Педагогические основы обучения студентов методике проведения научно-исследовательской работы (на примере предмета зоология)
157 311
Ключевые слова:
навыки научного исследования, технология организации исследовательской деятельности, исследовательская компетентность, метод СOOPERATIVE LEARNING, студенты-биологи, класс рыб, класс земноводных.Аннотация
Подготовка современных педагогов в вузе через адаптацию будущих
биологов к научно-практической деятельности, самосовершенствованию, интеграции образования и науки, вовлеченности в познавательную и исследовательскую деятельность
является современным требованием.
В данной статье представлены результаты научно-педагогического исследования, отражающие организацию исследовательской деятельности студентов-биологов и этапы исследования, роль метода СOOPERATIVE LEARNING в развитии научно- исследовательских навыков.
При проведении исследования по теме использовались эмпирические, статистические методы, научно-лабораторные методы и педагогические практики объекта исследования, карта самооценки.
В результате исследования научно-исследовательская работа позволила развить мышление студентов, проводить научные исследования, представить новые мысли. С помощью метода СOOPERATIVE LEARNING студенты анализировали, редактировали, обобщали и систематизировали научную информацию, решали определенную проблему. Таким образом, развивались исследовательские, личностные, познавательные способности студентов. В результате научных исследований установлено значение выполнения студентами-биологами лабораторных научно-исследовательских работ при выполнении лабораторных практикумов. Лабораторная практика по дисциплине зоология позвоночных на тему «Внутреннее строение костной рыбы и земноводных» была представлена студентам и сформировала навыки исследования.
Результаты научных исследований могут быть использованы в качестве методических указаний при освоении студентами научно-исследовательской работы по дисциплине зоология позвоночных.
Библиографические ссылки
ПАЙДАЛАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ
Amantayeva A., Karbayeva S., Childibayev Z., Turlybekova G., Issayev G., Stankevich P. Forming environmental competence in future biology teachers through project tasks // Cypriot Journal of Educational Sciences. – 2022. – №17(2). – P. 664–675.
Унгарбаева Г.Р. Білім алушылардың зерттеушілік құзыреттілігін биологиядан лабораториялық практикумдарда қалыптастыру технологиялары // ҚазҰлтҚызПУ Хабаршысы. – 2020. – №2(82). – Б. 15–24. 3. Hanauer D., Nicholes J., Liao F., Beasley A., Henter H. Short-Term Research Experience in the Traditional Lab: Qualitative and Quantitative Data on Outcomes // CBE Life Sciences Education. – 2018. – №17(4). – P. 64–75. 4. Abishova G., Andreeva N., Issayev G., Issayev A., Mynbayeva В. The application problem of project-based learning technology in higher education of Kazakhstan // EurAsian Journal of BioSciences. – 2020. – №14. – P. 781–789.
Барсай Б.Т. Болашақ мұғалімнің кәсіби құзыреттілігін университеттік білім беру жүйесінде қалыптастыру: монография. – Атырау: «Атырау-Ақпарат» ЖШС, 2016. – 325 б.
Сатбекова А.А. Қазақ тілін оқыту әдістемесі және жобалау технологиясы: Оқу құралы. – Алматы: Қыздар университеті, 2013. – 210 б.
Абдиева Ш.Д. Жобалау әдісін қолдану арқылы студенттердің тіл үйренуге деген белсенділігі мен қызығушылығын арттыру // Қазақ тілі мен әдебиеті. – 2010. – №3. – Б. 39–43.
Сыздыкбаева А.Д., Хан Н.Н. Исследовательская компетентность будущего учителя начальных классов // Вестник ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. – 2015. – № 3(106). – C. 335–340.
Дәулетбекова Ж.Т. Жалпы білім беретін орта мектептерде қазақ тілінен сөз мәдениетін оқытудың ғылыми-әдістемелік негіздері: пед. ғыл. канд. ... дисс. – Алматы: ҚазҰПУ, 2008. – 290 б.
Дуйсебекова А.М., Серікбай Ж.Қ. Жоба әдісін биология курсында қолданудың зерттеушілік дағдыны қалыптастырудағы тиімділігі // ҚазҰлтҚызПУ Хабаршысы. – 2020. – №1(81). – Б. 8–13.
Salybekova N., Issayev G., Abdrassulova Z., Bostanova A., Dairabaev R. Erdenov M. Pupils’ research skills development through project-based learning in biology // Cypriot Journal of Educational Science. – 2021. – №16(3). – P. 1106–1121.
Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: учебное пособие для педагогических специальностей высших учебных заведений. – М.: Просвещение, 1990. – 141 с.
REFERENCES
Amantayeva A., Karbayeva S., Childibayev Z., Turlybekova G., Issayev G., Stankevich P. Forming environmental competence in future biology teachers through project tasks // Cypriot Journal of Educational Sciences. – 2022. – №17(2). – P. 664–675.
Ungarbaeva G.R. Bilim alyshylardyn zertteushilik quzyrettiligin biologiadan laboratorialyq praktikymdarda qalyptastyry tehnologialary [Technologies for the formation of research competencies
ЯСАУИ УНИВЕРСИТЕТІНІҢ ХАБАРШЫСЫ, №3 (125), 2022
ISSN-p 2306-7365
ISSN-e 2664-0686
of students in laboratory workshops in biology] // QazUltQyzPU Habarshysy. –2020. – №2(82). – B. 15–24. [in Kazakh] 3. Hanauer D., Nicholes J., Liao F., Beasley A., Henter H. Short-Term Research Experience in the Traditional Lab: Qualitative and Quantitative Data on Outcomes // CBE Life Sciences Education. – 2018. – №17(4). – P. 64–75. 4. Abishova G., Andreeva N., Issayev G., Issayev A., Mynbayeva В. The application problem of project-based learning technology in higher education of Kazakhstan // EurAsian Journal of BioSciences. – 2020. – №14. – P. 781–789.
Barsai B.T. Bolashaq mugalimnin kasibi quzyrettiligin universitettik bilim beru juiesinde qalyptastyru: monografia [Formation of professional competencies of a future teacher in the system of university education: monograph]. – Atyray: «Atyray-Aqparat» JShS, 2016. – 325 b. [in Kazakh]
Satbekova A.A. Qazaq tilin oqyty adistemesi jane jobalay tehnologiasy: Oqu quraly [Methodology of teaching the Kazakh language and design technology: a textbook]. – Almaty: Qyzdar yniversiteti, 2013. – 210 b. [in Kazakh]
Abdieva Sh.D. Jobalaу аdisin qoldanu arqyly stуdentterdin til uirenуge degen belsendiligi men qyzygushylygyn arttyrу [Increasing the activity and interest of students in language learning through the use of the design method] // Qazaq tili men adebieti. – 2010. – №3. – B. 39–43. [in Kazakh]
Sizdikbaeva A.D., Han N.N. Issledovatelskaya kompetentnost budushego uchitelia nachalnyh klassov [Research competence of the future primary school teacher] // Vestnik ENU im. L.N. Gumileva. – 2015. – № 3(106). – S. 335–340. [in Russian]
Dayletbekova J.T. Jalpy bilim beretin orta mektepterde qazaq tilinen soz madenietin oqytudyn gylymi-adistemelik negizderi:. ped. gyl. kand. ... diss. [Scientific and methodological foundations of teaching the culture of words in the Kazakh language in general education secondary schools: dissertation]. – Almaty: QazUPU, 2008. – 290 b. [in Kazakh]
Duisebekova A.M., Serikbai J.Q. Joba adisin biologia kursynda qoldanudyn zertteushilik dagdyny qalyptastyrudagy tiimdiligi [The effectiveness of using the project method in the biology course in the formation of research skills] // QazUltQyzPU Habarshysy. – 2020. – №1(81). – B. 8–13. [in Kazakh]
Salybekova N., Issayev G., Abdrassulova Z., Bostanova A., Dairabaev R. Erdenov M. Pupils’ research skills development through project-based learning in biology. // Cypriot Journal of Educational Science. – 2021. – №16(3). – P. 1106–1121.
Abdullina O.A. Obshepedagogicheskaia podgotovka uchitelia v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniia [General pedagogical teacher training in the system of higher pedagogical education]: Uchebnoe posobie dlia pedagogicheskih specialnostei vysshih uchebnyh zavedenii. – M.: Prosveshenie, 1990. – 141 s. [in Russian]