ОБЗОР МЕТОДОВ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СЦЕНОГРАФИИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

Авторы

Ключевые слова:

цифровая трансформация, методика преподавания сценографии, сценография Казахстана, образовательные технологии, мультимедиа.

Аннотация

В статье обобщаются аргументы и контраргументы в рамках научной дискуссии по вопросу цифровой трансформации сценографии Казахстана. Основная проблема исследовательской работы была вызвана отсутствием методики преподавания сценографии в контексте внедрения цифровых технологий. Основной целью является рассмотрение международного опыта внедрения инновационных образовательных технологий в сценическом дизайне.

Содержание статьи раскрывает методологию исследования, которая базируется на искусствоведческих, культурологических, педагогических аспектах. В статье рассматривается цифровая трансформация медиа-искусства и сценографии в рамках научного, обзорно-теоретического и сценографического анализа. В качестве инструментов исследования были взяты воспитательные аспекты в преподавании образовательных программ сценографии в вузах, междисциплинарность, исполнительское и изобразительное искусства, визуальные средства выразительности, проектирование (световое, звуковое, медиа), театр, кино, телевидение, цирк, дизайн, архитектура и др. Поскольку проектный, мозговой штурм, кейс-стади, интеллект-карты являются методами обучения цифровым технологиям в процессе обучения сценографии при подготовке бакалавров, в ходе исследования особое внимание было уделено этим вопросам.

Научная значимость статьи заключается в концептуализации технологических, методических аспектов цифровых технологий для устойчивого развития образовательных технологий в подготовке бакалавров.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке методов цифровой трансформации Сценографии Казахстана. Данные результаты исследования будут использованы в качестве обзорно-теоретического материала при разработке методики преподавания профильных дисциплин по сценографии.

Библиографические ссылки

Abbasi M., Vasilopulub P.I., Stergiulas L. Technology roadmap for the creative industries // Creative industries journal. – 2017. – №10 (1). – P. 40–58. https://doi.org/10.1080/17510694.2016.1247627

Auslender Ph. Liveness performance in a mediatized culture. – London & New York: Routledge Taylor & Fancis Group, 2008. – 200 p. DOI: 10.1017/S0307883300014140

Бисембаева А.В. Казахстан в мире сценографии и театрального пространства («Пражская квадриеннале 2011, 2015») // Центральноазиатский журнал искусствознания. – 2019. – №4(1). – C. 112–122. https://cajas.kz/journal/article/view/186.

Исабекова Г.Б., Дүйсенова Н.Т. Цифрлы білім беру жағдайындағы мектеп пен мұғалімнің құзыреттілігін арттыру мәселесі // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2022. – №4(126). – Б. 133–143. https://doi.org/10.47526/2022-4/2664-0686.11

Кадирбаева Р., Бедебаева М. Онлайн білім беру платформалары арқылы аралас оқыту технологиясын қолдану // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2022. – №3(125). – Б. 127–140. https://doi.org/10.47526/2022-3/2664-0686.11

Chapain K., Stachowiak K. Innovation dynamic in the film industry: the case of the Soho cluster in London // Creative Industries in Europe. – 2017. – P. 65–94. DOI: 10.1007/978-3-319-56497-5_4

Об утверждении Государственной программы «Цифровой Казахстан». [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000827/links (дата обращения 18.04.2022)

Dixon S. History of New Media in Theater, Dance, Performance Art, and Installation. – Cambridge: MIT Press, MA, U.S.A, 2007. – 808 p. DOI:10.1162/leon.2008.41.3.294

Таукебаева Р. Метод проектов как способ организации и активизации самостоятельной работы обучающихся // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2023. – №1(127). – С. 225–236. https://doi.org/10.47526/2023-1/2664-0686.19

Akeshova M., Torbik E., Baigabulova G. Methods and techniques of forming strategic competence in english language teaching on the base of information technologies // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2023. – №1(127). – Р. 237–249. https://doi.org/10.47526/2023-1/2664-0686.20

O'Duayyer N. Digital Scenography 30 Years of Experimentation and Innovation in Performance and Interactive Media. – Bloomsbury Publishing House, 2021. DOI:10.5040/9781350107342

Резникова Е. Пространство новых медиа: поле взаимодействия казахстанских и зарубежных художников современного искусства // Центральноазиатский журнал искусствознания. – 2019. – №4(1). – С. 72–85. https://cajas.kz/journal/article/view/184

Protogerou A., Kontolaimou A., Caloghirou Yu. Innovation in the European creative industries: A firm-level empirical approach // Industry and Innovation. – 2017. – №24(6). – P. 587–612. DOI: 10.1080/13662716.2016.1263551

Sadlowska M.K., Karlsson S.P. I Brown K.S. Independent Cinema in the Digital Age: Is Digital Transformation the Only Way to Survival? // Economic and Business Review. – 2019. – №21(3). – P. 411–438. DOI: 10.15458/ebr.88

Жангужинова М.Е., Ербол А., Лунга И.В. Инновационные методики подготовки сценографов в контексте креативной индустрии // Педагогика и психология. – 2022. – №1(50). – С. 114–124. https://doi.org/10.51889/2022-1.2077-6861.09

Жангужинова М.Е., Тукенова К.Т., Ибраимова Ж.И., Айткулова Б.Д. Применение международного опыта профессионального образования в Казахстане // Технология текстильной промышленности. Серия Новости высших учебных заведений. Ивановский государственный политехнический университет. – 2019, – №6(384). – С. 308–312. https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=56178164200

REFERENCES

Abbasi M., Vasilopulub P.I., Stergiulas L. Technology roadmap for the creative industries // Creative industries journal. – 2017. – №10 (1). – P. 40–58. https://doi.org/10.1080/17510694.2016.1247627

Auslender Ph. Liveness performance in a mediatized culture. – London & New York: Routledge Taylor & Fancis Group, 2008. – 200 p. DOI: 10.1017/S0307883300014140

Bisembaeva A.V. Kazahstan v mire sсenografii i teatralnogo prostranstva («Prajskaia kvadriennale 2011, 2015») [Kazakhstan in the world of scenography and theatre space (the «Prague Quadrennial 2011, 2015»)] // Centralnoaziatski jurnal iskusstvoznania. – 2019. – №4(1). – S. 112–122. https://cajas.kz/journal/article/view/186 [in Russian]

Isabekova G.B., Duisenova N.T. Cifrly bilim beru jagdaiyndagy mektep pen mugalimnin quzirettiligin arttyru maselesi [The problem of improving the competence of the school and its teacher in the context of digital education] // Iasaui universitetinin habarshysy. – 2022. – №4(126). – B. 133–143. https://doi.org/10.47526/2022-4/2664-0686.11[in Kazakh]

Kadirbaeva R., Bedebaeva M. Onlain bilim beru platformalary arqyly aralas oqytu tehnologiasyn qoldanu [Application of blended learning technology through online educational platforms] // Iasaui universitetinin habarshysy. – 2022. – №3(125). – B. 127–140. https://doi.org/10.47526/2022-3/2664-0686.11 [in Kazakh]

Chapain K., Stachowiak K. Innovation dynamic in the film industry: the case of the Soho cluster in London // Creative Industries in Europe. – 2017. – P. 65–94. DOI: 10.1007/978-3-319-56497-5_4

Ob utverjdenii Gosudarstvennoi programmy «Cifrovoi Kazahstan». [Electronic resource]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000827/links (date of access 18.04.2022) [in Russian]

Dixon S. History of New Media in Theater, Dance, Performance Art, and Installation. – Cambridge: MIT Press, MA, U.S.A, 2007. – 808 p. DOI:10.1162/leon.2008.41.3.294

Taukebaeva R. Metod proektov kak sposob organizacii i aktivizacii samostoiatelnoi raboty obuchaiushihsia [Project method as a method of organization and activation of students' independent work] // Iasaui universitetinin habarshysy. – 2023. – №1(127). – S. 225–236. https://doi.org/10.47526/2023-1/2664-0686.19 [in Russian]

Akeshova M., Torbik E., Baigabulova G. Methods and techniques of forming strategic competence in english language teaching on the base of information technologies // Iasaui universitetinin habarshysy. – 2023. – №1(127). – Р. 237–249. https://doi.org/10.47526/2023-1/2664-0686.20

O'Duayyer N. Digital Scenography 30 Years of Experimentation and Innovation in Performance and Interactive Media. – Bloomsbury Publishing House, 2021. DOI:10.5040/9781350107342

Reznikova E. Prostranstvo novyh media: pole vzaimodeistvia kazahstanskih i zarubejnyh hudojnikov sovremennogo iskusstva [Space of new media: field of interaction for Kazakhstan and foreign artists of modern art] // Centralnoaziatski jurnal iskusstvoznania. – 2019. – №4(1). – S. 72–85. https://cajas.kz/journal/article/view/184. [in Russian]

Protogerou A., Kontolaimou A., Caloghirou Yu. Innovation in the European creative industries: A firm-level empirical approach // Industry and Innovation. – 2017. – №24(6). – P. 587–612. DOI: 10.1080/13662716.2016.1263551

Sadlowska M.K., Karlsson S.P. I Brown K.S. Independent Cinema in the Digital Age: Is Digital Transformation the Only Way to Survival? // Economic and Business Review. – 2019. – №21(3). – P. 411–438. DOI: 10.15458/ebr.88

Jangujinova M.E., Erbol A., Lunga I.V. Innovacionnye metodiki podgotovki stcenografov v kontekste kreativnoi industrii [Innovative methodics of the training scenographers in the context of creative industry] // Pedagogika i psihologia. – 2022. – №1(50). – S. 114–124. [in Russian]

Jangujinova M.E., Tukenova K.T., Ibraimova J.I., Aitkulova B.D. Primenenie mejdunarodnogo opyta professionalnogo obrazovania v Kazahstane [Аpplication of the international experience in professional education in Kazakhstan] // Tehnologia tekstilnoi promyshlennosti. Seria Novosti vysshih uchebnyh zavedeni. Ivanovski gosudarstvennyi politehnicheski universitet. – 2019. – №6(384). – S. 308–312. https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=56178164200 [in Russian]

Загрузки

Опубликован

2023-12-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ