Моделирование процесса формирующего оценивания метапредметных результатов

Авторы

  • С.Т. Айтбаев Восточно-Казахстанский университет имени С. Аманжолова
  • А.Д. Майматаева Казахский национальный педагогический университет имени Абая

Ключевые слова:

метапредмет, моделирование, формирование, метод, компетентность, рефлексия, коммуникативность

Аннотация

В данной статье рассматривается применение принципов конвергентного подхода к преподаванию предметов естественнонаучного и социогуманитарного циклов в рамках предметно-содержательного блока как отдельного структурного звена модели формативного оценивания, формирующего метапредметные результаты школьников. Коммуникативно-нормативная универсальная учебная деятельность формативного оценивания, включающая работу в команде, навыки информационной грамотности, готовность работать с разными видами информации и др. описывается как конвергентная образовательная технология, выступающая в качестве ключевого инструмента развития. Он основан на интеграции стратегий обучения, дидактических методов и оценочных процедур с целью формирования у школьников широкого круга компетенций, прежде всего метадисциплин. Процессуальный блок предлагаемой педагогической модели представляет собой формирующую оценку результатов метапредметного образования как поэтапный динамический процесс. Он включает ряд последовательных этапов: первичная диагностика учебных достижений обучающихся посредством формативного оценивания; формирование метапредметных результатов обучающихся на основе конвергенции оценочных и дидактических технологий, направленных на развитие универсальных учебных действий, метакогнитивных умений, информационных умений, овладение межпредметными понятиями; систематический контроль достижений обучающихся на разных этапах образовательного процесса. Пошаговый анализ достигнутых результатов обеспечивает эффективную дальнейшую корректировку и прогнозирование индивидуального прогресса с учетом потребностей и интересов личности. Основным понятием в разработанной нами модели формативного оценивания метапредметных результатов школьников является понятие «конвергенция» и в модели формативного оценивания метапредметных результатов учащихся основной школы предметно-содержательный блок выделен как отдельное структурное звено, в рамках которого предусмотрено применение принципов конвергентного подхода к преподаванию предметных дисциплин естественнонаучного цикла.

Библиографические ссылки

ПАЙДАЛАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ

Государственная программа развития образования Республики Казахстан, на 2011–2020. [Электронды ресурс]. URL: http://www.edu.gov.kz (қаралған күні 20.03.2022)

Викулина М.А., Половинкина В.В. Педагогическое моделирование как продуктивный метод организации и исследования процесса дистанционного образования в вузе // Успехи современного естествознания. – 2013. – №3. – С. 109–112.

Яковлев Е.В. Модель как результат моделирования педагогического процесса // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2016. – №9. – С. 136–140.

Землянская Е.Н. Моделирование как метод педагогического исследования // Преподаватель ХХI века. – 2013. – Том 1. – №3. – С. 35–43.

Бедерханова В.П. Процессуальная модель педагогического сопровождения инновационной деятельности педагогов в учреждениях дополнительного образования детей и экспериментальное исследование ее эффективности // Человек. Сообщество. Управление. – 2015. – Том 16. – №2. – С. 17–35.

Бермус А.Г. Гуманитарные смыслы образования: из ХХ – в XXI век. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2015. – 318 с.

Cartelli A. Frameworks for digital competence assessment: Proposals, instruments, and evaluation. Paper presented at the Proceedings of Informing Science and IT Education Conference (InSITE). [Электронды ресурс]. URL: http://proceedings. Informingscience .org /InSITE2010/ InSITE10 (қаралған күні 08.05.2010)

Cooper S. Problem-solving modules in large introductory biology lectures enhance student understanding // The American Biology Teacher. – 2006. – Vol. 68, №9. – P. 524–529.

Cotner S. Can mixed assessment methods make biology classes more equitable // PLoS ONE. – 2017. – №12 (12). – P. 1–11.

Cotner S. Can mixed assessment methods make biology classes more equitable // PLoS ONE. – 2019. – №6 6). – P. 28–41.

Борытко Н.М. Моделирование в психолого-педагогических исследованиях // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. – 2006. – №1 (14). – С. 11–15.

REFERENCES

Gosudarstvennaia programma razvitiia obrazovaniia Respubliki Kazahstan, na 2011–2020 [The State program of education development of the Republic of Kazakhstan, for 2011–2020]. [Electrondy resurs]. URL: http://www.edu.gov.kz (qaralgan kunі 20.03.2022) [in Russian]

Vikulina M.A., Polovinkina V.V. Pedagogicheskoe modelirovanie kak produktivnyi metod organizacii i issledovaniia processa distancionnogo obrazovaniia v vuze [Pedagogical modeling as a productive method of organizing and researching the process of distance education at a university] // Uspehi sovremennogo estestvoznaniia. – 2013. – №3. – S. 109–112. [in Russian]

Iakovlev E.V. Model kak rezultat modelirovaniia pedagogicheskogo processa [Model as a result of modeling the pedagogical process] // Vestnik Iujno-Uralskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. – 2016. – №9. – S. 136–140. [in Russian]

Zemlianskaia E.N. Modelirovanie kak metod pedagogicheskogo issledovaniia [Modeling as a method of pedagogical research] // Prepodavatel XXI veka. – 2013. – Tom 1. – №3. – S. 35–43. [in Russian]

Bederhanova V.P. Processualnaia model pedagogicheskogo soprovojdeniia innovacionnoi deiatelnosti pedagogov v uchrejdeniiah dopolnitelnogo obrazovaniia detei i eksperimentalnoe issledovanie ee effektivnosti [Procedural model of pedagogical support of innovative activity of teachers in institutions of additional education of children and an experimental study of its effectiveness] // Chelovek. Soobshestvo. Upravlenie. – 2015. – Tom 16. – №2. – S. 17–35. [in Russian]

Bermus A.G. Gumanitarnye smysly obrazovaniia: iz XX – v XXI vek [Humanitarian meanings of education: from the XX – to the XXI century]. – Rostov-na-Donu: IuFU, 2015. – 318 s. [in Russian]

Cartelli A. Frameworks for digital competence assessment: Proposals, instruments, and evaluation. Paper presented at the Proceedings of Informing Science and IT Education Conference (InSITE). [Elektrondy resurs]. URL: http://proceedings. Informingscience .org /InSITE2010/ InSITE10 (qaralgan kunі 08.05.2010)

Cooper S. Problem-solving modules in large introductory biology lectures enhance student understanding // The American Biology Teacher. – 2006. – Vol. 68, №9. – P. 524–529.

Cotner S. Can mixed assessment methods make biology classes more equitable // PLoS ONE. – 2017. – №12 (12). – P. 1–11]

Borytko N.M. Modelirovanie v psihologo-pedagogicheskih issledovaniiah [Modeling in psychological and pedagogical research] // Izvestiia Volgogradskogo gos. ped. un-ta. – 2006. – №1 (14). – S. 11–15 [in Russian]

Загрузки

Опубликован

2022-12-29

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ