Процесс профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов на основе казахских этнопсихологических особенностей и этнопедагогических традиций

16 16

Авторы

  • С. Жузеев Кызылординский университет имени Коркыт Ата
  • А.К. Мошкалов Казахский национальный педагогический университет имени Абая
  • М. Жайлауова Кызылординский университет имени Коркыт Ата

Ключевые слова:

начальные классы, учителя начальных классов, казахские этнопсихологические особенности, этнопедагогические традиции, педагогический опыт.

Аннотация

Каждое государство и народ, воспитывая своё будущее поколение, должны опираться на национальные духовные ценности, традиции и основные принципы национального воспитания. Основы национального образования и воспитания закладываются в начальной школе. Поэтому учителя начальных классов — это профессионалы, которые обучают только что переступивших порог школы учеников важным жизненным факторам и правилам поведения в обществе. В современном обществе от этих специалистов требуется глубокое педагогическое и психологическое знание, а также профессиональное мастерство, так как решение ключевых задач начального образования является актуальной проблемой. Актуальность исследования заключается в описании теоретического и практического процесса подготовки будущих учителей в соответствии с требованиями современной начальной школы. В области педагогических наук процесс развития ключевых компетенций и образовательных результатов, необходимых для учителей начальных классов, имеет решающее значение в национальной образовательной системе. В этой связи в статье предлагается методика эффективной организации процесса профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов, основанная на этнопсихологических особенностях и этнопедагогических традициях казахского народа.

Статья имеет теоретическую и практическую значимость. Опыт подготовки будущих учителей начальных классов, основанный на казахских этнопсихологических особенностях и этнопедагогических традициях, можно использовать в преподавании таких дисциплин, как теория и методика педагогики и воспитательной работы. В ходе исследования на основе содержательного анализа практических и экспериментальных работ были разработаны рекомендации по профессиональной подготовке будущих учителей. Результаты исследования могут быть использованы в образовательных программах по педагогике и методике начального обучения в качестве модели подготовки будущих учителей, основанной на этнопсихологических особенностях и этнопедагогических традициях казахского народа.

Библиографические ссылки

Можаева О.И., Шилибекова А.С., Зиеденова Д.Б. Негізгі және жалпы орта мектеп мұғалімдеріне арналған критериалды бағалау бойынша нұсқаулық: Оқу-әдістемелік құрал. – Астана: «Назарбаев Зияткерлік мектептері», 2016. – 54 б.

Еркінбаев Ұ.О., Исаева Ж.И., Жорабай Т.С. Ұлттық құндылықтардың орта білім мазмұнында берілу аспектілері (қазақ тілі мен әдебиеті пәні негізінде) // Ясауи университетінің хабаршысы. –2021. – №1(119). – Б. 162–171.

Uzakbaeva S.A., Zholdasbekova S. The main problems of system's modernization of vocational training of pedagogical shots in the Republic of Kazakhstan // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2015. – 185. – P. 421–427.

Normurodova N. Model of professional competence of future primary school teachers // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. – 2019. – Vol. 7, №12. – P. 886-889.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с.

Eliseeva I.G., Ersarina A.K. Providing psychological-pedagogical support to children who need special education in schools of general education: Methodical manual. – Almaty: TP NGPO, 2019. – 92 p.

Osova O., Vakaliuk T., Panchenko V., Didkivska S., Kontsedailo V. Formation of future foreign language teachers' linguistic and methodological competency using digital technologies // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Conference on New Trends in Languages, Literature and Social Communications (ICNTLLSC 2021). – 2021. – Vol. 557. – P. 282–290.

Ayapbergenova G.S., Aplashova A.Zh., Bissembayeva N.A., Assenova N.S., Alimova S.Zh. Assessment of the development level of future primary school teachers' special competences at the university // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2021. – №14(9). – P. 1266–1276.

Магауова А.С. Этнопедагогика в системе профессиональной подготовки специалистов. – Алматы: Қазақ университеті, 2020. – 145 с.

Ogienko O., Kobiuk Yu. Organizational and substantive foundations for the training of future primary school teachers at the universities of Australia // The Scientific Heritage. – 2020. – №45. – P. 26–30.

Temirgalinova A. Communicative-ethnopedagogical competence as the main professionally important characteristic of future teachers in the educational process at a polyethnic higher educational institution // Journal of Educational Sciences. – 2022. – Т. 71. – №2. – С. 72–80.

Зимняя И.А. Компетентность и компетентность в контексте компетентностного подхода к обучению // Языковые занятия в школе. – 2012. – №5. – С. 122–129.

Tasova A.B., Umbetova A.K., Shynpeis G.P. Ethno-cultural competence as the basis of professional readiness of a future teacher // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 3 (94). – P. 70–72.

Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. – 2005. – №3. – С. 35–42.

Alawamleh M., Al-Twait L.M., Al-Saht G.R. The effect of online learning on communication between instructors and students during Covid-19 pandemic // Asian Education and Development Studies. – 2020. – Т. 11. – №2. – С. 380–400.

REFERENCES

Mojaeva O.I., Shilibekova A.S., Ziedenova D.B. Negіzgі jane jalpy orta mektep mugalіmderіne arnalgan kriterialdy bagalau boiynsha nusqaulyq: Oqu-adіstemelіk qural [Guidelines for criterion-based assessment for basic and general secondary school teachers: teaching aids]. – Astana: «Nazarbaev Ziatkerlіk mektepterі», 2016. – 54 b. [in Kazakh]

Erkіnbaev U.O., Isaeva J.I., Jorabai T.S. Ulttyq qundylyqtardyn orta bіlіm mazmunynda berіlu aspektіlerі (qazaq tіlі men qdebietі panі negіzіnde) [Aspects of the transfer of national values in the content of Secondary Education (based on the subject of the Kazakh language and literature)] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. –2021. – №1(119). – B. 162–171. [in Kazakh]

Uzakbaeva S.A., Zholdasbekova S. The main problems of system's modernization of vocational training of pedagogical shots in the Republic of Kazakhstan // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2015. – 185. – P. 421–427.

Normurodova N. Model of professional competence of future primary school teachers // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. – 2019. – Vol. 7, №12. – P. 886-889.

Rubinshtein S.L. Osnovy obshei psihologii [Fundamentals of General Psychology]. V 2 t. T. I. – M.: Pedagogika, 1989. – 488 s. [in Russian]

Eliseeva I.G., Ersarina A.K. Providing psychological-pedagogical support to children who need special education in schools of general education: Methodical manual. – Almaty: TP NGPO, 2019. – 92 p.

Osova O., Vakaliuk T., Panchenko V., Didkivska S., Kontsedailo V. Formation of future foreign language teachers' linguistic and methodological competency using digital technologies // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Conference on New Trends in Languages, Literature and Social Communications (ICNTLLSC 2021). – 2021. – Vol. 557. – P. 282–290.

Ayapbergenova G.S., Aplashova A.Zh., Bissembayeva N.A., Assenova N.S., Alimova S.Zh. Assessment of the development level of future primary school teachers' special competences at the university // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2021. – №14(9). – P. 1266–1276.

Magauova A.S. Etnopedagogika v sisteme professionalnoi podgotovki specialistov [Ethnopedagogy in the professional training system]. – Almaty: Qazaq universitetі, 2020. – 145 s. [in Russian]

Ogienko O., Kobiuk Yu. Organizational and substantive foundations for the training of future primary school teachers at the universities of Australia // The Scientific Heritage. – 2020. – №45. – P. 26–30.

Temirgalinova A. Communicative-ethnopedagogical competence as the main professionally important characteristic of future teachers in the educational process at a polyethnic higher educational institution // Journal of Educational Sciences. – 2022. – T. 71. – №2. – S. 72–80.

Zimniaia I.A. Kompetentnost i kompetentnost v kontekste kompetentnostnogo podhoda k obucheniu [Competence and competence in the context of a competency-based approach to learning] // Iazykovye zaniatia v shkole. – 2012. – №5. – S. 122–129. [in Russian]

Tasova A.B., Umbetova A.K., Shynpeis G.P. Ethno-cultural competence as the basis of professional readiness of a future teacher // Mir nauki, kultury, obrazovania. – 2022. – № 3 (94). – P. 70–72.

Poshtareva T.V. Formirovanie etnokulturnoi kompetentnosti [Formation of ethno-cultural competence] // Pedagogika. – 2005. – №3. – S. 35–42. [in Russian]

Alawamleh M., Al-Twait L.M., Al-Saht G.R. The effect of online learning on communication between instructors and students during Covid-19 pandemic // Asian Education and Development Studies. – 2020. – T. 11. – №2. – S. 380–400.

Загрузки

Опубликован

2024-12-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ