Возможности применения дидактических принципов в обучении географии

Авторы

  • С. Кумарбекулы Восточно-Казахстанский университет имени Сарсена Аманжолова
  • И. Гайсин Казанский федеральный университет

Ключевые слова:

обучение географии, системно-деятельностный подход, дидактические принципы, активное обучение, самообразование

Аннотация

В статье описаны дидактические принципы формирования системно-деятельностного подхода в преподавании географии. Рассмотрены формы и методы преподования и условия налучшего использования дидактических принципов в педагогической практике. Использование в учебном процессе современных дидактических возможностей и расширение разнообразие содержания изучаемого материала повышают мотивацию и интерес учащихся к обучению, создают условия для творческого сотрудничества и соперничества, побуждают учащихся к самоуважению и самооцениванию. Правильно подобранный дидактический принцип обучения, обеспечивает развитие личности учащихся через вовлечение их в различные самостоятельные целенаправленные действия, формирует универсальные учебные цели и достижения, составляющие основу образовательного процесса. Поэтому, суть образования XXI века заключается развить у ученика надёжный внутренний стержень и навыки целеполагания, чтобы найти свой собственный путь во всё более неопределенном, динамично развивающемся, непостоянном и усложняющемся мире посредством системно-деятельностного подхода и естественнонаучной грамотности.
Принцип системно-деятельностного подхода заключается в формировании личности обучающихся и продвижение их в развитии, когда они воспринимают знания не в готовом виде, а в процессе их собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Технология системно-деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
Способность учеников применять школьные знания в жизни – это важнейший аспект системно-деятельностного подхода, функциональной грамотности и необходимых навыков современного школьного образования.

Библиографические ссылки

ПАЙДАЛАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ

Гуркова В.С. Метод обучения по В.Ф. Шаталову // Научные исследования и разработки молодых ученых. – 2016. – №9-1. – С. 50–55. [Электронды ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-obucheniya-po-v-f-shatalovu (қаралған күні: 21.09.2022) 2. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников: монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 155 с. 3. Kalkashev S., Nurbol U., Abdimanapov B., Kaimuldinova K., Ayapbekova A., Nurhanov, M. The technology of criterion assessment of students’ knowledge in geography lessons // World Journal on Educational Technology: Current Issues. – 2022. – №14(2). – Р. 414–425. https://doi.org/10.18844/wjet.v14i2.6727 4. Nina Mård & Charlotta Hilli. Towards a didactic model for multidisciplinary teaching – a didactic analysis of multidisciplinary cases in Finnish primary schools // Journal of Curriculum Studies. – 2022. – №54:2. – Р. 243–258. DOI: 10.1080/00220272.2020.1827044 5. Аналитические материалы по обучению предмету «География». – Астана: НАО имени И. Алтынсарина, 2015. – 106 с. 6. Афанасьев В. Г. Системность и общество. – М.: Политиздат, 1980. – 368 с. 7. Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обучению математике // Наука и эпоха: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2011. – С. 230–243.

Aykac V. An application regarding the availability of mind maps in visual art education based on active learning method // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 174. – P. 1859–1866. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.848 9. Абдрасилов Б.С., Салыбекова Н.Н., Тұрсынходжаева Ш.А. Жоба зерттеу жұмыстары негізінде биологияны оқытудың заманауи әдістері // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2020. – №4(118). – Б. 74–86. https://doi.org/10.47526/2020/2664-0686.040 10. Yuan R., Stapleton P. Student teachers’ perceptions of critical thinking and its teaching // ELT journal. – 2020. – Т. 74. – №1. – С. 40–48.

REFERENCES

Gurkova V.S. Metod obucheniya po V.F. Shatalovu [The method of teaching by V.F. Shatalov] // Nauchnye issledovaniya i razrabotki molodyh uchenyh. – 2016. – №9-1. [Elektrondy resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-obucheniya-po-v-f-shatalovu (qaralgan kuni: 21.09.2022) [in Russian] 2. Suhov V.P. Sistemno-deyatelnostnyi podhod v razvivayushem obuchenii shkolnikov: monografiia [System-activity approach in the developing education of schoolchildren: monograph]. –SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2004. – 155 s. [in Russian]

Kalkashev S., Nurbol U., Abdimanapov B., Kaimuldinova K., Ayapbekova A., Nurhanov, M. The technology of criterion assessment of students’ knowledge in geography lessons // World Journal on Educational Technology: Current Issues. – 2022. – №14(2). – Р. 414–425. https://doi.org/10.18844/wjet.v14i2.6727 4. Nina Mård & Charlotta Hilli. Towards a didactic model for multidisciplinary teaching – a didactic analysis of multidisciplinary cases in Finnish primary schools // Journal of Curriculum Studies. – 2022. – №54:2. – Р. 243–258. DOI: 10.1080/00220272.2020.1827044

Analiticheskie materialy po obucheniyu predmetu «Geografiya» [Analytical materials for teaching the subject «Geography»]. – Astana: NAO imeni I. Altynsarina, 2015. – 106 s. [in Russian] 6. Afanasiev V.G. Sistemnost i obshestvo [Consistency and society]. – M.: Politizdat, 1980. – 368 s. [in Russian] 7. Dalinger V.A. Sistemno-deyatelnostnyi podhod k obucheniyu matematike [System-activity approach to teaching mathematics] // Nauka i epoha: monografiia / pod red. O.I. Kirikova. – Voronezh: Izd-vo VGPU, 2011. – S. 230–243. [in Russian] 8. Aykac V. An application regarding the availability of mind maps in visual art education based on active learning method // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 174. – P. 1859–1866. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.848 9. Abdrasilov B.S., Salybekova N.N., Tyrsynhodjaeva Sh.A. Joba zertteu jumystary negіzіnde biologiyany oqytudyn zamanaui adіsterі [Novel Methods of Teaching Biology Based on Project Research Works] // Yasaui universitetіnіn habarshysy. – 2020. – №4(118). – B. 74–86. https://doi.org/10.47526/2020/2664-0686.040 [in Kazakh] 10. Yuan R., Stapleton P. Student teachers’ perceptions of critical thinking and its teaching // ELT journal. – 2020. – Т. 74. – №1. – С. 40–48.

Загрузки

Опубликован

2022-12-29

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ