Влияние мировых международных процессов на повышение профессиональной компетентности преподавателя вуза

Авторы

  • В.А. Кубиева Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова
  • С.Е. Досжанова Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова
  • Б.Б. Мухамеджанова Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова

Ключевые слова:

педагогическая компетентность, преподаватель, система работ, пандемия, смешанное образование, университет, исследование, умения, навыки, знания, современные технологии.

Аннотация

Педагогическая компетенция является наиболее важным
профессионально-личностным новообразованием. Педагогическая наука выделяет разные варианты классификаций компетенций. Как известно, пандемия коронавируса внесла свои коррективы в жизнедеятельность мирового сообщества, усилив значимость информационно-социальных технологий. Изменения в общественно-социальном мире повлияли на расширение содержательной стороны педагогической компетенции преподавателя университета.
Представленная авторами статья отображает результаты педагогического исследования по развитию профессиональной компетентности преподавателя университета. Для преподавателей, которые готовят будущих педагогов для общеобразовательной школы, актуальным стоит вопрос по изучению сущности профессиональной компетенции в условиях последних мировых событий. Цель статьи – распространение отдельных результатов педагогического исследования с точки зрения теоретического и методологического аспектах. Методологическую основу данного исследования составляют научные труды зарубежных и отечественных ученых: М.В. Кларин, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.А. Калюжный, К.Ж. Кожахметова, К.Ж. Туребаева, Б.К. Альмурзаева, Н.К. Кибатаева и другие. Экспериментальная часть исследования проводилась с профессорско-преподавательским составом педагогического факультета Баишев университет в составе 47 человек (кафедры педагогики и психологии, начального и дошкольного обучения, английской филологии) в период 2020–2021 учебного года. Результатами исследования стала разработанная и адаптивная к условиям педагогического коллектива факультета система специальной работы по развитию профессиональной компетентности преподавателя. За ее основу были взяты профессионально ориентированные проектно-исследовательские работы преподавателей согласно специфике преподаваемой дисциплины или дипломной спецификации, информационно-социальные технологии.

Библиографические ссылки

BIBLIOGRAPHY

Smith M.K. Malcolm Knowles, informal adult education, self-direction and andragogy // The encyclopedia of informal education. – 2002. [Electronic resource]. URL: www.infed.org./thinkers/et-knowl.htm (Last Updated on April 8, 2021 by infed.org) (access date: 15.07.2020)

Адольф В.А. Становление профессиональной компетентности педагога // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №5. – С. 38–41. [Electronic resource]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20805856 (access date: 15.07.2020).

Хуторской A.В. Методологические основы применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. – 2017. – №12. – С. 85–91.

Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности учителя // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 51–55.

Додонов Б.И. Информационные теории эмоции // Психологический журнал. – 2018. – №2. – С. 104–116.

Kларин M.В. Эффективные методы обучения в информационно-образовательной среде: методическое пособие. – М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2021. – 108 с.

Мазилов В.А. Исследование педагогических способностей и стратегии формирования педагогической одаренности // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – №4 (115). – С. 96–106. DOI 10.20323/1813-145Х-2020-4-115-96-106

Mитинa Л.M. Психология труда учителя: учебное пособие для вузов. – M.: Издательство Юрайт, 2022. – 337 с.

Kaйгородова Н.Н., Морозова О. Имидж педагога в контексте здоровьесбережения участников образовательного процесса // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. – 2022. – Т.4. – №1. – С. 22–31.

Навий Л.Н., Исина А.О., Мукутова Ж.К. Роль этнопедагогических знаний в формирований национального самопознания будущих педагогов // Улагат. [Electronic resource]. URL: https://ulagat.com. (access date: 26.11.2020)

Aльмурзаевa Б.K. Саморазвитие личности учителя современной школы: методический аспект: монография. – Актобе: АРГУ им. К. Жубанова, 2015. – 189 с.

Kибатаевa Н.K. «Актобе-Өрлеу»: новые стратегии и возможности непрерывного образования педагогов // Гипотезы, теории, размышления. – 2017. – №3. – С. 70–75.

Concept Note: Education in the Age of COVID 2019 and Beyond. – OON. – 2020. – 32 с.

Ендовицкий Д.А., Коротких В.В., Воронова М.В. Конкурентоспособность российских университетов в глобальной системе высшего образования: количественный анализ // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29. – №2. – С. 9–26.

REFERENCES

Smith M.K. Malcolm Knowles, informal adult education, self-direction and andragogy // The encyclopedia of informal education. – 2002. [Electronic resource]. URL: www.infed.org./thinkers/et-knowl.htm (Last Updated on April 8, 2021 by infed.org) (access date: 15.07.2020)

Adolf V.А. Stanovlenie professionalnoш kompetentnosti pedagoga [The formation of professional teaching competence] // Sibirskiy pedagogicheskiy jurnal. – 2013. №5. – С. 38–41. [Electronic resource]. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=20805856 (access date: 15.07.2020). [in Russian]

Khutorskoy A.V. Metodologicheskie osnovy primeneniia kompetentnostnogo podhoda k proektirovaniiu obrazovaniia [Methodological bases for applying a competence-based approach to education design] // Vysshee obrazovanie v Rossii. – 2017. – №12. – S. 85–91. [in Russian]

Vvedensky V.N. Modelirovanie professionalnoi kompetentnosti uchitelia [Modeling the professional competence of a teacher] // Pedagogika. – 2003. – №10. – S. 51–55. [in Russian]

Dodonov B.I. Informacionnye teorii emocii [Information theories of emotion] // Psihologicheskiy jurnal. – 2018. – №2. – С. 104–116. [in Russian]

Klarin M.V. Effektivnye metody obucheniia v informacionno-obrazovatelnoi srede: metodicheskoe posobie [Effective teaching methods in the information and educational environment: a methodological guide]. – M.: Institut strategii razvitiia obrazovaniia RAO, 2021. – 108 s. [in Russian]

Mazilov V.A. Issledovanie pedagogicheskih sposobnostei i strategii formirovaniia pedagogicheskoi odarennosti [Study of pedagogical abilities and strategies for the formation of pedagogical talent] // Iaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. – 2020. – №4 (115). – С. 96–106. DOI 10.20323/1813-145H-2020-4-115-96-106. [in Russian]

Mitina L.M. Psihologiia truda uchitelia: uchebnoe posobie dlia vuzov [Psychology of work of a teacher: textbook for universities]. – M.: Izdatelstvo Iurait, 2022. – 337 s. [in Russian]

Kaigorodova N.N., Morozova O. Imidj pedagoga v kontekste zdoroviesberejeniia uchastnikov obrazovatelnogo processa [The Image of a Teacher in the Context of Health Preservation of Participants in the Educational Process] // Vestnik psihologii i pedagogiki Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2022. – T.4. – №1. – S. 22–31. [in Russian]

Naviy L.N., Isina A.O., Mukutova J.K. Rol etnopedagogicheskih znaniy v formirovanii nacionalnogo samopoznaniia budushih pedagogov [The role of ethnopedagogical knowledge in the formation of national self-knowledge of future teachers] // Ulagat. [Electronic resource] URL: https://ulagat.com. (access date: 26.11.2020). [in Russian]

Almurzayeva B.K. Samorazvitie lichnosti uchitelia sovremennoi shkoly: metodicheskiy aspect: monografija [Self-development of the personality of a teacher of a modern school: methodological aspect: monograph]. – Aktobe: ARGU im. K. Jubanova, 2015. – 189 s. [in Russian]

Kibatayeva N.K. «Aktobe-Orleu»: novye strategii i vozmojnosti nepreryvnogo obrazovaniia pedagogov [«Aktobe-Orleu»: new strategies and opportunities for continuing education of teachers] // Gipotezy, teorii, razmyshleniia. – 2017. – №3. – S. 70–75. [in Russian]

Concept Note: Education in the Age of COVID 2019 and Beyond. – OON. – 2020. – 32 s.

Endovickiy D.A., Korotkih V.V., Voronova M.V. Konkurentosposobnost rossiiskih universitetov v globalnoi sisteme vysshego obrazovaniia: kolichestvennyi analiz [Competitiveness of Russian Universities in the Global Higher Education System: Quantitative Analysis] // Vysshee obrazovanie v Rossii. – 2020. – T. 29. – №2. – S. 9–26. [in Russian]

Загрузки

Опубликован

2022-12-29

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ