Мотив отчуждения в пьесе Д. Исабекова «Транзитный пассажир» (компаративистский анализ)

15 17

Авторы

  • К. Мусабеков Южно-Казахстанского университета имени М. Ауезова
  • Г. Кошикбаева Южно-Казахстанского университета имени М. Ауезова
  • Ш. Алтынбеков Южно-Казахстанского университета имени М. Ауезова

Ключевые слова:

отчуждение, казахская драматургия, экзистенциальный кризис, сравнительное литературоведение, культурная трансформация.

Аннотация

В данной статье рассматривается мотив отчуждения в пьесе Дулата
Исабекова «Транзитный пассажир» (1989) в контексте культурных и исторических сдвигов,
характерных для переходного периода от советской к постсоветской эпохе в Казахстане.
Мотив отчуждения анализируется как универсальная категория, отражающая
фундаментальные изменения в коллективной и индивидуальной идентичности в условиях
социальной и культурной нестабильности. В сравнительном анализе с произведениями
Сэмюэля Беккета («В ожидании Годо») и Теннесси Уильямса («Трамвай «Желание»»)
исследуются типологические и семантические аспекты отчуждения, акцентируя внимание на
его выражении через категории времени, утраты социальной идентичности и фрагментации
культурной памяти. Авторы утверждают, что Исабеков, используя мотив отчуждения, не
только фиксирует экзистенциальные кризисы, вызванные разрывом между прошлым и
настоящим, но и предлагает новое осмысление процесса социальной и культурной
интеграции. Отчуждение в пьесе Исабекова рассматривается как диалектический процесс, в
котором сохранение культурных традиций сталкивается с необходимостью адаптации к
изменяющимся реальностям, что в конечном итоге приводит к переосмыслению коллективной идентичности. Таким образом, статья предлагает оригинальную
интерпретацию мотива отчуждения, демонстрируя его роль в расширении границ
казахстанской драматургии в контексте мировых литературных процессов

Библиографические ссылки

Hooti N., Shooshtarian S. Quest for Identity in Tennessee Williams' The Streetcar Named Desire //

Studies in literature and language. – 2011. – Vol.2. – No.3. – P. 18–29.

Saleem A., Bani-ata H. Theme of alienation in modern literature // European Journal of English

Language and Literature Studies. – 2014. – Vol. 2. – №3. – P. 67–76.

Identity Alienation in Literature // Academic Journal of Interdisciplinary Studies. – 2015. – Vol. 4. –

№1 S1. – P. 53–56.

Isabekov D. Tranzitnyi passajir [Transit passenger] // Prostor. – 1992. – №2. [Electronic resource].

URL: http://zhurnal-prostor.kz/assets/files/Drama/Dulat-Isabekov.pdf (date of access 30.05.2024) [in

Russian]

Migration, Alienation, and Literature // Journal of Development and Social Sciences. – 2021. – Vol. 2. –

№3. – P. 500–508.

Scott A. A Desperate Comedy: Hope and alienation in Samuel Beckett’s Waiting for Godot //

Educational Philosophy and Theory. – 2013. – Vol. 45. – №4. – P. 448–460. DOI:

1080/00131857.2012.718149.

Beckett S. Waiting for Godot // Saylor Foundation. [Electronic resource]. URL:

https://resources.saylor.org/wwwresources/archived/site/wp-content/uploads/2011/01/Waiting-forGodot.pdf (date of access 30.05.2024) 8. Williams T. A Streetcar Named Desire. [Electronic resource]. URL:

http://jhampton.pbworks.com/w/file/fetch/53101025/Streetcar.pdf (date of access 31.08.2024)

Kim A. Gruppovoi portret kazakhskogo ekzistencializma [A group portrait of Kazakh existentialism].

[Electronic resource]. URL: https://kazpravda.kz/n/gruppovoy-portret-kazahskogoekzistentsializma/ (date of access 13.05.2024) [in Russian]

Abdina A.K., Sarsenbekov N.Z. Göçebe medeniyetinde varoluşçuluk dünya görüşü [Existential

Worldview in a Nomadic Civilization] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2021. – №2 (120). – B.

–48. DOI: https://doi.org/10.47526/habarshy.vi2.584. [in Turkish]

Загрузки

Опубликован

2024-12-30