Эффективность преподавания предмета «Естествознание» с причинно-следственными связями в природе

Авторы

  • Г.Ж. Калелова Восточно-Казахстанский университет имени С.Аманжолова
  • Б.Ш. Абдиманапов Казахский национальный педагогический университет имени Абая

Ключевые слова:

естествознание, природа, окружающий мир, причина, следствие, образование, система педагогического образования.

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические и методические аспекты
изучения причинно-следственных связей в школьном курсе «Естествознание» 5-класса.
Анализируются пути формирования у обучающихся естественнонаучных знаний, понятий и целостного представления о закономерностях, взаимосвязи природы и общества, развития умения применять полученные знания для объяснения, описания, прогнозирования природных явлений и процессов, наблюдаемых в повседневной жизни.
Предложены содержательные и дидактические пути раскрытия причинно-следственных связей, которые приведут к пониманию главного и существенного в процессах и явлениях окружающего мира. В соответствии с учебными целями, рассматриваются причинно-следственные связи, которые станут одним из главных объектов усвоения, предусмотрены соответствующие цели в плане урока, определен учебный материал, в связи с которыми будут изучены причинно-следственные связи, на основе которых были отобраны методы и приемы их изучения. Важным аспектом явилось усвоение причинно-следственных связей, которые даются в готовом виде и самостоятельно устанавливать эти связи в знакомых или новых учебных ситуациях и в реальной жизни.
Понимание и представление причинно-следственных связей в окружающей среде будет способствовать развитию у обучающихся академического мировоззрения и функциональной грамотности, развитию концепции понимания природных процессов, раскрытию связей между природными компонентами.

Библиографические ссылки

ПАЙДАЛАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ

Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на Дону: Феникс, 2019. – 126 с.

Естествознание: Программы средней общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1992. – 47 с.

Каропа Г.Н. Экологическое образование школьников: ведущие тенденции и парадигмальные сдвиги. – Минск: НИО, 2020. – 210 с.

Конюшко В.С. Методика обучения биологии. – Минск: Книжный дом, 2019. – 256 с.

Лазарева О.Н. Методика преподавания естествознания. Часть 1. Теоретические основы методики обучения естествознанию в начальных классах. – Екатеринбург: Уральский гос.университет, 2019. – 262 с.

Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? – М.: Знание, 2018. – 48 с.

Мұханбетжанова Ә. Білімді интеграциялау негізінде оқушыларда дүниенің ғылыми бейнесін қалыптастыру: монография. – Алматы: Ғылым, 2000. – 248 б.

Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.

Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 496 с.

Семенова Н.А. Теоретические основы и методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир». [Электронды ресурс]. URL: http://koi.tspu.ru/koi_books/semenova/ (дата обращения 17.12.2014).

Ussenov N., Zhoya K., Abdimanapov B., Mamadiyarov M., Tleubergenova K., Ussenova M. Views on the Use of Technology in Geography Course // International Journal: Emerging Technologiesin Learning. – 2020. – Vol. 15, No. 23. – Р. 42–51.

Ussenov N., Laiskhanov S., Kaimuldinova K., Abdimanapov B., Karbayeva S., Zhoya K. Evaluation of students' views on teaching the subject of migration through distance education in Kazakhstan geography course // World Journal on Educational Technology. – 2022. – Vol. 14 No. 1. – Р. 294–305.

REFERENCES

Deryabo S.D. Ekologicheskaya pedagogika i psihologiya [Environmental pedagogy and psychology]. – Rostov-na Donu: Feniks, 2019. – 126 s. [in Russian]

Estestvoznanie: Programmy srednei obshcheobrazovatelnoi shkoly [Natural Science: Secondary school programs]. – M.: Prosveshchenie, 1992. – 47 s. [in Russian]

Karopa G.N. Ekologicheskoe obrazovanie shkolnikov: vedushie tendencii i paradigmalnye sdvigi [Environmental education of schoolchildren: leading trends and paradigm shifts]. – Minsk: NIO, 2020. – 210 s. [in Russian]

Konyushko V.S. Metodika obucheniya biologii [Methods of teaching biology]. – Minsk: Knijnyi dom, 2019. – 256 s. [in Russian]

Lazareva O.N. Metodika prepodavaniya estestvoznaniya. Chast 1. Teoreticheskie osnovy metodiki obucheniya estestvoznaniyu v nachalnyh klassah [Methods of teaching natural science. Part 1. Theoretical foundations of the methodology of teaching natural science in elementary grades]. – Ekaterinburg: Uralskiy gos.universitet, 2019. – 262 s. [in Russian]

Lerner I.Ya. Kachestva znani uchashihsia. Kakimi oni doljny byt? [The quality of students' knowledge. What should they be like?] – M.: Znanie, 2018. – 48 s. [in Russian]

Muhanbetjanova A. Bіlіmdі integratsiialau negіzіnde oqushylarda dunienіn gylymi beinesіn qalyptastyru: monografiiya [Formation of a scientific picture of the world in students based on the integration of knowledge: monograph]. – Almaty: Gylym, 2000. – 248 b. [in Kazakh]

Akvileva G.N., Klepinina Z.A. Metodika prepodavaniia estestvoznaniia v nachalnoi shkole: ucheb. posobie dlia stud. uchrej. sredn. prof. obrazovaniia ped. profilia [Methods of teaching natural science in primary school: textbook]. – M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2001. – 240 s. [in Russian]

Kozina E.F., Stepanyan E.N. Metodika prepodavaniia estestvoznaniia: ucheb. posobie dlia stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii [Methods of teaching natural science: textbook]. – M.: Izdatelski centr «Akademiia», 2004. – 496 s. [in Russian]

Semenova N.A. Teoreticheskie osnovy i metodika prepodavaniia integrativnogo kursa «Okrujaiushiy mir» [Theoretical foundations and methods of teaching the integrative course «The surrounding world»]. [Elektronnyi resurs]. URL: http://koi.tspu.ru/koi_books/semenova/ (qaralgan kuni 17.12.2014). [in Russian]

Ussenov N., Zhoya K., Abdimanapov B., Mamadiyarov M., Tleubergenova K., Ussenova M. Views on the Use of Technology in Geography Course // International Journal: Emerging Technologies in Learning. – 2020. – Vol. 15, No. 23. – Р. 42–51.

Ussenov N., Laiskhanov S., Kaimuldinova K., Abdimanapov B., Karbayeva S., Zhoya K. Evaluation of students' views on teaching the subject of migration through distance education in Kazakhstan geography course // World Journal on Educational Technology. – 2022. – Vol. 14 No. 1. – Р. 294–305.

Загрузки

Опубликован

2022-12-29

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ