Формирование инновационного STEM-образования
1007 643
Ключевые слова:
STEM, робот, конструктор Lego WeDo, конструктор HUNAROBO, инновационный подход, технология STREAM.Аннотация
Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы по формированию нового направления инновационного STEM-образования. Целью исследования является анализ сущности и содержания STEM-образования, выявление основных проблем и
противоречий, определение основных подходов к его развитию. Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических методов, соответствующих предмету исследования и поставленной цели. Теоретико-методологической основой исследования послужили системный компетентностный и личностно-деятельностный подходы. Показан ряд существенных проблем и противоречий в реализации STEM-образования, например,
традиционная система образования не в полной мере отвечает требованиям и запросам обучения и подготовки рабочей силы XXI века; трудности при изучении дисциплин методом STEM; низкий уровень успеваемости в дисциплинах физико-математического профиля, а также отсутствие способности решать конкретные дисциплины.
В статье особо отмечена сложность и многогранность STEM-образования, в результате чего разрабатываются различные программы по типу, направлению и уровню сложности для
решения проблем, связанных с отсутствием STEM-грамотности. Дана краткая характеристика основных подходов к разработке данных программ, обозначены основные факторы реформирования STEM-ориентированного образования. Отмечены все ведущие
страны мира.
Библиографические ссылки
ПАЙДАЛАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ
Доклад всемирного экономического форума. [Электронный ресурс]. URL: http://reports.weforum.org/global-risks-2019/chapter-one/  (дата обращения 15.05.2019)
Аверин С.А., Маркова В.А. STEM-технологии в образовании: мода или реальность? // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / редактор-составитель А.И. Савенков. – М., 2017. – С. 193–202.
Бухинская Л.В. STEM в программе двенадцатилетнего обучения в Соединенных Штатах Америки // European research. – 2016. – №2 (13). – С. 99–101.
Репин А.О. Актуальность STEM-образования в России как приоритетного направления государственной политики // Научная идея. – 2017. – №1 (1). – С. 76–82.
Стрижак А.Е., Слипухина И.А., Полихун Н.И., Чернецкий И.С. STEM-образование: ключевые дефениции // Информационные технологии и средства обучения. – 2017. Т. 62. – №6. – С. 16–33.
Чемеков В.Н., Крылов Д.А. STEM – новый подход к инженерному образованию // Вестник Марийского государственного университета. – 2015. – №12. – С. 59–64.
Сейтвелиева С.Н. STEM-образование // Новые компьютерные технологии. – 2016. –№1 (8). – С. 96–97.
Ногайбаева Г., Жумажанова С. Развитие STEM-образования в мире и Казахстане // Образовательная страна. – 2016. – №20 (57). – С. 34–46.
Breiner J., Harkness S., Johnson C., Koehler C. What Is STEM? A Discussion About Conceptions of STEM in Education and Partnerships // School Science and Mathematics. – 2012. Volume112, Issue1. – P. 3–11. doi: 10.1111/j.1949-8594.2011.00109
Бурзалова Т.В. Учебно-исследовательская деятельность учащихся профильных математических классов как важный фактор воспитания // Вестник Брянского Государственного университета. – 2012. – №15. – С. 24–27.
Нурова Р.Ж. STEM-оқытудың жаңа әдістемесі және әлемдік білім берудің басты тренді // «IT технология және STEM оқытудың маңызы» аймақтық ғылыми-тәжірибелік конференция жинағы. – Атырау, 2021. – Б. 20–21.
REFERENCES
Doklad vsemirnogo ekonomicheskogo foruma [Report of the World Economic Forum]. [Elektronnyш resurs]. URL: http://reports.weforum.org/global-risks-2019/chapter-one/  (data obrasheniia 15.05.2019) [in Russian]
Averin S.A., Markova V.A. STEM-tehnologii v obrazovanii: moda ili realnost'? [Stem-technologies in education: fashion or reality] // Rebenok v sovremennom obrazovatelnom prostranstve megapolisa. Materialy IV Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferencii / redaktor-sostavitel A.I. Savenkov. – M., 2017. – S. 193–202. [in Russian]
Buhinskaia L.V. STEM v programme dvenadcatiletnego obucheniia v Soedinennyh Shtatah Ameriki [STEM in the twelve-year study program in the United States of America] // European research. – 2016. – №2 (13). – S. 99–101. [in Russian]
Repin A.O. Aktualnost STEM-obrazovaniia v Rossii kak prioritetnogo napravleniia gosudarstvennoj politiki [STEM education Relevance in Russia as a priority direction of state policy] // Nauchnaia ideia. – 2017. – №1 (1). – S. 76–82. [in Russian]
Strizhak A.E., Slipuhina I.A., Polihun N.I., Cherneckii I.S. STEM-obrazovanie: kliuchevye defenicii [STEM-education: key definitions] // Informacionnye tehnologii i sredstva obucheniia. – 2017. T. 62. – №6. – S. 16–33. [in Russian]
Chemekov V.N., Krylov D.A. STEM – novyi podhod k injenernomu obrazovaniiu [STEM – a new approach to engineering education] // Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2015. – №12. – S. 59–64. [in Russian]
Seitvelieva S.N. STEM-obrazovanie [STEM-education] // Novye kompiuternye tehnologii. – 2016. –№1 (8). – S. 96–97. [in Russian]
Nogaibaeva G., Jumajanova S. Razvitie STEM-obrazovaniia v mire i Kazahstane [Development of STEM education in the world and Kazakhstan] // Obrazovatelnaia strana. – 2016. – №20 (57). – S. 34–46. [in Russian]
Breiner J., Harkness S., Johnson C., Koehler C. What Is STEM? A Discussion About Conceptions of STEM in Education and Partnerships // School Science and Mathematics. – 2012. Volume112, Issue1. – P. 3–11. doi: 10.1111/j.1949-8594.2011.00109
Burzalova T.V. Uchebno-issledovatelskaia deiatelnost uchashihsia profilnyh matematicheskih klassov kak vajnyi faktor vospitaniia [Educational and research activity of students of specialized mathematical classes as an important factor of education] // Vestnik Brianskogo Gosudarstvennogo universiteta. – 2012. – №15. – S. 24–27. [in Russian]
Nurova R.J. STEM-oqytudyn jana adіstemesі jane alemdіk bіlіm berudіn basty trendі [New methods of STEM teaching and the main trend of World Education] // «IT tehnologiia jane STEM oqytudyn manyzy» aimaqtyq gylymi-tajіribelіk konferencija jinagy. – Atyrau, 2021. – B. 20–21. [in Kazakh]