Формирование математического мышления у обучающихся с применением метода математического моделирования

Авторы

  • Ж.Д. Алибекова Южно-Казахстанский университет имени М. Ауезова
  • Г.П. Мейрбекова Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
  • Г.Д. Кошанова Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави

Ключевые слова:

математическое моделирование, математическое мышление, математическое понятие, прикладная задача, задача с практическим содержанием.

Аннотация

В данной статье указывается и описывается формирование у учащихся
навыков математического мышления, показывается связь математики с другими дисциплинами путем решения задач с практическим содержанием школьного курса математики с использованием метода математического моделирования.
Основная цель математического образования – интеллектуальное развитие учащихся, формирование навыков мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. Поэтому на уроках математики лучше использовать педагогические методы и технологии, развивающие у учащихся творческое и критическое мышление.
Моделирование – важный инструмент для обучения учащихся решению проблем и познанию окружающегомира. Моделирование обучает учащегося способам, позволяющим ему самостоятельно работать над решением задач. В широком смысле модель определяется как отражение наиболее важных свойств объекта. При знакомстве с моделями алгебры и начал анализа учащимся показывается, что связь математики с ее приложениями осуществляется с помощью математических моделей.
Математическое моделирование показывает, что развиваются все компоненты математического мышления, например, функциональное мышление, которое характеризуется ощущением развитие общих и индивидуальных отношений между математическими объектами или их свойствами, отчетливо видимыми в связи с идеей функции.

Библиографические ссылки

ПАЙДАЛАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ

Бекболғанова А.Қ., Умиргалиева А.Б. Мeктeптeгі мaтeмaтикa куpcындaғы мaтeмaтикaлық aнaлиз элeмeнттepінің opны мeн poлі // Абай атындағы ҚазҰПУ Хабаршысы. “Физика-математика ғылымдары” сериясы. – 2018. – №1 (61). – Б. 37–42.

Гамезо М.В. Знаки и знаковое моделирование в познавательной деятельности: дисс. ... докт. псих. наук. – М., 1997. – 373 с.

Әбілқасымова А.Е., Кучер Т.П., Корчевский В.Е., Жұмағұлова З.Ә. Алгебра: жалпы білім беретін мектептің 7-сыныбына арналған оқулық. – Алматы: Мектеп, 2017. – 272 б.

Қасқатаева Б.Р., Кокажаева А.Б., Қазыбек Ж. Математикалық модельдеу оқушылардың математикалық сауаттылығын арттыру құралы ретінде // Қазақ ұлттық қыздар педагогикалық университетінің Хабаршысы. – 2021. – №1(85). – Б. 58–67.

Соболев С.Л. Судить по конечному результату // Математика в школе. – 1984. – №1. – С. 5–19.

Arseven A. Mathematical Modelling Approach in Mathematics Education // Universal Journal of Educational Research. – 2015. – Vol 3(12), No 3. – P. 973–980.

Boaler J. Mathematical Modelling and New Theories of Learning // Teaching Mathematics and its Applications. – 2001. – Vol. 20. – P. 121–128.

Бeкболгaновa A.К., Туралық М.Б. Мoдeльдeуді пaйдaлaну – oқытудың қoлдaнбaлығын күшeйтудің нeгізгі біp шapты // Абай атындағы ҚазҰПУ Хабаршысы, “Физика-математика ғылымдары” сериясы. – 2018. – №1 (61). – Б. 33–37.

Петерсон Л.Г. Математическое моделирование как методологический принцип построения программы школьного курса математики // Содержание, методы и формы развивающего обучения математике в школе и вузе. – 1999. – №2. – С. 30–33.

Blum W., Borromeo, Ferri R. Mathematical Modelling: Can It Be Taught And Learnt? // Journal of Mathematical Modelling and Application. – 2009. – Vol. 1, No. 1. – P. 45–58.

REFERENCES

Bekbolganova A.K., Umirgaiyeva A.B. Mekteptegi matematika kursynadgy matematikalyk analyz elementterinin orny men roli [The role and place of the elements of mathematical analysis in the field of school mathematics] // Abay atyndagy QazUPU Habarshysy. “Fizika-matematika gylymdary” seriyasy. – 2018. – №1 (61). – B. 37–42. [in Kazakh]

Gamezo M.V. Znaki I znakovoye modelirovaniye v poznavatelnoy deyatelnosti [Signs and sign modeling in cognitive activity]: diss. … dokt. psych. nauk. – М., 1997. – 373 s. [in Russian]

Abilkasymova A.E., Kucher T.P., Korchevskiy V.E., Jumagulova Z.A. Algebra. Jalpy bilim beretin mekteptin 7-synybyna arnalgan oqulyq [Algebra. Textbook for 7th grade of secondary school]. – Almaty: Mektep, 2017. – 272 b. [in Kazakh]

Kaskatayeva B.R., Kokazhayeva B.R., Kazybek Zh. Matematikalyq modeldeu oqushylardyn matematikalyq sauattylygyn arttyru quraly retinde [Mathematical modeling as a tool to improve students' mathematical literacy] // Qazaq ulttyq qyzdar pedagogikalyq universitetinin habarsysy. – 2021. – №1(85). – B. 58–67. [in Kazakh]

Sobolev S.L. Sudit po konechnomu rezultatu [Judging by the end result] // Matematika v shkole. – 1984. – №1. – S. 5–19. [in Russian]

Arseven A. Mathematical Modelling Approach in Mathematics Education // Universal Journal of Educational Research. – 2015. – Vol 3(12), No 3. – P. 973–980.

Boaler J. Mathematical Modelling and New Theories of Learning // Teaching Mathematics and its Applications. – 2001. – Vol. 20. – P. 121–128.

Bekbolganova A.K., Turalyk M.B. Modeldeudi paidalanu – oqitudyn qoldanbalygin kusheitudin negizgi bir sharty [The use of modeling is one of the main ways to strengthen the application of teaching] // Abay atyndagy QazUPU Habarshysy. “Fizika-matematika gylymdary” seriyasy. – 2018. – №1 (61). – B. 33–37. [in Kazakh]

Peterson L.G. Matematicheskoye modelirovaniye kak metodologicheskiy princip postroeniya programmy shkolnogo kursa matematiki [Mathematical modeling as a methodological principle for constructing a curriculum for a school course in mathematics] // Soderzhanie, metody i formy razvivajushhego obuchenija matematike v shkole i vuze. – 1999. – №2. – S. 30–33. [in Russian]

Blum W., Borromeo, Ferri R. Mathematical Modelling: Can It Be Taught And Learnt? // Journal of Mathematical Modelling and Application. – 2009. – Vol. 1, No. 1. – P. 45–58.

Загрузки

Опубликован

2022-12-29

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ