании английского языка в

вузах Казахстана // Молодой ученый. – 2018. – № 29 (215). – С. 142–143.

Nikolou S., Darra M. The use and development of video casting as a technological tool in secondary

education in Greece: A case study // International Education Studies. – 2018. – №11. – Р. 109–109.

Қияқбай Н., Арғынбаев Е., Адилбаева Р. Жобалап оқыту әдісі арқылы ойлау дағдыларын

дамыту // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2023. – №2(128). – С. 395–407.

Верхотурова В.В. Дидактический потенциал использования электронных и дистанционных

образовательных ресурсов в обучении иностранному (английскому) языку // Молодой ученый. –

– №14. – С. 443–452.

Goffman E. Behavior in Public Places. – New York: Free Press, 1963. – 378 p.

Radojković M., Miletić M. Komuniciranje, mediji i društvo [Communication, media and society]. –

Novi Sad: Stylos, 2021. – 263 p. [in Croatian]

Kostić A. Govor lica [Face speech]. – Niš: Filozofski fakultet, 2018. – 187 p. [in Serbian]

Nӧth W. Priručnik semiotike [Semiotics manual]. – Zagreb: Ceres, 2020. – 311 p. [in Croatian]

Kostić A. Govor bez reči [Speech without words]. – Niš: Filozofski fakultet, 2021. – 272 p. [in Serbian]

Janićijević J. Komunikacija i kultura [Communication and culture]. – Sremski Karlovci: Izdavačka

knjižarnica Zorana Stojanovića, 2019. – 485 p. [in Bosnian]

Kim Y.Y. Becoming intercultural: An integrative theory of communication and cross cultural

adaptation. – London: Sage, 2018. – 282 p.

Temnik S.V. Neverbalnoe obshenie pri izuchenii angliskogo yizyka [Nonverbal communication in

learning English] // Materialy III Vseros. nauch.-prakt. konf. s mejdunarodnym uchastiyem

“Pedagogicheskiy opyt: ot teorii k praktike”. Cheboksary, 5 fev. 2023 g. / red. O.N. Shirokov [i dr.] –

Cheboksary: Centr nauchnogo sotrudnichestva «Interaktiv plius», 2023. – S. 87–89. [in Russian]

Timofeeva E.K. Ispolzovanie neverbalnyh sredstv v obuchenii angliskomu iazyku [The use of nonverbal means in teaching English] // Voprosy nauki i obrazovania. – 2023. – №4 (5). – S. 18–25. [in

Russian]

Meiirbek N.K., Kanaeva L.S. Neverbalnaia kommunikacia kak pokazatel kulturno-nacionalnoi specifiki

hudojestvennogo teksta [Non-verbal Communication as an Indicator of the Cultural and National

Specificity of a Literary Text] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2023. –№1 (127). – S. 288–302. [in

Russian]

Rot N. Znakovi i značenja [Signs and meanings]. – Beograd: Nolit, 2018. – 274 p. [in Serbian]

Knapp M.L., Hall J.A., Horgan T.G. Nonverbal communication in human interaction. –Washington:

Cengage Learning, 2020. – 327 p.

Jovanović M., Zdravković D. Nonverbal communication and physical education classes in a social

context // Facta universitatis. – Series: Physical Education and Sport. – 2017. – Vol. 15. – No 1. – Р.

–206.

Morris D. Otkrivanje čoveka kroz gestove i ponašanje [Discovering a person through gestures and

behavior]. – Beograd: Jugoslavija, 2019. – 310 p. [in Serbian]

Desmond M. Body talk: A World Guide to Gestures. – Washington: Jonathan Cape Ltd., 1996. – 267 p.

Liu S., Volcic Z., Gallois C. Introducing intercultural communication: Global cultures and contexts. –

London: Sage, 2021. – 264 p.

Brown H.D. Teaching by principles: An interactive approach to language pedagogy (2nd ed.). – New

Jersey: Prentice Hall Reg, 1994. – 412 p.

Bielawski L., Metcalf D. Blended eLearning: Integrating Knowledge, Performance, Support, and Online

Learning. – Washington: HRD Press, Inc., 2019. – 367 p.

Caena F., Redecker C. Aligning Teacher Competence Frameworks to 21st Century Challenges: The

Case for the European Digital Competence Framework for Educators (Digcompedu) // European

Journal of Education. – 2019. – №54 (3). – Р. 356–369.

Chakowa J. Enhancing Beginners’ Second Language Learning through an Informal Online

Environment // Journal of Educators Online. – 2018. – Vol. 15. – Р. 1–14.

Dickelman S. Information and memory. Collection of scientific papers. – Washington, Princeton

University, 2008–2010. – 210 p.

Kurmanaeva D.K., Jalelova G.M. Primenenie sovremennyh Internet-tehnologi v izuchenii angliskogo

iazyka v vuzah Kazahstana [The use of modern Internet technologies in the study of English in the

universities of Kazakhstan] // Obuchenie i vospitanie: metodiki i praktika. – 2016. – №28. – S. 14–25.

[in Russian]

Ahiarova E.I. Sovremennye obrazovatelnye tehnologii v prepodavanii angliskogo iazyka v vuzah

Kazahstana [Modern educational technologies in teaching English in universities of Kazakhstan] //

Molodoi uchenyi. – 2018. – № 29 (215). – S. 142–143. [in Russian]

Nikolou S., Darra M. The use and development of video casting as a technological tool in secondary

education in Greece: A case study // International Education Studies. – 2018. – №11. – Р. 109–109.

Qiaqbai N., Argynbaev E., Adilbaeva R. Jobalap oqytu adіsі arqyly oilau dagdylaryn damytu

[Developing Thinking Skills through Project-based Learning] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. –

– №2(128). – S. 395–407. [in Kazakh]

Verhoturova V.V. Didakticheski potenсial ispolzovania elektronnyh i distanсionnyh obrazovatelnyh

resursov v obuchenii inostrannomu (angliskomu) iazyku [Didactic potential of using electronic and

distance learning resources in teaching a foreign (English) language] // Molodoi uchenyi. – 2020. –

№14. – S. 443–452. [in Russian]

Загрузки

Опубликован

2024-03-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ