Художественная концепция личности в романе А. Нурпеисова «Последний долг (Соңғы парыз)»

Авторы

  • Саменкызы У. Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
  • Турысбек Р. Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
  • Федакар Селами Университет Еге

Ключевые слова:

художественная концепция личности, связь с жизнью, субъективность и подытоживание, автор, художественный образ.

Аннотация

Не ограничиваясь жанром, структурой произведения и идейным содержанием при изучении человека и связанных с ним вопросов в современной литературе, также рассматривается художественная концепция личности. По мнению ученых, художественная концепция личности является одним из основных измерений анализа художественного произведения. В этой модели анализа можно ознакомиться со всеми героями, созданных от рук писателя. Определяется смысл и ценность человеческой жизни, бытие народа. Охватывается авторская оценка жизненных явлений и его философско-художественный взгляд и др. А. Нурпеисов (1924–2022) – выдающийся деятель казахской литературы. Его роман-диалог «Последний долг (Соңғы парыз)» является важным произведением литературы периода независимости. Роман считается произведением модерн стиля, внесшим художественно-идейное новаторство. Роман в полной мере построен на потоке мыслей. Психологическая борьба между тремя главными героями – Жадыгером, Бакизатом и Азимом – не ограничивается личностными ценностями. Он имеет свое продолжение в сочетании с острыми вопросами 60–80-х годов ХХ века, как социальная, экологическая и общая человеческая ценность. Говоря о художественной концепции личности, в первую очередь, упоминается личность автор-Жадыгер. Всю свою художественную позицию автор отводил образу Жадыгера. Главные черты этого героя – самоотверженность и ответственность, безграничная любовь к родной земле. Ярко выражены единство и целостность личностей автор-Жадыгер-Еламан (трилогия «Кровь и пот (Қан мен тер)»). В трилогии заметно влияние метода соцреализма, но есть и общие ценности, связывающие образы Еламан-Жадыгер. Показывается непокорная сила и внутреннее мужество вялого Еламана, когда он избил и убил копьем Тентек-Шодыра, насилие которого над рыбаками Арала вышло за все пределы. Это упорство внутреннего принципа также характерна для образа Жадыгера в романе «Последний долг». Он не выносит бесполезного существования и слепоты своего родственника Сар Шая, взбудоражившего честь племени, и проявляет «характер». И Еламан, и Жадыгер не могут терпеть чрезмерного вреда и слепоту. Такая смелость и принципиальность характерна писателю А. Нурпеисову. В статье анализируются основные принципы художественной концепции личности в контексте судеб героев романа – стремление героя к самопознанию в трудную минуту, отношение к жизни, место человека в обществе и общечеловеческие ценности. В произведении художественно создан образ моря. Отношения между природой и человеком описаны в виде отчаянной борьбы. Критические моменты на гране между жизнью и смертью не только раскрывают человеческую индивидуальность героев, но и вносят изменения в их понимание жизни.

Библиографические ссылки

Сиюхов С.Н. Особенности понятия «Художественная концепция личности // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2014. – №3. [Электронды ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ponyatiya-hudozhestvennaya-kontseptsiya-lichnosti (қаралған күні: 25.11.2021)

Бабшанова Г.Н. Художественная концепция личности в прозе сибирско-татарских писателей ХХ века: Занкиев Я.К., Сулейманов Б.В.: дисс. ... канд. филол. наук. – Тобольск, 2009. – 150 с.

Гапон Е.С. Художественная концепция личности в творчестве В.Г. Распутина 1990–2000-х гг.: дисс. ... канд. филол. наук. – Армавир, 2001. – 167 с.

Гуреев В.Н. Формирование художественной концепции человека в поздний советский период // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Филология. Журналистика. – 2008. – №1. – С. 31–33.

Павлов Ю.М. Художественная концепция личности в русской и русскоязычной литературе ХХ века: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук. – М.: ИМЛИ РАН, 2004. – 374 с.

Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. – Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1990. – 285 с.

Урманов А.В. Поэтика прозы Александра Солженицына. – М.: Прометей, 2000. – 231 с.

Хуажева Н.Х. Художественная концепция личности в прозе Аскера Евтыха: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. – Майкоп, 1999. – 167 с.

Оразбек М. Автор және шығармашылық процесс. – Алматы: Атамұра, 2006. – 486 б.

Колобаева Л.А. Концепция личности в творчестве М. Горького: учебное пособие. – М.: Изд-во Московского университета, 1986. – 54 с.

Байтұрсынұлы А. Алты томдық шығармалар жинағы. Т. 1. – Алматы: Ел-шежіре, 2013. – 384 б.

Худайбергенов Н.Ж. Қазіргі қазақ прозасындағы жалпыадамдық құндылықтар (1991–2016): Философия докторы (PhD) ... дисс. – Алматы, 2020. – 163 б.

Нұрғали Р. Сөз өнерінің эстетикасы. – Астана: Елорда, 2013. – 388 б.

Жақсылықов А. Ә. Нұрпейісов романдары туралы пікірлер. [Электронды ресурс]. URL: https://adebiportal.kz/kz/news/view/anurpeiisov-romandary-turaly-pikirler__12395 (қаралған күні: 25.11.2021)

Нұрпейісов Ә. Қан мен тер. – Алматы: Жазушы, 1977. – 824 б.

Нұрпейісов Ә. Соңғы парыз. Роман. – Алматы: Жазушы, 1999. – 472 б.

Тоқаев Қ. Жаңа Қазақстан: жаңару мен жаңғыру жолы. 2022 жылғы 16 наурыз. [Электронды ресурс]. URL: https://www.akorda.kz/kz/memleket-basshysy-kasym-zhomart-tokaevtyn-kazakstan-halkyna-zholdauy-1622340 (қаралған күні: 25.11.2022)

Қабдолов З. Сөз өнері. Өңделіп, толықтырылған екінші басылымы. – Алматы: Мектеп, 1976. – 375 б.

Жарылғапов Ж.Ж. Ұлттық прозадағы ағымдар типологиясы: монография. – Қарағанды: ЖШС «Арко», 2011. – 182 б.

Нусупова А.Ж. Ш. Мұртазаның «Тамұқ» шығармасындағы Тұрар образы // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2020. – №3 (117). – Б. 91–99. https://doi.org/10.47526.2020/2664-0686.009

Кекілбайұлы Ә. Сең соққандай сергелдең. Кіт.: Нұрпейісов Ә. Соңғы парыз. Роман. – Алматы: Жазушы, 1999. – 472 б.

Ергөбек Қ. Арыстар мен ағыстар. – Астана: Таным, 2003. – 360 б.

REFERENCES

Siiuhov S.N. Osobennosti poniatiia «Hudojestvennaia koncepciia lichnosti [Features of the concept of «Artistic concept of personality»] // Vestnik Maikopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. – 2014. – №3. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ponyatiya-hudozhestvennaya-kontseptsiya-lichnosti (qaralgan kunі: 25.11.2021) [in Russian]

Babshanova G.N. Hudojestvennaia koncepciia lichnosti v proze sibirsko-tatarskih pisatelei XX veka: Zankiev Ia.K., Suleimanov B.V. [The artistic concept of personality in the prose of Siberian Tatar writers of ХХ century: Zankiev Ya.K., Suleymanov B.V. Tobolsk]: diss. ... kand. filol. nauk. – Tobolsk, 2009. – 150 s. [in Russian]

Gapon E.S. Hudojestvennaia koncepciia lichnosti v tvorchestve V.G. Rasputina 1990–2000-h gg. [The artistic concept of personality in the works of V.G. Rasputin 1990-2000-ies.]: diss. ... kand. filol. nauk. – Armavir, 2001. – 167 s. [in Russian]

Gureev V.N. Formirovanie hudojestvennoi koncepcii cheloveka v pozdniy sovetskiy period [Formation of the artistic concept of man in the late Soviet period] // Vestnik Voronejskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Filologiia. Jurnalistika. – 2008. – №1. – S. 31–33. [in Russian]

Pavlov Iu.M. Hudojestvennaia koncepciia lichnosti v russkoi i russkoiazychnoi literature XX veka: avtoref. diss. ... d-ra filol. nauk. [The artistic concept of personality in the Russian and Russian-language literature of ХХ century: abstract. diss.]. – M.: IMLI RAN, 2004. – 374 s. [in Russian]

Panesh U.M. Tipologicheskie sviazi i formirovanie hudojestvenno-esteticheskogo edinstva adygskih literatur [Typological connections and the formation of artistic and aesthetic unity of the Adyghe literatures]. – Maikop: Adyg. kn. izd-vo, 1990. – 285 s. [in Russian]

Urmanov A.V. Poetika prozy Aleksandra Soljenicyna [The poetics of Alexander Solzhenitsyn's prose]. – M.: Prometei, 2000. – 231 s. [in Russian]

Huajeva N.H. Hudojestvennaia koncepciia lichnosti v proze Askera Evtyha: avtoref. diss. ... kand. filol. nauk. [The artistic concept of personality in the prose of Asker Yevtykh: abstract. diss.]. – Maikop, 1999. – 167 s. [in Russian]

Orazbek M. Avtor jane shygarmashylyq process [Author and creative process]. – Almaty: Atamura, 2006. – 486 b. [in Kazakh]

Kolobaeva L.A. Koncepciia lichnosti v tvorchestve M. Gorkogo: Uchebnoe posobie [The concept of personality in the works of M.Gorky]. – M.: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1986. – 54 s. [in Russian]

Baitursynuly A. Alty tomdyq shygarmalar jinagy [Collection of works in six volumes]. T. 1. – Almaty: El-shejіre, 2013. – 384 b. [in Kazakh]

Hudaibergenov N.J. Qazіrgі qazaq prozasyndagy jalpyadamdyq qundylyqtar (1991–2016): Filosofiia doktory (PhD) ... diss. [Universal values in modern Kazakh prose (1991–2016): Diss. Doctor of Philosophy (PhD)]. – Almaty, 2020. – 163 b. [in Kazakh]

Nurgali R. Soz onerіnіn estetikasy [Aesthetics of the art of speech]. – Astana: Elorda, 2013. – 388 b. [in Kazakh]

Jaqsylyqov A. A. Nurpeiіsov romandary turaly pіkіrler [Reviews about the novels of A. Nurpeisov]. [Electronic resource]. URL: https://adebiportal.kz/kz/news/view/anurpeiisov-romandary-turaly-pikirler__12395 (qaralgan kunі: 25.11.2021) [in Kazakh]

Nurpeiіsov A. Qan men ter [Blood and sweat]. – Almaty: Jazushy, 1977. – 824 b. [in Kazakh]

Nurpeiіsov A. Songy paryz [The final respect]. Roman. – Almaty: Jazushy, 1999. – 472 b. [in Kazakh]

Toqaev Q. Jana Qazaqstan: janaru men jangyru joly [New Kazakhstan: the path of renewal and modernization]. 2022 jylgy 16 nauryz. [Electronic resource]. URL: https://www.akorda.kz/kz/memleket-basshysy-kasym-zhomart-tokaevtyn-kazakstan-halkyna-zholdauy-1622340 (qaralgan kunі: 25.11.2022) [in Kazakh]

Qabdolov Z. Soz onerі [The art of the word]. Ondelіp, tolyqtyrylgan ekіnshі basylymy. – Almaty: Mektep, 1976. – 375 b. [in Kazakh]

Jarylgapov J.J. Ulttyq prozadagy agymdar tipologiiasy: Monografiia [Typology of trends in National prose: monograph]. – Qaragandy: JhShS «Arko», 2011. – 182 b. [in Kazakh]

Nusupova A.J. Sh. Murtazanyn «Tamұq» shygarmasyndagy Turar obrazy [The image of Turar in the work “Tamuk” by Sh. Murtaza] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2020. – №3 (117). – B. 91–99. https://doi.org/10.47526.2020/2664-0686.009[in Kazakh]

Kekіlbaiuly A. Sen soqqandai sergelden [As if in a dream]. Kіt.: Nurpeiіsov A. Songy paryz. Roman. – Almaty: Jazushy, 1999. – 472 b. [in Kazakh]

Ergobek Q. Arystar men agystar [Worthys and streams]. – Astana: Tanym, 2003. – 360 b. [in Kazakh]

Загрузки

Опубликован

2023-06-30