STEM образование – как инструмент эффективной реализации прикладной направленности преподавания физики

Авторы

  • И. Усембаева Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
  • K. Келесбаев Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави

Ключевые слова:

STEM, дисциплина «Электричество и магнетизм», технология, преподавание физики, обучающиеся, учебная мотивация.

Аннотация

Учитывая высокую роль будущих учителей физики в развитии
естествознания и техники, несомненно, актуальным является вопрос оказания влияния на их
профессиональное развитие в конкурентоспособных специалистов. Поэтому существует
необходимость создания условий для того, чтобы будущие учителя физики заняли место в
мировой конкуренции в области науки и техники путем выявления передовых технологий
приобретения профессиональной компетентности и внедрения их в учебный процесс.
Являясь одной из передовых технологий, образование STEM позволяет будущим учителям
физики стать личностями, способными удовлетворить запросы рынка труда, бизнеса и
высокотехнологичных отраслей. Поэтому авторы в исследовательской работе рассмотрели
эффективные методы обучения, такие как глубокое и всестороннее усвоение знаний за счет
широкого использования STEM-технологий в преподавании физики, а также обнаружили,
что мотивация студентов к изучению физики повышается за счет освоения прикладных
направлений физики. Мотивация студентов к изучению прикладных направлений физики
определялась с помощью анкеты SMTSL. В результате данного исследования было показано,
что использование STEM-образования как средства эффективной реализации прикладной
направленности обучения физике повышает учебную мотивацию студентов.

Библиографические ссылки

Bybee R.W. The Case for Education: STEM Challenges and Opportunities. – Arlington: NSTApress,

– 116 p.

Кудайбергенова Қ.Б., Абдрахманова Х.К., Умбеткулова А.К. Түркия мемлекетінің STEM-білім

беру бойынша тәжірибесі // Ясауи университетінің хабаршысы. –2022. – №4(126). – Б. 294–304.

https://doi.org/10.47526/2022-4/2664-0686.25

Rico-Bautista N.A., Rico-Bautista D.W., Arévalo-Pérez N. Construction of an amusement park using

STEAM and LEGO education to participate in the science fair //Journal of Physics: Conference Series.

– IOP Publishing, 2021. – Vol. 1981. – №1. – P. 012019. https://doi.org/10.1088/1742-

/1981/1/012019

Казбекова Г.Н., Исмагулова Ж.С. Инновациялық STEM-білім беру тәсілін қалыптастыру // Ясауи

университетінің хабаршысы. – 2022. – №3(125). – Б. 200–210. https://doi.org/10.47526/2022-

/2664-0686.17

Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2017 жылғы 12 желтоқсанда №827 қаулысымен бекітілген

«Цифрлық Қазақстан» мемлекеттік бағдарламасы. [Электронды ресурс]. URL:

https://adilet.zan.kz/kaz/docs/P1700000827/history (қаралған күні 10.12.2022)

Yedilbayev Y., Sarybayeva A., Zharylgapova D., Shektibayev N., Usembayeva I., Kurbanbekov B.

Factors influencing future physics teachers’ acceptance of information and communicative competence

technologies: A survey study // Cogent Education. – 2023. – №10: 2212119.

https://doi.org/10.1080/2331186X.2023.2212119

Усембаева И.Б., Беркимбаев К.М., Сарыбаева Ә.Х. Физиканы қолданбалы бағытта оқытуда

сапалық есептерді пайдалану әдіс-тәсілдері // Қазақстан педагогикалық ғылымдар Академиясы

«Хабаршысы». – 2013. – №4(54). – Б. 100–106.

Сергеев А.Н. Формирование политехнических компетенций в теории и практике зарубежного

образования // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – Вып. 9(1). – C. 76–91.

Фрейман С.Д. Дидактические основы обучения “Технике” в общеобразовательной школе

Республики Польша: дис. ... док. пед. наук: 13.00.02. – M., 2007. – 350 с.

Шиян Н.В. Политехническое образование студентов в процессе изучения физики в зарубежных

школах // Физика в системе современного образования: сб. докл. 9-я конф. – Вып. 2. – СПб.:

Издательство А.И. Герцена, 2007. – С. 171–174.

Tuan H.L., Chin C.C., Shieh S.H. The development of a questionnaire to measure students’ motivation

towards science learning // International journal of science education. – 2005. – Т. 27. – №6. – P. 639–

Bybee R.W. The Case for Education: STEM Challenges and Opportunities. – Arlington: NSTApress,

– 116 p.

Kudaibergenova Q.B., Abdrahmanova H.K., Umbetkulova A.K. Turkia memleketinin STEM-bilim beru

boiynsha tajiribesi [Experience of Turkey in STEM education] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. –

– №4 (126). – B. 294–304. https://doi.org/10.47526/2022-4/2664-0686.25 [in Kazakh]

Rico-Bautista N.A., Rico-Bautista D.W., Arévalo-Pérez N. Construction of an amusement park using

STEAM and LEGO education to participate in the science fair // Journal of Physics: Conference Series.

– IOP Publishing, 2021. – Vol. 1981. – №1. – P. 012019. https://doi.org/10.1088/1742-

/1981/1/012019

Kazbekova G.N., Ismagulova J.S. Innovaciialyq STEM-bіlіm beru tasіlіn qalyptastyru [Formation of

Innovative STEM-education] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2022. – №3 (125). – B. 200–210.

https://doi.org/10.47526/2022-3/2664-0686.17 [in Kazakh]

“Cifrlyq Qazaqstan” memlekettіk bagdarlamasy. Qazaqstan Respublikasy Ukіmetіnіn 2017 jylgy 12

jeltoqsandagy №827 qaulysy [State program “Digital Kazakhstan”, approved by the resolution of the

Government of the Republic of Kazakhstan dated December 12, 2017 No. 827]. [Electronic resource].

URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/P1700000827/history (date of access 10.12.2022) [In Kazakh]

Yedilbayev Y., Sarybayeva A., Zharylgapova D., Shektibayev N., Usembayeva I., Kurbanbekov B.

Factors influencing future physics teachers’ acceptance of information and communicative competence

technologies: A survey study // Cogent Education. – 2023. – №10: 2212119.

https://doi.org/10.1080/2331186X.2023.2212119

Usembayeva I.B., Berkimbayev K.M., Sarybayeva A.H. Fizikany qoldanbaly bagytta oqytuda sapalyq

esepterdi paydalanu adis-tasilderi // Qazaqstan pedagogikalyq gylymdar Akademiasy “Habarshysy”. –

– №4(54). – B. 100–106. [in Kazakh]

Sergeev A.N. Formirovanie politehnicheskih kompetenci v teorii i praktike zarubejnogo obrazovania

[Formation of polytechnic competencies in the theory and practice of foreign education] // Nauchnye

problemy gumanitarnyh issledovani. – 2009. – Vyp. 9(1). – C. 76–91. [in Russian]

Freiman S.D. Didakticheskie osnovy obuchenia “Tehnike” v obsheobrazovatelnoi shkole Respubliki

Polsha [Didactic foundations of teaching “Technique” in the educational school of the Republic of

Poland]: dis. ... dok. ped. nauk: 13.00.02. – M., 2007. – 350 s. [in Russian]

Shian N.V. Politehnicheskoe obrazovanie studentov v processe izuchenia fiziki v zarubejnyh shkolah

[Polytechnic education of students in the process of studying physics in foreign schools] // Fizika v

sisteme sovremennogo obrazovania: sb. dokl. 9-ia konf. – Vyp. 2. – SPb.: Izdatelstvo A.I. Gercena,

– S. 171–174. [in Russian]

Tuan H.L., Chin C.C., Shieh S.H. The development of a questionnaire to measure students’ motivation

towards science learning // International journal of science education. – 2005. – Т. 27. – №6. – P. 639–

Загрузки

Опубликован

2024-03-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ