Формирование предметных компетенций будущих филологов путем обучения орфографии по модельной системе

Авторы

  • М.Д. Талдыбаева Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
  • Ф.Ш. Оразбаева Казахский национальный педагогический университет имени Абая

Ключевые слова:

орфография казахского языка, модель, моделирование, орфограмма, предметная компетентность.

Аннотация

В статье рассматривается формирование предметных компетенций
будущих филологов путем обучения казахской орфографии в вузах модельной системой.
Считалось, что сочетание обучения моделированию орфографических норм в вузе с
формированием коммуникативных компетенций будущего учителя казахского языка открывает путь к развитию профессиональной компетентности. В ходе эксперимента при
организации работ в данном направлении учитывались принципы коммуникативности,
понятности и интересности знаний, добросовестности. Обращено внимание на то, что
умение организовывать устные, письменные задания и проекты мультимедийного формата в
виде парной, групповой, коллективной работы имеет особое место для будущих учителей
языка. Прежде всего, при этом студенты почувствовали преимущества совместной работы,
ладили друг с другом и прекрасно понимали приемы командной работы. Он был в курсе
системы необходимых ему навыков, механизмов их обучения и обучения. Это создало
предпосылку для осознанного усвоения знаний. Учтено, что правильное применение
основных требований для будущего учителя играет большую роль в развитии его
профессионально-умелых компетенций. Было высказано предположение, что при
соблюдении требований к моделируемому обучению и выявлении соответствующих
характеристик возрастают возможности развития профессионально-познавательных,
профессионально-интеллектуальных, профессионально-культурных компетенций
обучающегося. Также при изучении орфографии казахского языка были приняты во
внимание Культура речи, общее общение, их умственные способности, поведение. При
моделировании учитывалось, что чем важнее развитие мышления обучающегося, тем
значительнее совершенствование его речевого мастерства. Обращено внимание на то, что
моделирующее обучение играет особую роль в развитии коммуникативных и
познавательных, предметных компетенций будущих профессионалов.

Библиографические ссылки

Темиргалинова А. Университеттің полиэтникалық білім беру ортасында болашақ

мұғалімдердің коммуникативтік-этнопедагогикалық құзыреттілігін қалыптастыру // Әл-Фараби

атындағы Қазақ ұлттық университетінің Хабаршысы. «Педагогикалық ғылымдар» сериясы. – 2022. –

№3 (72). – Б. 53–63.

Оразбаева Ф.Ш., Талдыбаева М.Д. Қазақ орфографиясын оқытуда модельдеу әдісін

қолдану // Абай атындағы ҚазҰПУ хабаршысы. Көптілді білім беру және шетел тілдері филологиясы

сериясы. – 2017. – №3(19). – Б. 58–63.

Байтұрсынұлы А. Он екі томдық шығармалар жинағы. Т. 3. – Астана: Алашорда, 2022. –

б.

Әміржанова Н. Қазақ орфографиясын алгоритмдер жүйесі арқылы оқытудың жаңалығы мен

тиімділігі // Абай ат ҚазҰПУ Хабаршысы. – 2017. – №4. – Б.142-161.

Ayazbayeva S., Junisbek А., Taldibaeva М. Adapted transcription symbols for turkic sounds //

Journal of language and literature. – 2016. – Vol. 7. – No. 3. – P. 326–332.

Алмешова Ж.К. Болашақ мұғалімдердің кәсіби құзыреттілігін қалыптастырудың ғылымипедагогикалық негіздері // Жас ғалым. – 2014. – № 4.1 (63.1). – Б. 31–33.

Taldybaeva М.D., Orazbayeva F.Sh. Psycholinguistic Aspect of Spelling Modeling Teaching //

Ясауи университетінің хабаршысы. – 2023. – №2 (128). – Б. 277–290. https://doi.org/10.47526/2023-

/2664- 0686.22

Сихынбаева Ж.С., Жолдасбекова Д.А. Болашақ арнайы педагогтардың кәсіби іс-әрекетін

жетілдіруге дайындығын арттыру // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2023. –No3(129). – Б. 224–

Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. I, II. – М.: Академия

наук СССР, 1963. – 388 c.

Orazaeva G.S. Мodern trends in the formation of the bases of professionalism future special

teachers // Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. – 2019. –No2. – P. 240–245. 11. Сатбекова А. Қазақ тілін оқыту әдістемесі және жобалау технологиясы: Оқу құралы. –

Алматы: Қыздар университеті, 2021. – 210 б.

Biktagirova G.F., Khitryuk V.V. Formation of Future Pre-School Teachers Readiness to Work in

the Conditions of Educational Inclusion // International Journal of Environmental & Science Education. –

– Vol. 11. – No3. – P. 185–194.

Жүнісбек Ә. Қазақ тілінің дауысты дыбыстары (эксперименттік-фонетикалық зерттеу).

Екінші басылым. – Алматы: ЖК Асыл, 2023. – 184 б. 1. Temirgalinova A. Universitettin polietnikalyq bilim beru ortasynda bolashaq mugalimderdin

kommunikativtik-etnopedagogikalyq quzyrettiligin qalyptastyru [Formation of communicative and

ethnopedagogical competence of future teachers in the polyethnic educational environment of the

University] // Al-Farabı atyndagy Qazaq ulttyq universitetinin Habarshysy. “Pedagogikalyq gylymdar”

seriasy. – 2022. – №3 (72). – B. 53–63. [in Kazakh]

Orazbaeva F.Sh., Taldybaeva M.D. Qazaq orfografiasyn oqytuda modeldeu adisin qoldanu

[Application of the modeling method in teaching Kazakh spelling] // Abai atyndagy QazUPU habarshysy.

Koptildi bilim beru jane shetel tilderi filologiasy seriasy. – 2017. – №3(19). – B. 58–63 [in Kazakh]

Baitursynuly A. On eki tomdyq shygarmalar jinagy [Collection of works in twelve volumes]. T. 3. –

Astana: Alashorda, 2022. – 396 b. [in Kazakh]

Amirjanova N. Qazaq orfografiasyn algoritmder juiesi arqyly oqytudyn janalygy men tiimdiligi

[Novelty and effectiveness of teaching Kazakh spelling through the system of algorithms] // Abai at.

QazUPU Habarshysy. – 2017. – №4. – B. 142–161. [in Kazakh]

Ayazbayeva S., Junisbek А., Taldibaeva М. Adapted transcription symbols for turkic sounds //

Journal of language and literature. – 2016. – Vol. 7. – No. 3. – P. 326–332.

Almeshova J.K. Bolashaq mugalimderdin kasibi quzyrettiligin qalyptastyrudyn gylymipedagogikalyq negizderi [Scientific and pedagogical foundations of the formation of professional

competence of future teachers] // Jas galym. – 2014. – №4.1 (63.1). – B. 31–33. [in Kazakh]

Taldybaeva M.D., Orazbayeva F.Sh. Psycholinguistic Aspect of Spelling Modeling Teaching //

Iasaui universitetinin habarshysy. – 2023. – №2 (128). – B. 277–290. https://doi.org/10.47526/2023-2/2664 -

22

Sihynbaeva J.S., Joldasbekova D.A. Bolashaq arnaiy pedagogtardyn kasibi is-areketin jetildiruge

daiyndygyn arttyru [Improving the readiness of future special teachers to improve their professional

activities] // Iasaui universitetinin habarshysy. – 2023. – No3(129). – B. 224–238. [in Kazakh]

Boduen de Kurtene I.A. Izbrannye trudy po obshemu iazykoznaniu [Selected works on general

linguistics]. I, II. – M.: Akademia nauk SSSR, 1963. – 388 c. [in Russian]

Orazaeva G.S. Мodern trends in the formation of the bases of professionalism future special

teachers // Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. – 2019. –No2. – P. 240–245.

Satbekova A. Qazaq tilin oqytu adistemesi jane jobalau tehnologiasy [Methods of teaching the

Kazakh language and design technology]: Oqu quraly. – Almaty: Qyzdar universiteti, 2021. – 210 b. [in

Kazakh]

Biktagirova G.F., Khitryuk V.V. Formation of Future Pre-School Teachers Readiness to Work in

the Conditions of Educational Inclusion // International Journal of Environmental & Science Education. –

– Vol. 11. – No3. – P. 185–194.

Junisbek A. Qazaq tilinin dauysty dybystary (eksperimenttik-fonetikalyq zertteu) [Vowels of the

Kazakh language (experimental phonetic study)]. Ekinshi basylym. – Almaty: JK Asyl, 2023. – 184 b. [in

Kazakh]

Загрузки

Опубликован

2024-03-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ