Формирование профессиональной подготовки будущих учителей химии по дисциплине «Аналитическая химия»

Авторы

  • Г.Т. Сарбаева Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
  • Д.К. Берди Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
  • М.Т. Сарбаева Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави

Ключевые слова:

профессиональные и специальные компетенции, результаты обучения, образовательная программа, модель будущего специалиста.

Аннотация

Сегодня результаты обучения в вузах, готовящих учителей химии,
определяются на основе первого уровня Дублинских дескрипторов для бакалавриата и
выражаются через конкретную компетенцию. Поэтому результаты обучения формируются
на всех уровнях образовательной программы (ОП) подготовки учителей химии, то есть на
уровне отдельного предмета, модуля. Особое значение имеет качественная организация
содержания базовых дисциплин для достижения будущими специалистами-химиками
специальных компетенций. В связи с этим, в статье рассматривается подгатовка будущих
химиков-педагогов на базе Международного казахско-турецкого университета имени Ходжи
Ахмеда Ясави, где особое внимание уделено методическим аспектам преподавания
химических дисциплин, способствующих формированию образованной личности с широким
кругозором, высокой культурой мышления.
Цель нашей исследовательской работы – комплексный анализ составляющих
профессиональных компетенций курса «Аналитическая химия» и подготовка к будущей
профессиональной деятельности путем создания методики, формирующей общие и
профессиональные компетенции будущего учителя химии. Поэтому в качестве объекта
научно-исследовательской работы за основу взят курс «Аналитическая химия».
Предоставляются особенности, содержательные и эффективные возможности для общих и
профессиональных компетенций, которые анализируются на предмет её содержания,
определяется место и значение предмета в системе химического образования, а также
формируется при преподавании других химических дисциплин.
Ход исследования проблемы организации системы образования с ориентацией на
компетентностные позиции основан на действиях контроля, сбора, анализа статистических
данных, их обобщения, устного и письменного опроса. На основе полученных результатов
следует, что особенно важно наличие у студентов фундаментальных химико-аналитических
знаний и различных навыков по решению заданий, ориентированных на эффективные
методы обучения и ком

Библиографические ссылки

Березина С.Л., Горячева В.Н., Елисеева Е.А,. Слынько Л.Е. Формирование профессиональных

компетенций студентов технического вуза в процессе обучения химии // Современные наукоемкие

технологии. – 2018. – № 2. – С. 122–126.

Берді Д.К., Пралиева Р.Е., Үсембаева И.Б. Химияны оқытуда цифрлық технологияларды

қолданудың әдістемесі // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2020. – №2. – Б. 277–286.

Жаңартылған білім беру мазмұнына сәйкес химия пәнінен сабақ жоспарларын құрастыру:

әдістемелік нұсқаулық / құраст. З. Разбекова, Ж. Мамырханова. – Қарағанды, 2018. – 64 б.

Заграничная Н.А., Миренкова Е.В. Диагностика метапредметных результатов при обучении химии

в основной школе: пособие для учителя. – М.: Русское слово, 2020. – 239 с.

Беркимбаев К.М., Кастаев С.К. Теоретические основы исследования профессиональнокомпетентной подготовки личности будущего учителя // Актуальные научные исследования в

современном мире. – 2018. – №2. – С. 553–557.

Хомский Н. Картезианская лингвистика. Глава из истории рационалистической мысли. – М.:

КомКнига, 2005. – 232 с.

Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – №5. –

С. 3–1.

Pongkendek J.J., Marpaung D.N., Ahmar D.S., Rahmatia S. The Professional Competence Analysis of

Chemistry Teacher of Senior High School in Merauke // Journal of Applied Science, Engineering,

Technology and Education. – 2021. – №3(1). – Р. 46–52.

https://ascijournal.eu/index.php/asci/article/view/103/106

Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим

образованием: На материале подготовки педагога и психолога: дис. ... док. пед. наук. – М., 1998. –

с.

Шаметов Н. О профессиональной компетентности будущих учителей технологии // Технология в

школе. – 2004. – №3. – С. 35–36.

Байденко В. Компетенции в профессональном образовании (К освоению компетентностного

подхода) // Высшее образование в России. – 2004. – №11. – С. 3–13. 12.Гавронская Ю.Ю. Формирование специальной химической профессиональной компетентности

при интерактивном обучении химическим дисциплинам студентов педагогического вуза //

Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. –

№30. – С. 144–154.

Weinert F.E. Concept of Competence: A Conceptual Clarification. In Defining and Selecting Key

Competencies / D.S. Rychen, L.H. Salganik (Eds.). – Seattle, WA: Hodrefe and Huber Publishers, 2001.

– P. 45–65.

Civelli F.F. New competences, new organizations in a developing world // Industrial and commercial

training. – 1997. – Т. 29. – №7. – P. 226–229.

Евстафьева И.Т., Шкурченко И.В. Формирование научно-исследовательских компетенций при

подготовке учителей химии // Дискуссия. Серия «Педагогические науки». – 2016. – №5(68). – С.

–132.

Козлов А.В., Уромова И.П. Научно исследовательская деятельность обучающихся как основа

реализации профессиональных компетенций // Вестник Мининского университета. – 2017. – №1.

[Электронный ресурс]. URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/322 (дата обращения

08.2022)

Халикова Ф.Д. О способах формирования осознанной мотивации к изучению химии // Химия в

школе. – 2018. – №9. – С. 22–24.

Шмигирилова И.Б. Познавательная компетентность в аспекте познавательной самостоятельности

и познавательной активности // Образование и наука. – 2014. – №7. – Р. 134–

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-7-134-146

Сарбаева Г.Т., Аташбек А.А., Сарбаева Қ.Т. Мектеп химия курсының сандық есептерін

шығарудың тиімді тәсілдерін жетілдіру // Л.Н. Гумилев атындағы Еуразия ұлттық

университетінің Хабаршысы. Педагогика. Психология. Әлеуметтану сериясы. – 2022. – №1(138).

– Б. 104–112.

Sarybayeva A.Kh., Berkinbayev M.O., Kurbanbekov B.A., Berdi D.K. The Conceptual Approach to the

Development of Creative Competencies of Future Teachers in the System of Higher Pedagogical

Education in Kazakhstan // European Journal of Contemporary Education. – 2018. – №7(4). – Р. 827–

DOI:10.13187/ejced.2018.4.827

Berezina S.L., Goriacheva V.N., Eliseeva E.A., Slynko L.E. Formirovanie profesionalnyh kompetenci

studentov tehnicheskogo vuza v processe obuchenia himii [Formation of professional competencies of

technical university students in the process of teaching chemistry] // Sovremennye naukoemkie

tehnologii. – 2018. – №2. – S. 122–126. [in Russian]

Berdi D.K., Pralieva R.E., Usembaeva I.B. Himiany oqytuda cifrlyq tehnologialardy qoldanudyn

adistemesi [Methods of application of digital technologies in teaching chemistry] // Iasaui universitetinin

habarshysy. – 2020. – №2. – B. 277–286. [in Kazakh]

Janartylgan bilim beru mazmunyna saikes himia paninen sabaq josparlaryn qurastyru: adistemelik

nusqaulyq [Drawing up lesson plans in chemistry in accordance with the updated content of Education] /

qurast. Z. Razbekova, J. Mamyrhanova. – Qaragandy, 2018. – 64 b. [in Kazakh]

Zagranichnaia N.A., Mirenkova E.V. Diagnostika metapredmetnyh rezultatov pri obuchenii himii

v osnovnoi shkole [Diagnostics of metasubject results in teaching chemistry in primary school]: posobie

dlia uchitelia. – M.: Russkoe slovo, 2020. – 239 s. [in Russian]

Berkimbaev K.M., Kastaev S.K. Teoreticheskie osnovy issledovania profesionalno-kompetentnoi

podgotovki lichnosti budushego uchitelia [Theoretical foundations of the study of professionally

competent training of the personality of the future teacher] // Aktualnye nauchnye issledovania v

sovremennom mire. – 2018. – №2. – S. 553–557. [in Russian]

Homski N. Kartezianskaia lingvistika. Glava iz istorii racionalisticheskoi mysli [Cartesian linguistics.

Chapter from the history of rationalist thought]. – M.: KomKniga, 2005. – 232 s. [in Russian]

Lebedev O.E. Kompetentnostnyi podhod v obrazovanii [Competency-based approach in education] //

Shkolnye tehnologii. – 2004. – №5. – S. 3–1. [in Russian] 8. Pongkendek J.J., Marpaung D.N., Ahmar D.S., Rahmatia S. The Professional Competence Analysis of

Chemistry Teacher of Senior High School in Merauke // Journal of Applied Science, Engineering,

Technology and Education. – 2021. – №3(1). – Р. 46–52.

https://ascijournal.eu/index.php/asci/article/view/103/106

Vardanian Iu.V. Stroenie i razvitie professionalnoi kompetentnosti specialista s vysshim obrazovaniem:

Na materiale podgotovki pedagoga i psihologa [The structure and development of professional

competence of a specialist with higher education: Based on the training of a teacher and psychologist]:

Dis. … dok. ped. nauk. – M., 1998. – 353 s. [in Russian]

Shametov N. O professionalnoi kompetentnosti budushih uchitelei tehnologii [On the professional

competence of future technology teachers] // Tehnologia v shkole. – 2004. – №3. –S. 35–36. [in Russian]

Baidenko V. Kompetencii v professonalnom obrazovanii (K osvoeniu kompetentnostnogo podhoda)

[Competencies in professional education (Towards mastering a competency-based approach)] // Vysshee

obrazovanie v Rossii. – 2004. – №11. – S. 3–13. [in Russian]

Gavronskaia Iu.Iu. Formirovanie specialnoi himicheskoi profesionalnoi kompetentnosti pri

interaktivnom obuchenii himicheskim diciplinam studentov pedagogicheskogo vuza [Formation of

special chemical professional competence during interactive teaching of chemical disciplines to students

of a pedagogical university] // Izvestia Rossiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im.

A.I. Gercena. – 2007. – №30. – S. 144–154. [in Russian]

Weinert F.E. Concept of Competence: A Conceptual Clarification. In Defining and Selecting Key

Competencies / D.S. Rychen, L.H. Salganik (Eds.). – Seattle, WA: Hodrefe and Huber Publishers, 2001.

– P. 45–65.

Civelli F.F. New competences, new organizations in a developing world // Industrial and commercial

training. – 1997. – Т. 29. – №7. – P. 226–229.

Evstafieva I.T., Shkurchenko I.V. Formirovanie nauchno-issledovatelskih kompetenci pri podgotovke

uchitelei himii [Formation of research competencies in the preparation of chemistry teachers] //

Diskussia. Seria «Pedagogicheskie nauki». – 2016. – №5(68). – S. 126–132. [in Russian]

Kozlov A.V., Uromova I.P. Nauchno-issledovatelskaia deiatelnost obuchaiushihsia kak osnova realizacii

professionalnyh kompetenci [Research activity of students as a basis for the implementation of

professional competencies] // Vestnik Minskogo universiteta. – 2017. – №1. [Electronic resource]. URL:

https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/322 (date of access 20.08.2022) [in Russian]

Halikova F.D. O sposobah formirovania osoznannoi motivacii k izucheniu himii [About ways to form

conscious motivation to study chemistry] // Himia v shkole. – 2018. – №9. – S. 22–24. [in Russian]

Shmigirilova I.B. Poznavatelnaia kompetentnost v aspekte poznavatelnoi samostoiatelnosti i

poznavatelnoi aktivnosti [Cognitive competence in the aspect of cognitive independence and cognitive

activity] // Obrazovanie i nauka. – 2014. №7. – Р. 134–146. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-7-

-146

Sarbaeva G.T., Atashbek A.A., Sarbaeva Q.T. Mektep himia kursynyn sandyq esepterin shygarudyn

tiimdi tasilderin jetildiru [Improving effective ways to solve quantitative problems of the school

chemistry course] // L.N. Gumiliev atyndagy Eurazia ulttyq universitetinin Habarshysy. Pedagogika.

Psihologia. Aleumettanu seriasy. – 2022. – №1(138). – B. 104–112. [in Kazakh]

Sarybayeva A.Kh., Berkinbayev M.O., Kurbanbekov B.A., Berdi D.K. The Conceptual Approach to the

Development of Creative Competencies of Future Teachers in the System of Higher Pedagogical

Education in Kazakhstan // European Journal of Contemporary Education. – 2018. – №7(4). – Р. 827–

DOI:10.13187/ejced.2018.4.827

Загрузки

Опубликован

2024-03-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ