Возможности педагогики Реджио: проектная работа по поддержке индивидуального развития каждого ребенка в инклюзивной среде

4 5

Авторы

  • Д.А. Ердембекова Казахский педагогический университет им. Абая
  • А.И. Булшекбаева Казахский национальный педагогический университет им. Абая
  • А.Д. Кариев Казахский национальный педагогический университет им. Абая

Ключевые слова:

Реджио педагогика, инклюзивное образование, проектная работа, творчество, метод, технология, поддержка, возможность.

Аннотация

Цель данного исследования – изучить возможности педагогики Реджио и определить способы её реализации в инклюзивной среде через проектную деятельность, направленную на поддержку индивидуального развития каждого ребёнка. Статья направлена на демонстрацию эффективности методологии Реджио, адаптированной к потребностям инклюзивного образования, а также на раскрытие потенциала детей с различными способностями и потребностями.
Основным объектом исследования является поддержка индивидуального развития детей в инклюзивной образовательной среде. Анализируется роль методологии Реджио в таких условиях, уделяя внимание развитию творческих и познавательных способностей с учётом уникальных потребностей каждого ребёнка. Одной из ключевых особенностей является ориентированный на ребёнка подход.
В педагогике Реджио ребёнок является центральной фигурой образовательного процесса. Интересы и идеи детей становятся основой проектной деятельности, что позволяет развивать их творческие и познавательные способности. Особую роль играет образовательная среда: согласно методологии Реджио, она выступает как «третий педагог». Пространство организуется таким образом, чтобы стимулировать исследовательскую, творческую и коммуникативную активность детей. В инклюзивной среде этот подход помогает учитывать уникальность каждого ребёнка.
В ходе написания статьи было отмечено, что проектный метод позволяет детям исследовать свои идеи и работать как индивидуально, так и в коллективе. Такой подход улучшает взаимодействие детей в инклюзивной среде и способствует развитию их социальных навыков.
Партнёрство между родителями и педагогами является неотъемлемой частью процесса поддержки развития ребёнка. Это взаимодействие имеет особое значение в инклюзивном образовании.

Библиографические ссылки

Мектепке дейінгі тәрбие мен оқытудың мемлекеттік жалпыға міндетті стандарты, Қазақстан Республикасы Оқу-ағарту министрінің 2022 жылғы 3 тамыздағы №348 бұйрығы. [Электронды ресурс]. URL: https://www.adilet.zan.kz/kaz/docs/V1600014235 (қаралған күні 6.12.2024)

Иманбеков М.М., Абылайхан С.М. Мектепке денінгі білім беру мен тәрбиелеудегі қазіргі педагогикалық технологиялар: оқу құралы. – Алматы: New bоок баспасы, 2019. – 138 б.

Курманбаева Н.Ш., Алпамысова Т.А. Тәрбиелеу-білім беру процесіндегі жаңа әдістер мен инновациялық технологияларды пайдалану // Дана бала. – 2024. – №2 (38). [Электронды ресурс]. URL: https://irrd.kz/page/read/Dana_bala.html/ (қаралған күні 6.12.2024)

Gandini L., Edwards C. (Eds.). Bambini: The Italian approach to infant- toddler care. – New York: Teachers College Press, 2021. [Electronic resource]. URL: https://eric.ed.gov/?id=ED448859 (date of access 08.12.2024)

Gardner H. Introductions // In: C. Giudici, M. Krechevsky, R. Rinaldi, (Eds.) Making learning visible: Children as individual and group learners. Reggio Emilia, Italy: Reggio Children srl. – 2021. – P. 25–27. [Electronic resource]. URL: https://www.uav.ro/jour/index.php/jpe/article/view/57 (date of access 08.12.2024)

Қияқбай Н., Арғынбаев Е., Адилбаева Р. Жобалап оқыту әдісі арқылы ойлау дағдыларын дамыту // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2023. – №2(128). – Б. 395–407.

Ердембекова Д.А., Булшекбаева А.И., Саткенова Ж.Б. Мектепке дейінгі ересек жастағы балалардың әлеуметтік дағдысын Реджио Эмилия технологиясы негізінде дамытудың отандық және шетелдік тәжірибесі // «Қазақстан Республикасы Ұлттық Ғылым Академиясы» РҚБ «Халық» ЖҚ Хабаршысы. – 2024. – №3 (409). – Б. 62–76. https://doi.org/10.32014/2024.2518-1467.752/

New, Rebecca S. Reggio Emilia: Catalyst for change and conversation. ERIC Digest. Champaign, IL: ERIC Clearinghouse on Elementary and Early Childhood Education. – 2000. [Electronic resource]. URL: ED 447 971. https://eric.ed.gov/?id=ed447971 (date of access 9.12.2024)

Scheinfeld D., Haigh K., Scheinfeld S. We Are All Explorers: Learning and teaching with Reggio principles in urban settings. – New York, NY: Teachers College Press, 2008. [Electronic resource]. URL: https://www.amazon.com/We-Are-All-Explorers-Principles/dp/0807749087 (date of access 9.12.2024)

Shoptaugh S., Frasier B., Miller, S., Bardwell A., Bersani C. The importance of educational exchange: a state-wide initiative // Innovations in Early Childhood Education. – 2018. – №13(3). [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.net/publication/233763048_The_Importance_of_Early_Childhood_ Education (date of access 9.12.2024)

REFERENCES

Mektepke deiіngі tarbie men oqytudyn memlekettіk zhalpyga mіndettі standarty, Qazaqstan Respublikasy Oqu-agartu ministrіnіn 2022 zhylgy 3 tamyzdagy №348 buirygy [State mandatory standard of preschool education and Training, Order of the minister of Education of the Republic of Kazakhstan dated August 3, 2022 No. 348]. [Electronic resource]. URL: https://www.adilet.zan.kz/kaz/docs/V1600014235 (date of access 6.12.2024) [in Kazakh]

Imanbekov M.M., Abylaihan S.M. Mektepke deiіngі bіlіm beru men tarbieleudegі qazіrgі pedagogikalyq tehnologialar: oqu quraly [Modern pedagogical technologies in pre-school education and upbringing: a manual]. – Almaty: New book baspasy, 2019. – 138 b. [in Kazakh]

Kurmanbaeva N.Sh., Alpamysova T.A. Tarbieleu-bіlіm beru procesіndegі zhana adіster men innovacialyq tehnologialardy paidalanu [Education-the use of new methods and innovative technologies in the educational process] // Dana bala. – 2024. – №2 (38). [Electronic resource]. URL: https://irrd.kz/page/read/Dana_bala.html/ (date of access 6.12.2024) [in Kazakh]

Gandini L., Edwards C. (Eds.). Bambini: The Italian approach to infant- toddler care. – New York: Teachers College Press, 2021. [Electronic resource]. URL: https://eric.ed.gov/?id=ED448859 (date of access 08.12.2024)

Gardner H. Introductions // In: C. Giudici, M. Krechevsky, R. Rinaldi, (Eds.) Making learning visible: Children as individual and group learners. Reggio Emilia, Italy: Reggio Children srl. – 2021. – P. 25–27. [Electronic resource]. URL: https://www.uav.ro/jour/index.php/jpe/article/view/57 (date of access 08.12.2024)

Qiiaqbai N., Argynbaev E., Adilbaeva R. Zhobalap oqytu adіsі arqyly oilau dagdylaryn damytu [Development of thinking skills through the method of design training] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2023. – №2(128). – B. 395–407. [in Kazakh]

Erdembekova D.A., Bulshekbaeva A.I., Satkenova Zh.B. Mektepke deiіngі eresek zhastagy balalardyn aleumettіk dagdysyn Redzhio Emilia tehnologiasy negіzіnde damytudyn otandyq zhane sheteldіk tazhіribesі [Domestic and foreign experience in the development of social skills of children of preschool adulthood on the basis of Reggio Emilia technology] // «Qazaqstan Respublikasy Ulttyq Gylym Akademiasy» RQB «Halyq» ZhQ Habarshysy. – 2024. – №3 (409). – B. 62–76. https://doi.org/10.32014/2024.2518-1467.752 / [in Kazakh]

New, Rebecca S. Reggio Emilia: Catalyst for change and conversation. ERIC Digest. Champaign, IL: ERIC Clearinghouse on Elementary and Early Childhood Education. – 2000. [Electronic resource]. URL: ED 447 971. https://eric.ed.gov/?id=ed447971 (date of access 9.12.2024)

Scheinfeld D., Haigh K., Scheinfeld S. We Are All Explorers: Learning and teaching with Reggio principles in urban settings. – New York, NY: Teachers College Press, 2008. [Electronic resource]. URL: https://www.amazon.com/We-Are-All-Explorers-Principles/dp/0807749087 (date of access 9.12.2024)

Shoptaugh S., Frasier B., Miller, S., Bardwell A., Bersani C. The importance of educational exchange: a state-wide initiative // Innovations in Early Childhood Education. – 2018. – №13(3). [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.net/publication/233763048_The_Importance_of_Early_Childhood _Education (date of access 9.12.2024)

Загрузки

Опубликован

2025-09-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ