Учебник русского языка как мультимодальный объект
19 41
Ключевые слова:
учебник русского языка, мультимодальность, мультимодальная грамотность, мультимодальный текст, визуальное оформление.Аннотация
Школьный учебник во все времена был и остается важнейшим средством организации учебного процесса. Проблеме качества казахстанских учебников посвящено немало исследований отечественных ученых. Однако большинство работ посвящено главным образом вербальной составляющей учебников, а их визуальное оформление зачастую недооценено. Это говорит о том, что школьный учебник не рассматривается как целостный мультимодальный объект, каждый элемент которого (как вербальный, так и невербальный) призван служить формированию мультимодальной грамотности учащихся. Поскольку разработкой учебной литературы сегодня занимаются не только ученые, но и практикующие педагоги, назрела необходимость изучить профессиональное отношение учителей к мультимодальности учебников. В статье методом анкетирования исследуется оценочное восприятие учителями визуального оформления учебников русского языка для 5 класса от издательств «Мектеп» и АОО «НИШ». Авторам удалось выяснить, что педагоги переносят негативное отношение к вербальной составляющей учебника на его невербальную сторону, плохо понимают дидактический потенциал мультимодальности учебника, что препятствует их успешной работе по формированию и развитию мультимодальной грамотности учеников. В свете недостаточно высокого рейтинга казахстанских школьников в международных исследованиях PIRLS и PISA результаты, полученные в статье, приобретают особую актуальность. На основе проведенного анализа авторами предлагаются рекомендации по решению выявленной проблемы.
Библиографические ссылки
PISA 2022 results: Factsheets – Kazakhstan © OECD 2023 [Electronic resource]. URL: https://www.oecd.org/en/publications/pisa-results-2022-volume-iii-factsheets_041a90f1-en/kazakhstan_16e58b46-en.html (date of access: 21.03.2024)
Reynolds K.A., Wry E., Mullis I.V.S., von Davier M. PIRLS 2021 Encyclopedia: Education Policy and Curriculum in Reading. – 2022. [Electronic resource]. URL: https://pirls2021.org/encyclopedia (date of access: 10.02.2024)
Кибрик А.А. Мультимодальная лингвистика // Когнитивные исследования: сборник научных трудов / под ред. Ю.И. Александрова, В.Д. Соловьева. – М.: Институт психологии РАН, 2010. – № 4. – С. 135–152.
Cazden C., Cope B., Fairclough N., Gee J. et al. A pedagogy of multiliteracies: Designing social futures // Harvard Educational Review. – 1996. – №66, 1. – P. 60–92.
Multiliteracies: Literacy Learning and the Design of Social Futures / Edited by Kalantzis M., Cope B. – London: Routledge, 2000. – 288 p. 6. Cope B., Kalantzis M. “Multiliteracies”: New literacies, new learning // Framing languages and literacies. – Routledge, 2013. – С. 105–135.
Жаппаркулова К.Н., Туймебаев Ж.К., Джолдасбекова Б.У. Лингводидактический потенциал семиотически неоднородных текстов в обучении русскому языку школьников Казахстана // Русистика. – 2022. – Т. 20. – №4. – С. 500–514. http://doi.org/10.22363/2618-8163-2022-20-4-500-514
Саметова Ф.Т. К вопросу о повышении качества школьного учебника // Проблемы и перспективы образования. – 2020. – №2. – С. 91–97. https://doi.org/10.51889/2020-2.2077-6861.12
Сагындыкова Г., Мынбаева А.К. История учебника и методическая система преподавания предмета: анализ связей и влияния // Наука и жизнь Казахстана. – 2019. – №11/2. – С. 186–190.
Кусаинов А.К. Теория создания и оценки учебника. – Алматы: АПН, 2021. – 152 с.
Қоңыратбай Т.Ә., Өмірбаева Г.Ш., Мұстапаева Т.К. Мектептегі «Музыка» оқулықтарын жетілдіру мүмкіндіктері // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2023. – №4(130). – Б. 187–197. https://doi.org/10.47526/2023-4/2664-0686.16
Клокова Е.В., Белозёрова О.И., Ибраева Т.И. и др. Русский язык. Учебник для 5-го класса общеобразоват. шк. Часть 1, 2. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2018. – 128 с.
Сабитова З.К., Скляренко К.С. Русский язык. Учебник для 5-го класса общеобразоват. шк. в 2 частях. – Часть 1. – Алматы: Мектеп, 2018. – 177 с.
Государственный общеобязательный стандарт общего среднего образования. Приложение 4 к приказу Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года №348 [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029031#z530 (дата обращения: 8.02.2024)
Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка, событие, факт. – М.: Наука, 1988. – 340 с.
Матвеева А.А. Взаимодействие категории «свой – чужой» и категории оценки // Вестник Башкирского университета. – 2007. – Т. 12, №3. – С. 74–77.
Кусаинов А.К. К проблеме разработки современных учебников // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика. – 2021. – №1. – С. 102–107.
Каирова М.К., Овчинникова А.В. Рабочая тетрадь как способ организации изучения творчества П. Васильева на факультативных занятиях по литературному краеведению // Язык и литература: теория и практика. – 2024. – №1. – С. 73–81. https://orcid.org/0000-0001-7793-6083
Акошева М. Невербальные средства коммуникации – возможные причины неадекватной интерпретации речи // Язык и литература: теория и практика. – 2023. – №1. – 6–13.
REFERENCES
PISA 2022 results: Factsheets – Kazakhstan © OECD 2023 [Electronic resource]. URL: https://www.oecd.org/en/publications/pisa-results-2022-volume-iii-factsheets_041a90f1-en/kazakhstan_16e58b46-en.html (date of access: 21.03.2024)
Reynolds K.A., Wry E., Mullis I.V.S., von Davier M. PIRLS 2021 Encyclopedia: Education Policy and Curriculum in Reading. – 2022. [Electronic resource]. URL: https://pirls2021.org/encyclopedia (date of access: 10.02.2024)
Kibrik A.A. Multimodalnaia lingvistika [Multimodal linguistics] // Kognitivnye issledovania: sbornik nauchnyh trudov / pod red. Iu.I. Aleksandrova, V.D. Solovieva. – M.: Institut psihologii RAN, 2010. – №4. – S. 135–152. [in Russian]
Cazden C., Cope B., Fairclough N., Gee J. et al. A pedagogy of multiliteracies: Designing social futures // Harvard Educational Review. – 1996. – №66, 1. – P. 60–92.
Multiliteracies: Literacy Learning and the Design of Social Futures / Edited by Kalantzis M., Cope B. – London: Routledge, 2000. – 288 p.
Cope B., Kalantzis M. “Multiliteracies”: New literacies, new learning // Framing languages and literacies. – Routledge, 2013. – S. 105–135.
Japparkulova K.N., Tuimebaev J.K., Djoldasbekova B.U. Lingvodidakticheskiy potencial semioticheski neodnorodnyh tekstov v obuchenii russkomu iazyku shkolnikov Kazahstana [The linguistic potential of semiotic heterogeneous texts in teaching Russian to schoolchildren in Kazakhstan] // Rusistika. – 2022. – T. 20. – №4. – S. 500–514. http://doi.org/10.22363/2618-8163-2022-20-4-500-514 [in Russian]
Sametova F.T. K voprosu o povyshenii kachestva shkolnogo uchebnika [On the issue of improving the quality of a school textbook] // Problemy i perspektivy obrazovania. – 2020. – №2. – S. 91–97. https://doi.org/10.51889/2020-2.2077-6861.12 [in Russian]
Sagyndykova G., Mynbaeva A.K. Istoria uchebnika i metodicheskaia sistema prepodavania predmeta: analiz sviazei i vliiania [History textbooks and the methodological system of teaching the subject: analysis of connections and influence] // Nauka i jizn Kazahstana. – 2019. – №11/2. – S. 186–190. [in Russian]
Kusainov A.K. Teoria sozdania i ocenki uchebnika [Theory of textbook creation and evaluation]. – Almaty: APN, 2021. – 152 s. [in Russian]
Qonyratbai T.A., Omіrbaeva G.Sh., Mustapaeva T.K. Mekteptegі «Muzyka» oqulyqtaryn jetіldіru mumkіndіkterі [The possibilities of improving the school textbook on “Music”] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2023. – №4(130). – B. 187–197. https://doi.org/10.47526/2023-4/2664-0686.16[ in Kazakh]
Klokova E.V., Beloziorova O.I., Ibraeva T.I. i dr. Russkiy iazyk. Uchebnik dlia 5-go klassa obsheobrazovat. shk. [Russian language. Textbook for the 5th grade of a secondary school]. Chast 1, 2. – Astana: AOO «Nazarbaev Intellektualnye shkoly», 2018. – 128 s. [in Russian]
Sabitova Z.K., Skliarenko K.S. Russkiy iazyk. Uchebnik dlia 5-go klassa obsheobrazovat. shk. v 2 chastiah [Russian language. Textbook for the 5th grade of a secondary school in 2 parts]. – Chast 1. – Almaty: Mektep, 2018. – 177 s. [in Russian]
Gosudarstvennyi obsheobiazatelnyi standart obshego srednego obrazovania [State Mandatory Standard of General Secondary Education]. Prilojenie 4 k prikazu Ministra prosveshenia Respubliki Kazahstan ot 3 avgusta 2022 goda №348. [Electronic resource]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029031#z530 (date of access: 8.02.2024) [in Russian]
Arutiunova N.D. Tipy iazykovyh znacheniy. Ocenka, sobytie, fakt [Types of language values. Assessment, event, fact]. – M.: Nauka, 1988. – 340 s. [in Russian]
Matveeva A.A. Vzaimodeistvie kategorii «svoi – chujoi» i kategorii ocenki [Interaction of the “friend-foe” category and the evaluation category] // Vestnik Bashkirskogo universiteta. – 2007. – T. 12, №3. – S. 74–77. [in Russian]
Kusainov A.K. K probleme razrabotki sovremennyh uchebnikov [On the problem of developing modern textbooks] // Jurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Jurnalistika. Pedagogika. – 2021. – №1. – S. 102–107. [in Russian]
Kairova M.K., Ovchinnikova A.V. Rabochaia tetrad kak sposob organizacii izuchenia tvorchestva P. Vasilieva na fakultativnyh zaniatiiah po literaturnomu kraevedeniu [Workbook as a way to organize the study of P. Vasiliev's work in optional classes on literary local lore] // Iazyk i literatura: teoria i praktika. – 2024. – №1. – S. 73–81. https://orcid.org/0000-0001-7793-6083 [in Russian]
Akosheva M. Neverbalnye sredstva kommunikacii – vozmojnye prichiny neadekvatnoi interpretacii rechi [Language and literature: theory and practice] // Iazyk i literatura: teoria i praktika. – 2023. – №1. – 6–13. [in Russian]