Формирование исследовательских навыков будущих педагогов-биологов посредством практических занятий по биотехнологии

Авторы

  • Г.И. Исаев Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
  • Т.М. Каримжан Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
  • А.И. Азимбай Университета дружбы народов имени академика А. Куатбекова

Ключевые слова:

метод отбора, теоретические знания, студенты, вегетативное размножение, методология, дедуктивный метод, исследовательские навыки.

Аннотация

В этой статье рассматривается работа по совершенствованию
исследовательских навыков студентов-биологов в высшем учебном заведении с помощью
лабораторных занятий. В Ботаническом саду Международного казахско-турецкого университета имени Ходжи Ахмеда Ясави для студентов-биологов 3-курса разработано теоретическое обоснование определения эко-биологических особенностей сортов яблок с использованием метода отбора и нашли применение в учебном процессе. В результате проведенных исследований был признан оптимальным методом вегетативного размножения сортов яблони в лабораторных условиях. В этом направлении студентам, отобранным (выделенным на топтоар) для научноисследовательской работы, были предложены теоретические знания, после чего был проведен опрос с целью доработки. Если усвоение знаний составило 65%, то в повторном опросе в конце работы видно, что каждая из двух групп, участвовавших в исследовательской работе, увеличила отобранные ими сорта на 20% и составила 85%. Каждая из двух групп, участвовавших в исследовательской работе, выполняла выбранные ими практические задания и проводила анализ. Результаты исследования показали, что студенты установили, что вакцинация положительно влияет на хороший урожай саженцев, и развили исследовательские навыки. В процессе формирования исследовательского навыка в большинстве случаев большое влияние оказало исследование в процессе практической работы с деятельностным исследованием. Исследовательская работа в ходе выполнения лабораторных работ была рассмотрена последовательность применения к 3 практическим работам, а также представлена информация о положительном влиянии лабораторной работы на качество преподавания дисциплины биотехнология. В соответствии с требованиями современности глобализации, была рассмотрена возможность предварительной подготовки практических способностей обучающихся к конкретной лаборатории с применением технологии STEM. 

Библиографические ссылки

Бухарина И.Л., Двоеглазова А.А. Биоэкологические особенности травянистых и древесных

растений в городских насаждениях: монография. – Ижевск: Удмуртский университет, 2010. –

с.

Kossareva O.N., Zharassova D.N., Tolep, N.A. Heat resistance of introduced apple-tree varieties due to

water status and seasonal development under arid conditions of mangistau // EurAsian Journal of

BioSciences. – 2020. – Т. 14. – №2. – P. 2631–2641.

Migicovsky Z., Gardner K.M., Richards C., Thomas Chao C., Schwaninger H.R., Fazio G., Zhong G.-

Y., Myles S. Genomic consequences of apple improvement // Horticulture Research. – 2021. – №9. –

P. 1334–1346.

Акимов А.В. Долгосрочные перспективы роста численности населения мира // Историческая

психология и социология истории. – 2010. – №3 (2). – С. 5–24.

Tompson N. Heart Protection Study Collaborative Group // J. Intern. Med. – 2011. – №4. – Р. 348–358.

Morandi B., Zibordi M., Losciale P., Manfrini L., Bastías R.M., Grappadelli L.C. Apple and peach: A

different role for fruit transpiration? // Acta Horticulturae. – 2012. – №932. – P. 213–218.

Салыбекова Н.Н., Исаев Ғ.И., Айдарханова Б.К., Шынтемирова А.С., Сәулет С. Биологиялық

білім беруде жоба жұмыстарын құру мен қолданудың мүмкіндіктері // Ясауи университетінің

хабаршысы. – 2019. – №4 (114). – Б. 93–103.

Lackmann C., Velki M., Bjedov D., Ečimović S., Seiler T.-B., Hollert H. Commercial preparations of

pesticides exert higher toxicity and cause changes at subcellular level in earthworm Eisenia Andrei //

Environmental Sciences Europe. – 2021. – №12. – P. 232–240.

Черкасов М.Н. Инновационные методы обучения студентов // Инновации в науке. – 2012. – №14

(2). – С. 124–129.10. Арсланов Ш.Д., Арсланов Д.Э. Об особенностях преподавания естественно-научных дисциплин

для различных специальностей в техническом вузе // Современные проблемы науки и

образования. – 2015. – №6. – С. 21–29.

Чурикова Н.Л., Дубровский М.Л., Папихин Р.В., Тарова З.Н., Гонтюрев А Н. Размножение

методом зелёного черенкования новых перспективных клоновых подвоев яблони селекции

Мичуринского ГАУ // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК –

продукты здорового питания. – 2019. – №3. – С. 63–68.

Romankina M.Yu., Kuznetsova N.V., Fedulova Yu.A. Scientific research as an important aspect of

natural science education // Journal of Physics: Conference Series. – 2020. – №1691. – Р. 146–152.

Оказова З.П. Использование биологических задач исследовательского характера в преподавании

биологии в высших учебных заведениях // АНИ: педагогика и психология. – 2018. – №3 (24). – С.

–182.

Buharina I.L., Dvoeglazova A.A. B Bioekologicheskie osobennosti travianistyh i drevesnyh rasteni v

gorodskih nasajdeniah [Bioecological features of herbaceous and woody plants in urban plantings:

monograph]: monografia. – Ijevsk: Udmurtski universitet, 2010. – 184 s. [in Russian]

Kossareva O.N., Zharassova D.N., Tolep, N.A. Heat resistance of introduced apple-tree varieties due to

water status and seasonal development under arid conditions of mangistau // EurAsian Journal of

BioSciences. – 2020. – Т. 14. – №2. – P. 2631–2641.

Migicovsky Z., Gardner K.M., Richards C., Thomas Chao C., Schwaninger H.R., Fazio G., Zhong G.-

Y., Myles S. Genomic consequences of apple improvement // Horticulture Research. – 2021. – №9. –

P. 1334–1346.

Akimov A.V. Dolgosrochnye perspektivy rosta chislennosti naselenia mira [Long-term prospects for

global population growth] // Istoricheskaia psihologia i sociologia istorii. – 2010. – №3 (2): – S. 5–24.

[in Russian]

Tompson N. Heart Protection Study Collaborative Group // J. Intern. Med. – 2011. – №4. – P. 348–358.

Morandi B., Zibordi M., Losciale P., Manfrini L., Bastías R.M., Grappadelli L.C. Apple and peach: A

different role for fruit transpiration? // Acta Horticulturae. – 2012. – №932. – P. 213–218.

Salybekova N.N., Isaev G.I., Aidarhanova B.K., Shyntemirova A.S., Saulet S. Biologiialyq bіlіm berude

joba jumystaryn quru men qoldanudyn mumkіndіkterі [Possibilities of creating and using design works

in biological education] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2019. – №4 (114). – B. 93–103. [in

Kazakh]

Lackmann C., Velki M., Bjedov D., Ečimović S., Seiler T.-B., Hollert H. Commercial preparations of

pesticides exert higher toxicity and cause changes at subcellular level in earthworm Eisenia Andrei //

Environmental Sciences Europe. – 2021. – №12. – P. 232–240.

Cherkasov M.N. Innovacionnye metody obuchenia studentov [Innovative methods of teaching students]

// Innovacii v nauke. – 2012. – №14 (2). – S. 124–129. [in Russian]

Arslanov Sh.D., Arslanov D.E. Ob osobennostiah prepodavania estestvenno-nauchnyh disciplin dlia

razlichnyh specialnostei v tehnicheskom vuze [About the peculiarities of teaching natural science

disciplines for various specialties at a technical university] // Sovremennye problemy nauki i

obrazovania. – 2015. – №6. – S. 21–29. [in Russian]

Churikova N.L., Dubrovski M.L., Papihin R.V., Tarova Z.N., Gontiurev A.N. Razmnojenie metodom

zelionogo cherenkovania novyh perspektivnyh klonovyh podvoev iabloni selekcii Michurinskogo GAU

[Propagation by the method of green cuttings of new promising clone rootstocks of apple trees selected

by Michurinsky GAU] // Tehnologii pishevoi i pererabatyvaiushei promyshlennosti APK – produkty

zdorovogo pitania. – 2019. – №3. – S. 63–68. [in Russian]

Romankina M.Yu., Kuznetsova N.V., Fedulova Yu.A. Scientific research as an important aspect of

natural science education // Journal of Physics: Conference Series. – 2020. – №1691. – Р. 146–152.

Okazova Z.P. Ispolzovanie biologicheskih zadach issledovatelskogo haraktera v prepodavanii biologii v

vysshih uchebnyh zavedeniah [The use of biological research tasks in the teaching of biology in higher

educational institutions] // ANI: pedagogika i psihologia. – 2018. – №3 (24). – S. 180–182. [in Russian]

Загрузки

Опубликован

2024-03-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ