Аспекты передачи национальных ценностей в содержании среднего образования (на основе казахского языка и литературы)

Авторы

  • У. Еркинбаев Академия образования А. Байтурсынулы
  • Ж. ИСАЕВА Международный казахско-турецкий университет имени Ходжа Ахмеда Ясави
  • Т. Жорабай Академии образования А. Байтурсынулы

Ключевые слова:

национальный код, национальное познание, содержание знаний, обновленное содержание образования, образовательный дискурс, национальный язык, национальное мировоззрение, навыки.

Аннотация

Содержание статьи охватывает контекст современного образовательного дискурса и проблемы общечеловеческих, национальных ценностей. Авторы подчеркивают государственную важность образования, утверждая, что «все начинается с воспитания подрастающего поколения». Национальный код, категории национальных знаний составляют базовую основу содержания образования. Авторы статьи рассматривают эту тему в контексте знаний, поведения, навыков, системы метаобразования. В статье анализируется содержание знаний на основе функциональной грамотности с точки зрения критического мышления. Переход на обновленную программу не учитывает принципы национальной идентичности, национальной идеологии. Содержание программы основывается на навыках обучения, основанных на принципе экономической заинтересованности. Ясно, что такой принцип не может всесторонне служить национальному единству.
В статье сравниваются теоретические материалы и практический анализ национального языка, отечественной истории и национального образования. По мнению авторов, эффек-тивно усваивать базовые знания в этих трех областях и использовать полученный материал в своей дисциплине и на основе междисциплинарного общения. Кроме того, для учителей представлены эффективные навыки систематического использования национальных ценностей в процессе обучения. Также показано, как использовать образовательный процесс и личностное развитие на основе гражданских принципов и в качестве источника национальных ценностей. В статье приведены рекомендации для учителей общеобра-зовательных школ по применению знаний истории, языка, отечественного образования в учебном процессе в различных форматах (дебаты, круглые столы, конкурсные проекты, интеллектуальные конкурсы, сочинения и др.). В общей сложности статья посвящена ключевым вопросам воспитания на основе национального мировоззрения.

Библиографические ссылки

Назарбаев Н. Рухани жаңғыру: болашаққа бағдар // Егемен Қазақстан. – 2017. – 12 сәуір.

Reports | World Economic Forum [Electronic resourse]. – Access mode: https://www.weforum.org/reports/.

Фейдл Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование. – М.: Точка, 2018. – 235 с.

Дейл Х. Шунк. Оқыту теориясы. Білім беру көкжиегі. – Астана: «Ұлттық аударма бюросы» қоғамдық қоры, 2019. – 608 б.

Еркінбаев Ұ., Қайралапов Н. «Ұлттық дүниетаным: білім беру үдерісінде». Авторлық куәлік. №6934 10.12.2019

Ұлан Еркінбай. Әдебиеттен 5 сыныпта кімдерді оқығыңыз келеді? [Электронды ресурс]. – Астана, 2018. – 29 наурыз. – Кіру режимі: https://www.facebook.com/ tanbalykz/posts/786760478174447.

Робинсон К., Ароника Л. Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка. – М.: «Манн. Иванов и Фербер», 2016. – 368 с.

Стивен Р. Кови. Жасампаз жандардың 7 дағдысы. Тұлғаны дамытудың тегеурінді тетіктері. – Алматы: «Ұлттық аударма бюросы» қоғамдық қоры, 2018. – 352 б.

Хан С. Весь мир – школа. Преобразованное образование. – М.: Издательский дом «Классика-ХХІ», 2015. – 167 с.

Элен Б., Рона Ш. Педагогиканы цифрлық дәуірде қайта зерделеу. ХХІ ғасырдағы оқыту дизайны. – Алматы: «Ұлттық аударма бюросы» қоғамдық қоры. – 2019. – 328 б.

Загрузки

Опубликован

2021-03-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ