Характеристика и признаки феерии (на примерах произведений литературы начала XX века)

Авторы

  • Ескермес Е.А. Казахский национальный университет имени аль-Фараби
  • Жапарова А.Ж. Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Ключевые слова:

феерия, формальные признаки, феерические эффекты, фантастические элементы, метаморфозы.

Аннотация

«Феерия» – это термин, который часто ассоциируется с волшебством, присущим различным формам художественного самовыражения, включая литературу, театр и изобразительное искусство. Актуальность статьи характеризуется анализом феерии в жанровом и структурном аспекте в контексте структуры и композиции в общей художественной литературе и на примерах произведений А. Грина «Алые паруса», М. Метерлинка «Синяя птица», Леся Украинки «Лесная песня». На основе примеров художественных произведений, взятых на предмет анализа, осуществляется всестороннее изложение природы феерии в литературном контексте. Цель данной статьи – выявить своеобразие феерии и ее проявления в произведении. При анализе феерии на основе текстов художественных произведений применялись сравнительные и обобщающие методы. Особое внимание было уделено рассмотрению персонажей, ситуаций, ссор, образов, которые считаются отдельными составляющими феерии. В произведениях также отражено взаимодействие феерии с другими жанровыми видами (сказкой, мифологией, фэнтези) и интеграция их личностных качеств. Таким образом, сравнительный анализ особенностей феерии в различных произведениях позволил выявить важнейшие критерии определения жанра феерии. Удалось показать жанровую природу литературных феерий, написанных в начале XX века, выявить их общие черты и особенности посредством текстового сравнения. В результате исследования делается вывод, что в художественных произведениях феерия частично сохраняет свои свойства, присущие театральной сфере.

Библиографические ссылки

Медведев П.Н., Бахтин М.М. Формальный метод в литературоведении. Критическое введение в социологическую поэтику. – М., 1993. –144 с.

Будур Н. Феерия. Сказочная энциклопедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 608 с.

Katherine Singer Kovács. Georges Méliès and the Féerie // Cinema Journal. – 1976. – Vol. 16. – No. 1. – P. 1–13.

Bibliothèque nationale de France. La féerie sur scène: les variantes formelles du conte de fées. Il était une fois...les contes de fées. – 2001. – P. 573. Féerie. The Cambridge Guide to Theater / edited by Martin Banham. – Cambridge University Press, 2000. – 1258 p. [Электронды ресурс]. URL: http://public.credoreference.com/content/entry/cupthea/f%C3%A9erie/0 (қаралған күні 21.01.2023)

Kristian Moen. Film and Fairy Tales: The Birth of Modern Fantasy. – London: I.B. Tauris, 2012. – 279 p.

Féerie. The Cambridge Guide to Theater / edited by Martin Banham. – Cambridge University Press, 2000. – 1258 p. [Электронды ресурс]. URL: http://public.credoreference.com/content/entry/cupthea/f%C3%A9erie/0

Williams Simon. Féerie. The Oxford Companion to Theatre and Performance / Edited by Dennis Kennedy. – Oxford University Press, 2010. - P. 650.

Zipes Jack. The Enchanted Screen: The Unknown History of Fairy-Tale Films. – New York: Routledge, 2010. – 442 p.

История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века: Учебник для филол. спец. ун-тов. / под ред. проф. Л.Г. Андреева. – 2-е изд. – М.: Высш. школа, 1978. – 472 с.

Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века: учеб. пособие для студ. фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 480 с.

Маньковский А.В. Романтическая «мистерия» в ее взаимодействии с другими жанрами: к проблеме генезиса философско-символической драмы в России (1800-е – начало 1880-х годов): автореф. дис. ... канд. филол. наук. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – 26 с.

Кадубіна М.К. Жанрова природа «Лісової пісні» Лесі Українки // Вісник Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна. Серія «Філологія». – 2004. – №607. – С. 431–436.

Левчук Ю.А. Актуализация национальной мифологемы в условиях иностранного топоса («Лесная песня» Леси Украинки). – Tbilisi: TSU Shota Rustaveli Institute of Georgian Literature, 2013. – V. II. – 436 с.

Булычева В.П. Творчество Александра Грина в контексте приключенческой прозы // Приволжский научный вестник. – 2014. – №6 (34). – С. 101–105.

Ключерова А.О. Текстовое метафорическое поле феерии А.С. Грина «Алые паруса» // Вестник БГУ. – 2017. – №4 (34). – С. 230–235.

REFERENCES

Medvedev P.N., Bahtin M.M. Formalnyi metod v literaturovedenii. Kriticheskoe vvedenie v sociologicheskuiu poetiku [A formal method in literary criticism. A critical introduction to Sociological Poetics]. – M., 1993. – 144 s. [in Russian]

Budur N. Feeria. Skazochnaia enciklopedia [Feerie. The Fabulous Encyclopedia]. – M.: OLMA-PRESS, 2005. – 608 s. [in Russian]

Katherine Singer Kovács. Georges Méliès and the Féerie // Cinema Journal. – 1976. – Vol. 16. – №1. – P. 1–13.

Bibliothèque nationale de France. La féerie sur scène: les variantes formelles du conte de fées. Il était une fois...les contes de fées [The fairy tale on stage: the formal variants of the fairy tale. Once upon a time...fairy tales]. – 2001. – P. 573. Féerie. The Cambridge Guide to Theater / edited by Martin Banham. – Cambridge University Press, 2000. – 1258 p. [Electronic resource]. URL: http://public.credoreference.com/content/entry/cupthea/f%C3%A9erie/0– 2001. – 573 p. (qaralgan kunі 21.01.2023) [in French]

Kristian Moen. Film and Fairy Tales: The Birth of Modern Fantasy. – London: I.B. Tauris, 2012. – 279 p.

Féerie. The Cambridge Guide to Theater / edited by Martin Banham. – Cambridge University Press, 2000. – 1258 p. [Electronic resource]. URL: http://public.credoreference.com/content/entry/cupthea/f%C3%A9erie/0

Williams Simon. Féerie. The Oxford Companion to Theatre and Performance / Edited by Dennis Kennedy. – Oxford University Press, 2010. – 650 p.

Zipes Jack. The Enchanted Screen: The Unknown History of Fairy-Tale Films. – New York: Routledge, 2010. – 442 p.

Istoria zarubejnoi literatury konca XIX – nachala XX veka [The history of foreign literature of the late XIX – early XX century]: uchebnik dlia filol. spec. un-tov. / pod red. prof. L.G. Andreeva. – 2-e izd. – M.: Vyssh. shkola, 1978. – 472 s. [in Russian]

Gilenson B.A. Istoria zarubejnoi literatury konca XIX – nachala XX veka [The history of foreign literature of the late XIX – early XX century]: ucheb. posobie dlia stud. fak. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. – M.: Izdatelskiy centr «Akademiia», 2006. – 480 s. [in Russian]

Mankovskiy A.V. Romanticheskaia «misteria» v ee vzaimodeistvii s drugimi janrami: k probleme genezisa filosofsko-simvolicheskoi dramy v Rossii (1800-e – nachalo 1880-h godov) [Romantic “Mystery” in its Interaction with Other Genres: on the Problem of the Genesis of Philosophical and Symbolic Drama in Russia (1800s – early 1880s)]: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. – M.: Izd-vo MGU, 2008. – 26 s. [in Russian]

Kadubіna M.K. Janrova priroda «Lіsovoї pіsnі» Lesі Ukraїnki [Genre nature of Lesya Ukrainka's “Forest Song”] // Vіsnik Harkіvskogo nacіonalnogo unіversitetu іmenі V.N. Karazіna. Serіa «Fіlologіa». – 2004. – №607. – S. 431–436. [in Ukrainian]

Levchuk Iu. A. Aktualizacia nacionalnoi mifologemy v usloviah inostrannogo toposa («Lesnaia pesnia» Lesi Ukrainki) [Actualization of national Mythologeme in the Conditions of Foreign Topose (Lesia Ukrainka’s «The Forest song»)]. – Tbilisi: TSU Shota Rustaveli Institute of Georgian Literature, 2013. – V. II. – 436 s. [in Russian]

Bulycheva V.P. Tvorchestvo Aleksandra Grina v kontekste prikliuchencheskoi prozy [The books by A.Grin in the context of adventure prose] // Privoljskiy nauchnyi vestnik. – 2014. – №6 (34). – S. 101–105. [in Russian]

Kliucherova A.O. Tekstovoe metaforicheskoe pole feerii A.S. Grina «Alye parusa» [Metaphorical text field of the tale “Scarlet sails” by Alexander Grin] // Vestnik BGU. – 2017. – №4 (34). – S. 230–235. [in Russian]

Загрузки

Опубликован

2023-09-30