Театральное искусство как форма психолого-педагогического сопровождения подростков с признаками социальной и личностной дезадаптации
17 19
Ключевые слова:
театральное искусство, подростки, стрессоустойчивость, эмпатические способности, психодрама, театральный кружок.Аннотация
В данной статье представлен взгляд на театральный кружок как на способ развития личности подростка и средство повышения стрессоустойчивости и профилактики развития социальной дезадаптации. Главная цель организации школьного кружка по театральному искусству заключается в установлении связи между исполнителями и аудиторией, а также в возможности для зрителей переживать эмоции, задумываться над глубинным смыслом происходящего и наслаждаться эстетикой представления. Театральное искусство играет важную роль в образовательных целях и в привлечении подростков к участию в театральном кружке, что помогает им справляться с различными стрессами, возрастными конфликтами и проблемами адаптации. В ходе исследовательской работы для определения и уточнения данных использованы методы теоретического анализа, обобщения, синтеза имеющегося теоретического и методологического материала по предмету исследования, методология определения самооценки психических состояний Г. Айзенка, методика определения уровня эмпатических способностей В.В. Бойко. Согласно исследованиям, наиболее чувствительным показателем стресса является психологический, а не физиологический уровень адаптации. Основная задача педагогов – подготовить профессионально вооруженную личность, отвечающую требованиям современного цивилизованного общества. В ходе исследования проведена поисковая работа по выявлению стрессоустойчивости подростков, развитию личностных качеств, противодействию психологическим перенапряжениям, профилактике психосоматических заболеваний. Приобретая знания, подросток совершенствует свой ум, развивает характер, а чистоту своего внутреннего духовного мира обогащает искусством. Результаты показали, что благодаря живому общению и способности выражать свои эмоции через творчество в театральном кружке подростки развили свои эмпатические способности, повысили уровень стрессоустойчивости, что привело к успешной социальной адаптации.
Библиографические ссылки
Камысбаева А.К. Анализ понятий стресса и стрессоустойчивости в современном мире // Педагогика и психология. – 2018. – №1. – С. 19–23.
Blatner A. Foundations of Psychodrama: History, Theory, and Practice. – New York: Springer Publishing Company, 2000. – 384 р.
Введенский А.В. Психодрама и психотерапия: Теория и методика. – СПб.: Питер, 2013. – 224 с.
Третьяков А.Г. Оказание психологической помощи средствами психодрамы подросткам с трудностями во взаимоотношениях с родителями // Аллея науки. – 2021. – Т.1. №6. – С. 386–388.
Хорошилова Л.А. Психодрама: История, методика, применение. – СПб.: Питер, 2015. – 224 с.
Kellermann P.F. Focus on Psychodrama: The Therapeutic Aspects of Psychodrama. – London: Jessica Kingsley Publishers, 1994. – 176 р.
Шиповская Н.А. Условия и факторы формирования толерантности у подростков // Устойчивое развитие науки и образования. – 2020. – №11. – С. 175–177.
Редькина Л.В. Театральная деятельность – как метод всестороннего развития дошкольников // Совушка. – 2016. – №2. [Электронный ресурс]. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030066.html (дата обращения: 17.07.2024)
Blatner A. Acting-In: Practical Applications of Psychodramatic Methods. – New York: Springer Publishing Company, 2007. – 400 р.
Михальченкова Н.А. Основные направления развития методов коррекции девиантного поведения детей и подростков средствами художественного образования и культурологии // Педагогика искусства. – 2020. – №2. – С. 110–117.
Анохина С.А. Динамика развития стрессоустойчивости подростков // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2007. – №2 (34). – С. 130–136.
Искакова П.К., Зубайрева З.А. Жеткіншек жастағы балалардың құндылық бағдарларын қалыптастырудың тиімді әдіс-тәсілдері // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2022. – №3(125). – Б. 176–187.
REFERENCES
Kamysbaeva A.K. Analiz poniatiy stressa i stressoustoichivosti v sovremennom mire [Analysis of the concepts of stress and stress tolerance in the modern world] // Pedagogika i psihologia. – 2018. – №1. – S. 19–23. [in Russian]
Blatner A. Foundations of Psychodrama: History, Theory, and Practice. – New York: Springer Publishing Company, 2000. – 384 r.
Vvedenskiy A.V. Psihodrama i psihoterapia: Teoria i metodika [Psychodrama and psychotherapy: Theory and methodology]. – SPb.: Piter, 2013. – 224 s. [in Russian]
Tretiakov A.G. Okazanie psihologicheskoi pomoshi sredstvami psihodramy podrostkam s trudnostiami vo vzaimootnosheniah s roditeliami [Providing psychological assistance by means of psychodrama to adolescents with difficulties in their relationship with their parents] // Alleia nauki. – 2021. – T.1. №6. – S. 386–388. [in Russian]
Horoshilova L.A. Psihodrama: Istoria, metodika, primenenie [Psychodrama: History, methodology, application]. – SPb.: Piter, 2015. – 224 s. [in Russian]
Kellermann P.F. Focus on Psychodrama: The Therapeutic Aspects of Psychodrama. – London: Jessica Kingsley Publishers, 1994. – 176 r.
Shipovskaia N.A. Uslovia i faktory formirovania tolerantnosti u podrostkov [Conditions and factors of tolerance formation in adolescents] // Ustoichivoe razvitie nauki i obrazovania. – 2020. – №11. – S. 175–177. [in Russian]
Redkina L.V. Teatralnaia deiatelnost – kak metod vsestoronnego razvitia doshkolnikov [Theatrical activity as a method of comprehensive development of preschoolers] // Sovushka. – 2016. – №2. [Electronic resource]. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030066.html (date of access 17.07.2024) [in Russian]
Blatner A. Acting-In: Practical Applications of Psychodramatic Methods. – New York: Springer Publishing Company, 2007. – 400 r.
Mihalchenkova N.A. Osnovnye napravlenia razvitia metodov korrekcii deviantnogo povedenia detei i podrostkov sredstvami hudojestvennogo obrazovania i kulturologii [The main directions of development of methods of correction of deviant behavior of children and adolescents by means of art education and cultural studies] // Pedagogika iskusstva. – 2020. – №2. – S. 110–117. [in Russian]
Anohina S.A. Dinamika razvitia stressoustoichivosti podrostkov [Dynamics of stress tolerance development in adolescents] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. – 2007. – №2 (34). – S. 130–136. [in Russian]
Iskakova P.K., Zubaireva Z.A. Jetkіnshek jastagy balalardyn qundylyq bagdarlaryn qalyptastyrudyn tiіmdі adіs-tasіlderі [Effective Methods and Techniques for the Formation of Value Orientations of Adolescent Children] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2022. – №3(125). – B. 176–187. [in Kazakh]