Лексикографическая система: типы и методы создания учебных словарей
4 11
Ключевые слова:
изучение казахского языка, ассоциативный учебный словарь, межкультурная компетенция, коммуникативные навыки, сравнительно-сопоставительный метод, словарный запас.Аннотация
Сегодня методологическая наука занимается не только созданием учебно-методических комплексов для обучения языку, но и поднимает вопрос создания учебных словарей. Учебный словарь – лексикографическое производное, используемое как средство общения и языковое общение, поэтому особое место в обучении казахскому языку как родственному языку занимают учебные словари. Учебные словари способствуют расширению словарного запаса, правильному владению грамматическими структурами и свободной речи в языковой среде, формируя коммуникативные навыки.
В статье рассматриваются виды учебных словарей и основные принципы их составления, предлагаются научно-методические подходы к разработке учебного словаря. Методические подходы, направленные на формирование межкультурной компетентности изучающего язык в процессе обучения казахскому языку как родственному, характеризуются сопоставлением на четырех языках (казахском, кыргызском, турецком, узбекском). Эти подходы нашли особое отражение в языковом ассоциативном учебном словаре. Поскольку темы в структуре учебного словаря являются источниками страноведческой и культурно-познавательной информации, предусматриваются цели привития изучающим язык понимания и восприятия сходств и различий в культуре тюркоязычных стран, изучения языковых материалов через когнитивно-прагматические и сравнительно-сопоставительные методы.
Библиографические ссылки
ПАЙДАЛАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ
Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного / Сост. Л.В. Московник, А.Н. Щукин. – М.: «Русск. Яз. Курсы», 2010. – 552 с. 2. Петрикова А., Куприна Т., Галло Я. Основы межкультурной дидактики. – М.: «Русск. Яз. Курсы», 2015. – 376 с.
Қадашева Қ., Омарова С.Қ., Асанова У.О. Ассоциативтік өріс және Ортақ сөздер оқу сөздігі, А1-А2 деңгейлері (туыс тіл ретінде оқыту): оқу-әдістемелік кешен. –Түркістан: Тұран, 2023. – 149 б.
Қадашева Қ., Асанова У.О., Ашикбаева Б.С. Қазақ тілін туыс тіл ретінде оқыту әдістемесі (түркі тілдерінде сөйлейтіндер үшін). – Алматы: Кантана-пресс, 2012. – 400 б.
Қалиев Б.Қ. Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі. 2-том. – Алматы: Керемет медиа, 2023. – 496 б.
Малбақов М. Қазақ тілі түсіндірме сөздігінің құрылымдық негіздері. – Алматы: Ғылым, 2003. – 368 б.
Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового). – М.: «Издательство Российского университета дружбы народов», 2010. – 187 с.
Жалпы білім берудегі қазақ тілінің жиілік сөздігі / Жалпы редак. басқ.: Қажыбек Е.З., Фазылжанова А.М. – Алматы: Дәуір, 2016. – 1472 б. 9. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке: учебное пособие. – М.: Икар, 2011. – 454 с. 10. Кадашева К., Омарова С.К., Асанова У.О. Изучение близкородственных языков: особенности составления учебного комплекса // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2016. – №3. – С. 194–202. 11. Байниязова Ж.Т. Қазақ лексикографиясы: біртілді оқу сөздігін түзудің ғылыми негіздері: филол. ғыл. канд. ... автореф. – Алматы, 2008. – 32 б. REFERENCES 1. Hrestomatia po metodike prepodavania russkogo iazyka kak inostrannogo [A textbook on the methodology of teaching Russian as a foreign language] / Sost. L.V. Moskovnik, A.N. Shhukin. – M.: «Russk. Iaz. Kursy», 2010. – 552 s. 2. Petrikova A., Kuprina T., Gallo Ia. Osnovy mezhkulturnoi didaktiki [Fundamentals of intercultural didactics]. – M.: «Russk. Iaz. Kursy», 2015. – 376 s. [in Russian] 3. Qadasheva Q., Omarova S.Q., Asanova U.O. Associativtіk orіs zhane Ortaq sozder oqu sozdіgі, A1-A2 dengeilerі (tuys tіl retіnde oqytu): oqu-adіstemelіk keshen [Associative field and common words educational dictionary, levels A1-A2 (teaching as a related language): educational and methodological complex]. –Turkіstan: Turan, 2023. – 149 b. [in Kazakh] 4. Qadasheva Q., Asanova U.O., Ashikbaeva B.S. Qazaq tіlіn tuys tіl retіnde oqytu adіstemesі (turkі tіlderіnde soileitіnder ushіn) [Methods of teaching Kazakh as a related language (for speakers of Turkic languages)]. – Almaty: Kantana-press, 2012. – 400 b. [in Kazakh] 5. Qaliev B.Q. Qazaq tіlіnіn tusіndіrme sozdіgі. 2-tom [Explanatory Dictionary of the Kazakh language. Volume 2]. – Almaty: Keremet media, 2023. – 496 b. 6. Malbaqov M. Qazaq tіlі tusіndіrme sozdіgіnіn qurylymdyq negіzderі [Structural basis of the Explanatory Dictionary of the Kazakh language]. – Almaty: Qylym, 2003. – 368 b. [in Kazakh] 7. Balyhina T.M. Metodika prepodavania russkogo iazyka kak nerodnogo (novogo) [Методика преподавания русского языка как неродного (нового)]. – M.: «Izdatelstvo Rossiyskogo universiteta druzhby narodov», 2010. – 187 s. [in Russian] 8. Zhalpy bіlіm berudegі qazaq tіlіnіn zhiіlіk sozdіgі [Frequency Dictionary of the Kazakh language in general education] / Zhalpy redak. basq.: Qazhybek E.Z., Fazylzhanova A.M. – Almaty: Dauіr, 2016. – 1472 b. [in Kazakh] 9. Shukin A.N. Metodika obuchenia rechevomu obsheniu na inostrannom iazyke: uch. Posobie [Methods of teaching speech communication in a foreign language: a textbook]. – M.: Ikar, 2011. – 454 s. [in Russian] 10. Kadasheva K., Omarova S.K., Asanova U.O. Izuchenie blizkorodstvennyh iazykov: osobennosti sostavlenia uchebnogo kompleksa [Learning closely related languages: features of the educational complex] // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. – 2016. – №3. – S. 194–202. [in Russian] 11. Bainiazova Zh.T. Qazaq leksikografiasy: bіrtіldі oqu sozdіgіn tuzudіn gylymi negіzderі: filol. gyl. kand. ... avtoref. [Kazakh lexicography: scientific basis for the formation of a monolingual educational dictionary: abstract.]. – Almaty, 2008. – 32 b. [in Kazakh]