Возможности STEAM обучения предмета «Высшая математика»

Авторы

  • З.Т. Сейлова университет «Болашак»
  • Г.С. Тулентаева Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави

Ключевые слова:

STEAM, образование, математика, задачи, стандарт, программа.

Аннотация

В статье рассматривается проблема «STEAM образования» в условиях его бурного развития в последнее время, практически во всех областях педагогической науки. Какие у него возможности для преподавателей и какая сила лежит в основе этого слова?! Затрагивает вопросы понятия Steam образования. STEAM образование ориентировано на решение вопросов о том, какими должны быть учебные планы, какими методами и приемами обучать обучающихся. А также в статье изложены цели и содержание дисциплины «Высшая математика» при подготовке технических специальностей в условиях STEAM образования. Методические основы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области прикладных дисциплин отражены на примере предмета «Высшая математика». Отмечается, что в связи с бурным развитием STEAM образования будет предусмотрен пересмотр методики преподавания математических дисциплин для технических специальностей. Для решения указанных важных вопросов дан краткий обзор исследований российских и зарубежных ученых. Также, основываясь на государственный образовательный стандарт специальности 6В11329 – «Электроэнергетика» определены цели и содержание дисциплины «Высшая математика» при формировании профессиональных компетенций будущих специалистов технических специальностей. Определены важнейшие для специальности разделы математики. Определена преемственность между некоторыми разделами дисциплины и фундаментальными дисциплинами специальности, показана связь разделов математики с основными образовательными дисциплинами. Приведены конкретные примеры применения элементов логики, отвечающих важнейшим блок-схемам в электрической системе. Если речь идет о формировании компетенций будущих специалистов «электроэнергетики» по естественным наукам, то на первом месте будет вопрос о том, как мы реализуем задачи, которые в первую очередь должны знать, осваивать, понимать по важным разделам математики для студентов, обучающихся по техническим специальностям. Для этого мы должны не только рассказать на уроке о связях между математикой и фундаментальными предметами профессии, но и показать примеры, которые создают эту связь. Если специалист знает логические связи, указанные в статье, а именно параллельную, последовательно соединенную схему электрической системы, а также эквивалентную схему, схему электрической системы, в которой находится сердечник, он может привести примеры и показать их на практике. В статье приводятся рассуждения из практики преподавательской деятельности соискателя и выводы научных исследований. Эти исследования послужили основой для разработки методической системы образования STEAM.

Библиографические ссылки

ПАЙДАЛАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ

Маркс К. 1844 жылғы экономикалық-философиялық қолжазбалар. [Электронды ресурс]. URL: https://kk.warbletoncouncil.org/aportaciones-carlos-marx-3340 (қаралған күні 15.08.2022) 2. Калукова О.М. Система профессионально-ориентированной подготовки студентов технических вузов (На материале изучения высшей математики): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Саратов, 2003. – 151 с.

Гнеденко Б.В. Очерки по истории математики в России. – М.: ОГИЗ, 1946. – 246 с.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с. 5. Кудрявцев Л.Б. Мысли о современной математике и ее изучении. – М.: Наука, 1977. – 112 с. 6. ҚР Ғылым және жоғары білім министрінің «Жоғары және жоғары оқу орнынан кейінгі білім берудің мемлекеттік жалпыға міндетті стандарттарын бекіту туралы» 2022 жылғы 20 шiлдедегi №2 бұйрығы. [Электронды ресурс]. URL: https://www.ektu.kz/files/law/MonRk/v2200028916.20-07-2022.kaz.pdf (қаралған күні 15.08.2022)

Seitmuratov A., Seylova Z., Tileubay S., Smakhanova A., Serikbol M., Kanibaikyzy K. The use of a mathematical method of I.G. Filippova in the solution of boundary value problems of vibrations of cylindrical shells // News of the national academy of sciences of the republic of Kazakhstan. Fhysico-mathematical series. – 2018. – №4(320). – С. 66–72.

Тулентаева Г.С., Беркимбаев К.М., Сейлова З.Т. STEAM-білім беруді білім саласына ендіру заман талабы // ҚР тәуелсіздігінің 30 жылдығына арналған «Сейфуллин оқулары-17: «Қазіргі аграрлық ғылым: цифрлық трансформация» конференция материалдары. 1-том, 4-бөлім. – 2021. – Б. 257–259.

Сейлова З.Т. Биологиялық процестерді математикалық модельдеудің дифференциалдық емес және дифференциалдық әдістері: оқу құралы. – Нұр-Сұлтан: С. Сейфулин атындағы ҚазАТУ, 2021. – 131 б.

REFERENCES

Marks K. 1844 jylgy economikalyq-philosophyalyq qoljazbalar [Economic and philosophical manuscripts of 1844 years] [Elektrondy resurs]. URL: https://kk.warbletoncouncil.org/aportaciones-carlos-marx-3340 (qaralgan kunі 15.08.2022) [in Kazakh] 2. Каlukova О.М. Sistema professionalno-orientierovannoi podgotovki studentov tehnicheskih vuzov (Na materiale izuchenia vysshei matematiki): dis. … kand. ped. nauk: 13.00.01 [The system of professionally-oriented training of students of technical universities (Based on the study of higher mathematics): dis.]. – Saratov, 2003. – 151 s. [in Russian]

Gnedenko B.V. Ocherki po istorii matematiki v Rossii [Essays on the history of mathematics in Russia]. – M.: OGIZ, 1946. – 246 s. [in Russian]

Bespalko V.P. Slagaemye pedagogicheskoi tehnologii [Components of pedagogical technology]. – M.: Pedagogika, 1989. – 192 s. [in Russian] 5. Kudriavcev L.B. Mysli o sovremennoi matematike i ee izuchenii [Thoughts on modern mathematics and its study]. – M.: Nauka, 1977. – 112 s. [in Russian]

QR Gylym jane jogary bіlіm ministrіnіn «Jogary jane jogary oqu ornynan keyіngі bіlіm berudіn memlekettіk jalpyga mіndettі standarttaryn bekіtu turaly» 2022 jylgy 20 shildedegi №2 buirygy [Order of the minister of Science and higher education of the Republic of Kazakhstan dated July 20, 2022 No.2 «On approval of State mandatory standards of Higher and postgraduate education»]. [Elektrondy resurs]. URL: https://www.ektu.kz/files/law/MonRk/v2200028916.20-07-2022.kaz.pdf (qaralgan kunі 15.08.2022) [in Kazakh]

Seitmuratov A., Seylova Z., Tileubay S., Smakhanova A., Serikbol M., Kanibaikyzy K. The use of a mathematical method of I.G. Filippova in the solution of boundary value problems of vibrations of cylindrical shells // News of the national academy of sciences of the republic of Kazakhstan. Fhysico-mathematical series. – 2018. – №4(320). – S. 66–72.

Tulentayeva G.C., Berkimbayev K.M., Seilova Z.T. STEAM-bilim berudi bilim salasyna endiru zaman talaby [Introduction of STEAM-education into the field of education is a modern requirement] // QR tauelsizdiginin 30 jyldygyna arnalgan “Seifullin oqulary-17: “Qazirgi agrarlyq gylym: cifrlyq transformacia” konferencia materialdary. 1-tom, 4-bolim. – 2021. – B. 257–259. [in Kazakh]

Seilova Z.Т. Biologyalyq procesterdi matematikalyq modeldeudin differencialdyq emes jane differencialdyq adisteri [Non-differential and differential methods of mathematical modeling of biological processes]: oqu quraly. – Nur-Sultan: S. Seifullin atyndagy KazATU, 2021. – 131 b. [in Kazakh]

Загрузки

Опубликован

2022-12-29

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ