Методы формирования лексических навыков при обучении казахскому языку (в классах, с не казахским языком обучения)

Авторы

  • Ораз А.Н. Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

Ключевые слова:

лексические навыки, лексическая компетенция, говорение, методика обучения языку, лексические упражнения.

Аннотация

В данной статье рассматривается методика формирования лексических навыков при обучении казахскому языку. В ходе исследования был разработан и представлен комплекс упражнений, направленных на формирование лексических навыков. Процесс формирования лексических навыков в обучении казахскому языку в школе рассматривается на уровне выше среднего. Проблемы формирования лексических навыков сегодня становятся предметом изучения трудов многих лингвистов и ученых-методистов. Результаты анализа отечественной литературы и практики преподавания иностранных языков позволяют сделать вывод, что одной из основных проблем в процессе обучения лексике является формирование лексических навыков. Нельзя сказать, что проведение уроков казахского языка традиционным способом в учебном процессе в общеобразовательных школах формирует лексические навыки на высоком уровне. Поэтому целью статьи является проверка эффективности комплекса заданий, предназначенных для развития лексических навыков на высшей ступени обучения. В ходе исследования использовался комплекс методов, соответствующих теме статьи: метод непосредственного наблюдения, описательный, сопоставление данных, обобщение и интерпретация полученной информации. Также использовались эмпирические методы как исследование педагогической практики, методический эксперимент и опрос. Результаты исследования подтвердили предположение о том, что без полноценно сформированных лексических навыков невозможно ведение эффективного учебного процесса при обучении казахскому языку школьников, и было установлено, что лексические навыки должны быть направлены на развитие продуктивной деятельности, позволяющей осуществлять языковое общение.

Библиографические ссылки

Railianova V. Methods of foreign language teaching: psychological context // «Наукові записки Національного університету «Острозька академія»: серія “Психологія”». – 2020. – №11. – С. 136–140.

Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – М.: Издательство «Лабиринт», 1999. – 352 с.

Шабельникова В.К. Психика – функциялық жүйе: оқу құралы / Ауд. С. Бердібаева. – Алматы: Ана тiлi, 1998. – 248 с.

Құнанбаева С.С. Қазіргі шеттілдік білім берудің теориясы мен практикасы. – Алматы: ҚазХҚжӘТУ, 2010. – 324 б.

Оразбаева Ф.Ш. Тілдік қатынас: теория және әдістемесі. – А.: Білім, 2000. – 208 б.

Kazhan Y.M.et al. The use of mobile applications and Web 2.0 interactive tools for students' German-language lexical competence improvement. – 2020.

Chorna O.V., Hamaniuk V.A., Uchitel A.D. Use of YouTube on lessons of practical course of German language as the first and second language at the pedagogical university // CTE Workshop Proceedings. – 2019. – Т.6. – С. 294–307.

Laufer B. The development of passive and active vocabulary in a second language: Same or different? // Applied linguistics. – 1998. – №2.– Т. 19. – С. 255–271.

Aguado K. Evaluation fremdsprachlicher Wortschatzkompetenz: Funktionen, Prinzipien, Charakteristika, Desiderate // Fremdsprachen lehren und lernen – 2004. – №33. – P. 231–250.

Миньяр-Белоручев Р.К. Методический словарик. Толковый словарь терминов методики обучения языкам. – М.: Высшая школа, 1996. – 240 с.

Коростелев В.С. Основы функционального обучения иноязычной лексике. – Воронеж: ВГУ, 1990. – 157 с.

Henriksen B. Three dimensions of vocabulary development // Studies in second language acquisition. – 1999. – №2. – Т. 21. – С. 303–317.

Сиземина А.Е. Методика развития лексической компетенции студентов лингвистического вуза на основе формирования мотивационной базы обучения (английский язык): автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Н. Новгород, 2009. – 22 с.

Бердіқұлова А., Қапантайқызы Ш. Тіл үйретуде оқылым дағдысын қалыптастыру мәселесі жайында // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2022. – №4 (126). – Б. 351–361. https://doi.org/10.47526/2022- 4/2664-0686.30

Косымова Г., Бисенбаева М., Каримова Г., Каратаев Н. Қазақ тілі мен әдебиеті. Учебник для 9-кл. общеобразоват. шк. с рус. яз. обучения. – Алматы: Мектеп, 2019. – 208 с.

Оразбаева Ф.Ш. Айтылым әрекетіндегі сөздің қатысымдық қызметі // Абай атындағы ҚазҰПУ-дың хабаршысы. – 2021. – №1 (75). – Б. 117–122. https://doi.org/10.51889/2021-1.1728-7804.20

REFERENCES

Railianova V. Methods of foreign language teaching: psychological context // «Naukovі zapiski Nacіonal'nogo unіversitetu «Ostrozka akademіia»: serіia “Psihologіia”». – 2020. – №11. – S. 136–140.

Vygotskiy L.S. Myshlenie i rech [Thinking and speach]. Izd. 5, ispr. – M.: Izdatelstvo «Labirint», 1999. – 352 s. [In Russian]

Shabelnikova V.K. Psihika – funkciialyq juie [Psycho-functional system]: oqu quraly / Aud. S. Berdіbaeva. – Almaty: Ana tili, 1998. – 248 s. [In Kazakh]

Qunanbaeva S.S. Qazіrgі shettіldіk bіlіm berudіn teoriiasy men praktikasy. – Almaty: QazHQjATU, 2010. – 324 b. [In Kazakh]

Orazbaeva F.Sh. Tіldіk qatynas: teoriia jane adіstemesі. – A.: Bіlіm, 2000. – 208 b. [In Kazakh]

Kazhan Y.M.et al. The use of mobile applications and Web 2.0 interactive tools for students' German-language lexical competence improvement. – 2020.

Chorna O.V., Hamaniuk V.A., Uchitel A.D. Use of YouTube on lessons of practical course of German language as the first and second language at the pedagogical university // CTE Workshop Proceedings. – 2019. – T.6. – S. 294–307.

Laufer B. The development of passive and active vocabulary in a second language: Same or different? // Applied linguistics. – 1998. – №2.– T. 19. – S. 255–271.

Aguado K. Evaluation fremdsprachlicher Wortschatzkompetenz: Funktionen, Prinzipien, Charakteristika, Desiderate // Fremdsprachen lehren und lernen – 2004. – №33. – P. 231–250.

Miniar-Beloruchev R.K. Metodicheskiy slovarik. Tolkovyi slovar terminov metodiki obucheniia iazykam. – M.: Vysshaia shkola, 1996. – 240 s. [In Russian]

Korostelev V.S. Osnovy funkcionalnogo obucheniia inoiazychnoi leksike. – Voronej: VGU, 1990. – 157 s. [In Russian]

Henriksen B. Three dimensions of vocabulary development // Studies in second language acquisition. – 1999. – №2.– T. 21. – S. 303–317.

Sizemina A.E. Metodika razvitiia leksicheskoi kompetencii studentov lingvisticheskogo vuza na osnove formirovaniia motivacionnoi bazy obucheniia (angliiskiy iazyk): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. – N. Novgorod, 2009. – 22 s. [In Russian]

Berdіqulova A., Qapantaiqyzy Sh. Tіl uiretude oqylym dagdysyn qalyptastyru maselesі jaiynda // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2022. – №4 (126). – B. 351–361. https://doi.org/10.47526/2022- 4/2664-0686.30 [In Kazakh]

Kosymova G., Bisenbaeva M., Karimova G., Karataev N. Qazaq tіlі men adebietі. Uchebnik dlia 9-kl. obsheobrazovat. shk. s rus. iaz. obucheniia. – Almaty: Mektep, 2019. – 208 s. [In Kazakh and Russian]

Orazbaeva F.Sh. Aitylym areketіndegі sozdіn qatysymdyq qyzmetі // Abai atyndagy QazUPU-dyn habarshysy. – 2021. – №1 (75). – B. 117–122. https://doi.org/10.51889/2021-1.1728-7804.20 [In Kazakh]

Загрузки

Опубликован

2023-06-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ