Особенности обучения будущих учителей физики методам создания современных виртуальных лабораторий
5 6
Ключевые слова:
виртуальная лабораторная работа, преподавание физики в школе, дистанционная лабораторная работа, технология визуализации, информатика физики.Аннотация
Учитель физики посредством лабораторных работ может пробудить у учащихся интерес к предмету и показать учащимся явления природы с аналитической точки зрения. В статье рассмотрены лабораторные работы, проводимые с использованием виртуальных инструментов, и рассмотрены особенности методики, которые можно использовать, если преподавателю необходимо создать виртуальные инструменты. Обсуждалось состояние лабораторий в школьных кабинетах предметов естествознания в настоящее время. Подчеркивалось, что материально-лабораторных комплексов недостаточно для охвата всех предметов естествознания, что ученик и преподаватель могут проводить лабораторные работы дистанционно через виртуальные лаборатории. В связи с этим рассмотрены технологии использования готовых виртуальных лабораторий и технологии разработки других лабораторных сред в случае их несоответствия предъявляемым требованиям. Предложена технология создания виртуальной лаборатории, раскрывающей природу динамических явлений посредством так называемых компьютерных методов физики. С помощью этой технологии создается виртуальная лабораторная среда под названием «PVL Күш моменті», описывающая взаимодействие сил, изучаются и сравниваются преимущества и недостатки этой среды. Одновременно были определены тенденции создания лабораторий по другим предметам школьной физики, а также обобщены требования к виртуальной лаборатории в школе с целью использования единого алгоритма и определения способностей ученика. Предложены психологические приемы с целью опровержения скептицизма по поводу сложности создания виртуальной среды.
В заключении авторы показывают, что виртуальные лаборатории являются инструментом, помогающим понимать и прогнозировать явления природы, и уверены, что больших сложностей в использовании лабораторий нет. Доказывая, что виртуальные лаборатории вносят большой вклад в успешную реализацию утверждаемых в стране образовательных программ, авторы предлагают технологии для их создания.
Библиографические ссылки
REFERENCES
Klaus Shvab. Tortіnshі industrialdyq revaliucia [The Fourth Industrial Revolution]. – Almaty: Ulttyq audarma biurosy, 2018. – 200 b. [in Kazakh]
Memleket basshysy Qasym-Zhomart Toqaevtyn «Adіlettі Qazaqstannyn ekonomikalyq bagdary» atty Qazaqstan halqyna Zholdauy [Address of the President of Kazakhstan Kassym-Jomart Tokayev to the people of Kazakhstan named “Economic Orientation of Fair Kazakhstan”]. [Electronic resource]. URL: https://egemen.kz/article/348193-prezident-qasym-zhomart-toqaevtynh-qazaqstan-khalqyna-zholdauynynh-tolyq-matini (date of access 27.02.2024) [in Kazakh]
Karimova A.T., Kurbanbekov B.A., Choruh A. Mekteptegі zharatylystanu panderіn oqytuda zamanaui virtualdy zerthanalarmen zhumys zhasau erekshelіkterі [Features of working with modern virtual laboratories when studying natural science in school] // Abai atyndagy QazUPU-n habarshysy «Pedagogika gylymdary» seriasy. – 2023. – №4(80). – B. 294–303. [in Kazakh]
Kang N. Learning to teach science: Personal epistemologies, teaching goals, and practices of teaching // Teaching and Teacher Education. – 2008. – №24(2). – P. 478–498.
Luketic C.D., Dolan E.L. Factors influencing student perceptions of high-school science laboratory environments // Learning environments research. – 2013. – T.16, №1. – P. 37–47.
Goyal S. E-Learning: Future of education // Journal of Education and learning. – 2012. – T. 6, №2. – P. 239–242.
Kolomin V.I., Stefanova G.P. Teoreticheskie osnovy i metodika prepodavania kursa obshei fiziki v bakalavriate universiteta: monografia [Theoretical foundations and methods of teaching a course in general physics in the bachelor's degree program at the university: monograph]. – Astrahan: Izd. dom «Astrahanskiy universitet», 2006. – 276 s. [in Russian]
Agibova I.M., Bedzhanian M.A., Fedina O.V. Ispolzovanie interaktivnyh metodov obuchenia v podgotovke budushih uchitelei matematiki i fiziki [Using interactive teaching methods in training future teachers of mathematics and physics. Problems of modern pedagogical education] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovania. – 2021. – №70-2. – S. 6–13. [in Russian]
Ponomareva E.A. Izuchenie pedagogicheskih poniatiy, sviazannyh s terminami «eksplicitnyi» i «implicitnyi» [Study of pedagogical concepts related to the terms “explicit” and “implicit”] // Mir nauki, kultury, obrazovania. – 2015. – №2 (51). – S. 133–138. [in Russian]
Dainek E.A., Ipalakova M.T., Coi D.D., Bolatov Zh.Zh, Seitnur A.M.. Innovacionnye tehnologii v prepodavanii fiziki v vuze [Innovative technologies in teaching physics at the university] // «Bіlіm beru mazmunyn zhanartu zhagdaiynda pedagogikalyq kadrlardy kasіbi daiarlau: quzyrettіlіk, tehnologia, innovacia» atty respublikalyq gylymi-adіstemelіk konferenciasynyn materialdary. 12 sauіr 2019 zhyl. Atyrau: H. Dosmuhamedov atyndagy Atyrau memlekettіk universitetі, 2019. – 151 b. [in Russian]
Shaimerdenova G.Z., Sholpanqulova G.A. Innovacialyq virtualdy zerthanalyq zhumystardy quru men qoldanu adіstemesі. Biologia: oqu quraly [Methodology of creating and using innovative virtual laboratory works. Biology: training manual]. – Taraz: Dulaty university, 2021. – 120 b. [in Kazakh]
Jack Xu. Practical WPF Graphics Programming – Advanced.NET Graphics Development with the Windows Presentation Foundation. – 1st ed. – UniCAD Publishing, Phoenix, United States of America, 2007. – 689 p.
Turequlova A.Q., Shektibaev N.A. Zerthanalyq eksperimentter arqyly oqushylardyn fizikaga degen qyzygushylygyn arttyru [Increasing Students' Interest in Physics through Laboratory Experiments] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2024. – №3 (133). – B. 329–341. https://doi.org/10.47526/2024-3/2664-0686.96 [in Kazakh]