РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ У УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
113 201
Ключевые слова:
математическая интуиция, логика, математика, ученик, процесс обучения.Аннотация
Авторы в статье рассматривают актуальную на сегодняшний день проблему развития математической интуиции и логики у учащихся в процессе обучения в школе. Данная проблема мало изучена в Казахстане и требует дальнейших исследований в данной области. В статье обобщен анализ литературы по вопросу развития математической интуиции и логики у учащихся, основное содержание исследования составляет проведение констатирующего эксперимента по выявлению интуиции и логики у учащихся в процессе решения задач и предоставление качественных результатов. В результате данного исследования было получено, что большая часть учащихся не владеет навыками математической интуиции и логики в процессе решения задач. Сделан вывод о необходимости введения дополнительного материала, в виде нестандартных задач по математике для развития интуитивного и логического мышления у учащихся, что будет способствовать повышению результативности обучения и вовлечению всех учащихся в процесс обучения. Авторы дают практические рекомендации учителям для развития логического и интуитивного мышления у учащихся на уроках. Данная статья и результаты исследования будут интересны учителям общеобразовательных школ, молодым ученым, методистам школ.
Библиографические ссылки
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Yohanes R.S. Pengembangan Model Pembelajaran Matematika untuk Mengaktifkan Otak Kanan Unpublished Disertation. – Surabaya: UNESA, 2007. – 108 h.
Маликов Т.С. Соотношение интуиции и логики в математике и ее обучении: монография. –Алматы: НИЦ «Гылым», 2002. – 166 с. 3. Fischbein E. The Interaction between The Formal, The Algorithmic and The Intuitive Components in A Mathematical Activity. In R.Biehler, R.W. Scholz, R. Straser, & B. Winkelmann (Eds.). In the book: Didactics of Mathematics as a Scientific Discipline. – Dordrecht: Kluwer Academic, 1994. – S. 231–245.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. – М.: Изд-во «Лабиринт», 2000. – 368 c.
Войтов А.Г. Самоучитель мышления. – 2-е изд. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2001. – 408 с.
Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л. и др. Методика преподавания математики. – М.: Просвещение, 2018. – 480 с.
Сефибеков С.Р. Учитель, умей направлять ученика // Математика в школе. – 1991. – №5. – С. 50–52.
Слепкань З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике: метод. пособие. – К.: Рад. школа, 2018. – 192 с.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 2019. – 77 c.
Битянова М.Р., Азарова Ж.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 238 с.
Дворяткина С.Н., Щербатых С.В. Роль системы дополнительного профессионального образования в развитии нового стиля мышления современного специалиста (на примере переподготовки учителя математики) // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2019. – №3 (47). – С. 76–88.
Евдокимова И. С., Шатохина А. А. Развитие математической интуиции учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2021–2025.
REFERENCES
Yohanes R.S. Pengembangan Model Pembelajaran Matematika untuk Mengaktifkan Otak Kanan Unpublished Disertation [Development of mathematical learning Model to activate the right brain Unpublished dissertation]. – Surabaya: UNESA, 2007. – 108 h. [in Indonesian]
Malikov T.S. Sootnoshenie intuicii i logiki v matematike i ee obuchenii: monografiia [The relationship of intuition and logic in mathematics and its teaching: monograph]. – Almaty: NIC «Gylym», 2002. – 166 s. [in Russian]
Fischbein E. The Interaction between The Formal, The Algorithmic and The Intuitive Components in A Mathematical Activity. In R.Biehler, R.W. Scholz, R. Straser, & B. Winkelmann (Eds.). In the book: Didactics of Mathematics as a Scientific Discipline. – Dordrecht: Kluwer Academic, 1994. – S. 231–245.
Vygotski L.S. Myshlenie i rech. Psihika, soznanie, bessoznatelnoe [Thinking and speech. Psyche, consciousness, unconscious]. – M.: Izd-vo «Labirint», 2000. – 368 c. [in Russian]
Voitov A.G. Samouchitel myshleniia [A self-help guide to thinking]. – 2-e izd. – M.: Informacionno-vnedrencheski centr «Marketing», 2000. – 368 s. [in Russian]
Koliagin Ju.M., Lukankin G.L. i dr. Metodika prepodavaniia matematiki [Methods of teaching mathematics]. – M.: Prosveshenie, 2018. – 408 s. [in Russian]
Sefibekov S.R. Uchitel, umei napravliat uchenika [Teacher, be able to guide the pupil] // Matematika v shkole. – 2020. – №5. – S. 50–52. [in Russian]
Slepkan Z.I. Psihologo-pedagogicheskie osnovy obucheniia matematike: metod. posobie. – K.: Rad. shkola, 2018. – 192 s. [in Russian]
Shukina G.I. Aktivizaciia poznavatelnoi deiatelnosti uchashihsia v uchebnom processe [Activation of cognitive activity of students in the educational process]. – M.: Prosveshenie, 2019. – 77 c. [in Russian]
Bitianova M.R., Azarova Zh.V., Afanasieva E.I., Vasilieva N.L. Rabota psihologa v shkole [The work of a psychologist at school]. – M.: Sovershenstvo, 1998. – 238 s. [in Russian]
Dvoriatkina S.N., Sherbatyh S.V. Rol sistemy dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniia v razvitii novogo stilia myshleniia sovremennogo specialista (na primere perepodgotovki uchitelia matematiki) // Psihologija obrazovaniia v polikulturnom prostranstve [The role of the system of additional professional education in the development of a new style of thinking of a modern specialist (on the example of retraining a mathematics teacher)]. – 2019. – №3 (47). – S. 76–88. [in Russian]
Evdokimova I.S., Shatohina A.A. Razvitie matematicheskoi intuicii uchashihsia [Development of students' mathematical intuition] // Nauchno-metodicheski elektronnyi jurnal «Koncept». – 2017. – T. 39. – S. 2021–2025. [in Russian]