Эффективные технологии преподавания алгебры в инклюзивном образовании

Авторы

  • Омарова Б.Ж. Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова
  • Тилесов Н.Н. Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова
  • Омарова А.Ж. Средняя школа-лицей имени К. Сатпаева

Ключевые слова:

обучающийся с ограниченными возможностями, инклюзивное образование, уровневое обучение, коллективное обучение, индивидуальное обучение, игровые технологии.

Аннотация

Преподавание математики в контексте инклюзивного образования на сегодняшний день является серьезной проблемой для учителей. В данной статье, на основе практических занятий, определен комплекс инклюзивных образовательных технологий, методов и приемов, необходимых для получения качественного, эффективного и доступного образования для обучающихся с ограниченными возможностями. Сравнивая условия инклюзивного образования в США, Турции и Казахстане, были выявлены препятствия и выработаны предложения по их решению. В ходе проведения экспериментальных занятий был проведен анализ применяемых в обучении методов и технологий, было установлено, что обучение будет эффективным при уровневом обучении, коллективном обучении, индивидуальном обучении и при использовании игровых технологий. По применению этих технологий на уроках выявлены эффективные и неэффективные моменты, а также оформлены в виде таблиц. В качестве методических указаний по каждой технологии были созданы типовые задания. Было замечено, что все перечисленные технологии обучения способствуют восприятию учебного материала обучающимися с ограниченными возможностями, в том числе их активному участию в познавательной и учебной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы проект и план каждого урока в инклюзивном классе были заранее разработаны по организационным и педагогическим инклюзивным технологиям с учетом особенностей обучающихся в консультации с учителем-предметником, методистом, руководителем.

Библиографические ссылки

Buchner T., Shevlin M., Donovan M.A., Gercke M., Goll H., Šiška J., Corby D. Same progress for all? Inclusive education, the United Nations Convention on the rights of persons with disabilities and students with intellectual disability in European countries // Journal of Policy and Practice in Intellectual Disabilities. – 2021. – №1(18). – P. 7–22. https://doi.org/10.1111/jppi.12368

Kauffman J.M., Ahrbeck B., Anastasiou D., Badar J., Felder M., Hallenbeck B.A. Special education policy prospects: Lessons from social policies past // Exceptionality. – 2021. – №1(29). – P. 16–28. https://doi.org/10.1080/09362835.2020.1727326

Megan M. Inclusive Education in the United States: Middle school general Education teachers' approaches to inclusion // International Journal of Instruction. – 2014. – №2(7). – P. 5–20. International Journal of Instruction (ed.gov)

Margaret E.K., Melissa C.J., Brawand A. Co-teaching perspectives from middle school algebra co-teachers and their students with and without disabilities // International Journal of Inclusive Education. – 2020. – №4(24). – P. 427–442. https://doi.org/10.1080/13603116.2018.1465134

Huang X., Zhang J., Hudson L. Impact of math self-efficacy, math anxiety, and growth mindset on math and science career interest for middle school students: the gender moderating effect // European Journal of Psychology of Education. – 2019. – №3(34). – P. 621–640. https://doi.org/10.1007/s10212-018-0403-z

Bone E.K., Bouck E.C., Satsangi R. Comparing concrete and virtual manipulatives to teach algebra to middle school students with disabilities // Exceptionality. – 2023. – №3(31). – P.1–17. https://doi.org/10.1080/09362835.2021.1938057

Katitas S., Coskun B. What is mean by inclusive education? Perceptions of Turkish teachers towards inclusive education // World Journal of Education. – 2020. – №5(10). – P. 18–28. https://doi.org/10.5430/wje.v10n5p18

Aktan O. Teachers' Opinions towards Inclusive Education Interventions in Turkey // Anatolian Journal of Education. – 2021. – №1(6). – P. 29–50. https://doi.org/10.29333/aje.2021.613a

Ozdemir S., Kilic Y. Investigating special education teachers’ views on Mathematics instruction process: Sugesstions for sustainable special Education in Mathematics instruction // Sustainability. – 2023. – №4(15). – P. 3584-1–3584-18. https://doi.org/10.3390/su15043584

Özgüç S.C. Improving special education and inclusion course in primary mathematics teacher education program // Journal of Qualitative Research in Education. – 2021. – №25. – P. 156–182. https://doi.org/10.14689/enad.28.7

Agavelyan R.O., Aubakirova S.D., Zhomartova A.D., Burdina E.I. Teachers’ attitudes towards inclusive education in Kazakhstan // Интеграция образования. – 2020. – №1(24). – P. 8–19. https://doi.org/10.15507/1991-9468.098.024.202001.008-019

Makoelle T.M. Schools’ transition toward inclusive education in post-soviet countries: Selected cases in Kazakhstan // SAGE Open. – 2020. – №2(10). – P. 1–13. https://doi.org/10.1177/2158244020926586

Турлубекова М.Б., Бугубаева Р.О. Инклюзивное образование в Казахстане: анализ процесса организации и возможности дальнейшего его развития // Central Asian Economic Review. – 2021. – №3(138). – С. 89–109. https://doi.org/10.52821/2224-5561-2021-3-89-109

Ахметжанова К.О. Проблемы обучения математике детей с особыми потребностями // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2019. – №5(62). – С. 1–4. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38028377

Исабаева А.С., Садыкова А.А., Керимбекова Ж.У., Абдукаримова Ұ.А. Қазақстан Республикасында инклюзивті білім беру ерекшеліктері // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2019. – №2(112). – Б. 59–70.

Салгараева Г.И., Маханова А.С. Информатика пәнін оқытуда инклюзивті білім беру процесін ұйымдастыру формалары // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2022. – №4(126). – Б. 258–271. https://doi.org/10.47526/2022-4/2664-0686.22

Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.

REFERENCES

Buchner T., Shevlin M., Donovan M.A., Gercke M., Goll H., Šiška J., Corby D. Same progress for all? Inclusive education, the United Nations Convention on the rights of persons with disabilities and students with intellectual disability in European countries // Journal of Policy and Practice in Intellectual Disabilities. – 2021. – №1(18). – P. 7–22. https://doi.org/10.1111/jppi.12368

Kauffman J.M., Ahrbeck B., Anastasiou D., Badar J., Felder M., Hallenbeck B.A. Special education policy prospects: Lessons from social policies past // Exceptionality. – 2021. – №1(29). – P. 16–28. https://doi.org/10.1080/09362835.2020.1727326

Megan M. Inclusive Education in the United States: Middle school general Education teachers' approaches to inclusion // International Journal of Instruction. – 2014. – №2(7). – P. 5–20. International Journal of Instruction (ed.gov)

Margaret E.K., Melissa C.J., Brawand A. Co-teaching perspectives from middle school algebra co-teachers and their students with and without disabilities // International Journal of Inclusive Education. – 2020. – №4(24). – P. 427–442. https://doi.org/10.1080/13603116.2018.1465134

Huang X., Zhang J., Hudson L. Impact of math self-efficacy, math anxiety, and growth mindset on math and science career interest for middle school students: the gender moderating effect // European Journal of Psychology of Education. – 2019. – №3(34). – P. – 621–640. https://doi.org/10.1007/s10212-018-0403-z

Bone E.K., Bouck E.C., Satsangi R. Comparing concrete and virtual manipulatives to teach algebra to middle school students with disabilities // Exceptionality. – 2023. – №1(31). – P. 1-17. https://doi.org/10.1080/09362835.2021.1938057

Katitas S., Coskun B. What is mean by inclusive education? Perceptions of Turkish teachers towards inclusive education // World Journal of Education. – 2020. – №5(10). – P. 18–28. https://doi.org/10.5430/wje.v10n5p18

Aktan O. Teachers' Opinions towards Inclusive Education Interventions in Turkey // Anatolian Journal of Education. – 2021. – №1(6). – P. 29–50. https://doi.org/10.29333/aje.2021.613a

Ozdemir S., Kilic Y. Investigating special education teachers’ views on Mathematics instruction process: Sugesstions for sustainable special Education in Mathematics instruction // Sustainability. – 2023. – №4(15). – P. 3584-1–3584-18. https://doi.org/10.3390/su15043584

Özgüç S.C. Improving special education and inclusion course in primary mathematics teacher education program // Journal of Qualitative Research in Education. – 2021. – №25. – P. 156–182. https://doi.org/10.14689/enad.28.7

Agavelyan R.O., Aubakirova S.D., Zhomartova A.D., Burdina E.I. Teachers’ attitudes towards inclusive education in Kazakhstan // Integracia obrazovania. – 2020. – №1(24). – S. 8–19. https://doi.org/10.15507/1991-9468.098.024.202001.008-019

Makoelle T.M. Schools’ transition toward inclusive education in post-soviet countries: Selected cases in Kazakhstan // SAGE Open. – 2020. – №2(10). – P. 1–13. https://doi.org/10.1177/2158244020926586

Turlubekova M.B., Bugubaeva R.O. Inkliuzivnoe obrazovanie v Kazahstane: analiz processa organizacii i vozmojnosti dalneishego ego razvitia [Inclusive education in Kazakhstan: Analysis of the organizing process and the possibility of its further development] // Central Asian Economic Review. – 2021. – №3(138). – S. 89–109. https://doi.org/10.52821/2224-5561-2021-3-89-109 [in Russian]

Ahmetzhanova K.O. Problemy obuchenia matematike detei s osobymi potrebnostiami [Problems of teaching mathematics for children with special needs] // Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v pedagogicheskom obrazovanii – 2019. – №5(62). – S. 1–4. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38028377 [in Russian]

Isabaeva A.S., Sadykova A.A., Kerimbekova J.U., Abdukarimova U.A. Kazahstan Respublikasynda inkliuzivtі bіlіm beru erekshelіkterі [Features of inclusive education in the republic of Kazakhstan] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2019. – №2(112). – B. 59–70. [in Kazakh]

Salgaraeva G.I., Mahanova A.S. Informatika panіn oqytuda inkliuzivtі bіlіm beru procesіn uiymdastyru formalary [The Forms of organization of an Inclusive Educational process for teaching Computer Science] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2022. – №4(126). – B. 258–271. [in Kazakh] https://doi.org/10.47526/2022-4/2664-0686.22

Unt I. Individualizacia i differenciacia obuchenia [Individualization and differentiation of learning]. – M.: Pedagogika, 1990. – 192 s. [in Russian]

Загрузки

Опубликован

2023-09-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ