Источники формирования концепции Абая «полный человек»

Авторы

  • Г.С. КОСЫМОВА Казахский национальный педагогический университет имени Абая

Ключевые слова:

Абай, «полный человек», зрелая личность, национальное мировоззрение, антропоцентризм, историческое сознание, духовное наследие.

Аннотация

В данной статье исследуется концепция Абая о Полном человеке. Мысли о
совершенном человеке, которые формировались веками и накапливались в национальном
сознании, подчеркивают важность воспитания нового поколения людей в современном
обществе. Известно, что концепции, основанные на общечеловеческих ценностях и
трансформированные в национальный код, и ранее находили отражение в трудах
мыслителей древности и средневековья, а позже стали новым объектом рассуждения в
творчестве Абая. Полный человек Абая – это личность, которая любит Всевышнего, уважает
человека, прославляет личностные качества, распознает разницу между добром и злом, щедр,
прислушивается к голосу своего сердца, выступает за справедливость, избегает лжи,
трудолюбив, патриотичен и зрел. Исследователи говорят, что зрелость – это
благотворительность людей, живущих в обществе. Благотворительность выражается в
добродетельности, вежливости, доброте, сострадательности и справедливости. В
произведениях Абая и Аристотеля, Аль-Фараби, Юсуфа Баласагуни и Ахмета Иугнеки
добрые люди – это сознательные люди, ставящие на первое место интересы государства,
неравнодушные к человеческой судьбе, знающие правду, умеющие мыслить и принимать
правильные решения. Актуальные вопросы антропоцентризма – открытие сущности
целостной модели человека, поиск глубины мировоззрения зрелого человека в духовном
наследии разных периодов, их связи с природой этноса, художественным миром и
мировоззрением. Образные слова и фразеологизмы, пословицы и афоризмы, создающие
образ целостного человека, ценятся как мотивация и форма моделирования. Ценности мировоззрения Абая рассматриваются в связи с сознательными действиями зрелого человека, а за их истоки берутся исторические источники. Историческое наследие включает древнетюркские памятники, средневековое тюркское наследие, а также мысли поэтов и слова ораторов.

Библиографические ссылки

Егеубай А. Құлабыз. – Алматы: Жазушы, 2001. – 215 б. 2. Мырзахметов М. Әуезов және Абайтану проблемалары. – Алматы: Ғылым, 1982.– 296 б. 3. Құнанбаев А. Екі томдық шығармалар жинағы. 2-т. – Алматы: Жазушы, 1986. – 200 б. 4. Қосымова Г.С. Шешендік өнер негіздері. – Алматы: Ақнұр, 2018. – 255 б. 5. Әліпхан М. Адамгершілік ілімі және хакім Абай. – Алматы: Қазақ кітабы, 2020. – 470 б. 6. Әл-Фараби. Философиялық трактаттары. – Алматы: Ғылым, 1973. – 448 б.

Мырзахметұлы М. Абай және Шығыс. – Алматы: Қазақстан, 1994. – 208 б.

Егеубаев А. Кісілік кітабы. – Алматы: Ғылым, 1998. – 320 б.

Жұмабаев М. Шығармалары. – Алматы: Жазушы, 1989. – 447 б.

Акишева А. Бабадан қалған асыл сөз. – Алматы: Раритет, 2015. – 199 б.

Қашқари М. Түрік сөздігі. Т.1. – Алматы: ХАНТ, 1997. – 592 б.

Жұртбаев Т. Дулыға. 1-т. – Алматы: Жалын, 1994. – 365 б.

Әдеби жәдігерлер. 1-т. Көне дәуірдегі әдеби ескерткіштер. – Алматы: Таймас баспа үйі, 2007. – 504 б.

Баласағұн Ж. Құтты білік. – Алматы: Жазушы, 1986. – 616 б.

REFERENCES

Egeubai A. Qulabyz [Qulabyz]. – Almaty: Jazushy, 2001. – 215 b. [in Kazakh]

Myrzahmetov M. Auezov jane Abaitanu problemalary [Auezov and the problems of Abai studies]. – Almaty: Gylym, 1982.– 296 b. [in Kazakh]

Qunanbaev A. Ekі tomdyq shygarmalar jinagy [Collected works in two volumes]. 2-t. – Almaty: Jazushy, 1986. – 200 b. [in Kazakh]

Qosymova G.S. Sheshendіk oner negіzderі [Fundamentals of public speaking]. – Almaty: Aqnur, 2018. – 255 b. [in Kazakh]

Alіphan M. Adamgershіlіk іlіmі jane hakіm Abai [Humane Teaching and Hakim Abai]. – Almaty: Qazaq kіtaby, 2020. – 470 b. [in Kazakh]

Al-Farabi. Filosofiialyq traktattary [Philosophical treatises]. – Almaty: Gylym, 1973. – 448 b. [in Kazakh]

Myrzahmetuly M. Abai jane Shygys [Abai and the East]. – Almaty: Qazaqstan, 1994. – 208 b. [in Kazakh]

Egeubaev A. Kіsіlіk kіtaby [The Book of Humanity]. – Almaty: Gylym, 1998. – 320 b. [in Kazakh]

Jumabaev M. Shygarmalary [Works]. – Almaty: Jazushy, 1989. – 447 b. [in Kazakh]

Akisheva A. Babadan qalgan asyl soz [A noble word left over from an ancestor]. – Almaty: Raritet, 2015. – 199 b. [in Kazakh]

Qashqari M. Turіk sozdіgі [Turkish Dictionary]. T.1. – Almaty: HANT, 1997. – 592 b. [in Kazakh]

Jurtbaev T. Dulyga [Helmet]. 1-t. – Almaty: Jalyn, 1994. – 365 b. [in Kazakh]

Adebi jadіgerler. 1-t. Kone dauіrdegі adebi eskertkіshter [Literary relics. Item 1 literary monuments of antiquity]. – Almaty: Taimas baspa uiі, 2007. – 504 b. [in Kazakh]

Balasagun J. Qutty bіlіk [Qutty bіlіk]. – Almaty: Jazushy, 1986. – 616 b. [in Kazakh]

Загрузки

Опубликован

2022-09-30