Дистанционное обучение во время пандемии COVID-19: языковые барьеры и новые контенты казахского общества

Авторы

  • К.У. Есенова Казахский национальный педагогический университет имени Абая
  • К.А. Курманалиев Казахстанская национальная академия естественных наук
  • Ж.К. Балтабаева Казахский национальный педагогический университет имени Абая

Ключевые слова:

дистанционное обучение, препятствия, лексико-семантические, коммуникативно-прагматические, лексические инновации, речь, педагогический дизайн.

Аннотация

Пандемия COVID-19, потрясшая человечество на земле, изменила отношение людей к жизни, психологию, образ жизни. Из-за этой сложной ситуации Всемирная организация здравоохранения объявила чрезвычайное положение международного значения, были проведены различные научные и клинические исследования, и население мира должно было адаптироваться к ситуации. Известно, что в 2020-2022 годах пандемия COVID-19 также стала серьезным испытанием для системы образования во всем мире. Во время пандемии школьники, студенты высших учебных заведений перешли на онлайн-режим, что сделало невозможным обучение в традиционном формате. Когда началась пандемия, было нелегко проводить занятия в дистанционном формате. И преподаватели вузов, и обучающиеся должны были овладеть способами применения информационно-коммуникационных технологий, использовать новые платформы и средства в процессе урока.
Цель урока по предметам, методика, методические материалы, организационные формы, выбор средств обучения, организация относится к педагогическому дизайну. Однако, несмотря на систематическое планирование занятий, при организации онлайн-занятий возникли такие проблемы, как невозможность подключения всех обучающихся, плохой интернет, отсутствие устройств, неисправность интернета и др. Все это мешало деятельности обучающихся в процессе занятий в коммуникативно-прагматическом плане. Также при дистанционном обучении в речи студентов встречались лексико-семантические барьеры, на которые влияли случаи, когда в наш язык начали активно вводиться новые термины, трудности с их интерпретацией и ограниченность ZOOM времени на анализ и интерпретацию значения этих слов и т.д. В статье эти моменты были учтены и проанализированы.
Изменения привычного быта народа в стране отразились и на его языке, то есть с марта 2020 года наш язык пополнился множеством новых слов, ряд слов и фраз приобрели новые значения, некоторые из них расширили сферу функционирования, перешли от специальной медицинской, социальной сферы к общему использованию. В статье обращено внимание и на виды, использование новых языковых единиц, вошедших в лексику казахского языка при распространении коронавирусной инфекции.

Библиографические ссылки

«Цифрлық Қазақстан» мемлекеттік бағдарламасы. [Электронды ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/P1700000827 (қаралған күні 19.11.2020) 2. Цифрлы Қазақстан: пандемия цифрландыру үрдісіне қандай түзетулер енгізді. [Электронды ресурс]. URL: https://strategy2050.kz/news/tsifrly-aza-stan-pandemiya-tsifrlandyru-rdisine-anday-t-zetuler-engizdi (қаралған күні 19.11.2020) 3. Битэм Э. Педагогиканы цифрлық дәуірде қайта зерделеу. ХХІ ғасырдағы оқыту дизайны. – Алматы: «Ұлттық аударма бюросы» қоғамдық қоры, 2019. – 328 б. 4. Gagné R.M. Principles of instructional design. – Thomson/Wadsworth, 2005. – 416 p. 5. BBC Русская служба. «Ненастоящее образование». Как пандемия вскрыла проблемы онлайн-обучения. // Российский информационный портал. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.bbc.com/russian/vert-cap-54027632 (дата обращения: 19.11.2020) 6. Бисенғалиева А.М., Дюсенгалиева К.О. ЖОО-да қашықтықтан оқытудың заманауи технологияларын меңгеру // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2022. – №1(123). – Б. 136–143. 7. Есенова Қ.Ө. Қазіргі қазақ медиа-мәтіннің прагматикасы (қазақ баспасөз материалдары негізінде). – Алматы: Экономика, 2007. – 450 б. 8. Сыздық Р. Қазақ тіліндегі ескіліктер мен жаңалықтар. Ғылыми-танымдық зерттеу. – Алматы: Арыс, 2009. – 272 б. 9. Herberg D. Steffens D unter Mitarbeit von Elke Tellenbach, Doris Al-Wadi. Neuer Wortschatz. Neologismen der 90er Jahre im Deutschen. – Berlin/NewYork: Walter de Gruyter 2004, XXXVII. – 393 p. 10. Аль-Салман С., Хайдер А.С. COVID-19 как причина возникновения неологизмов и словообразовательных процессов в английском языке // Russian Journal of Linguistics. – 2021. – Т. 25, № 1. – С. 24–42. 11. Neuer Wortschatz rund um die Coronapandemie. [Electronic resource]. URL: https://www.owid. de/docs/neo/listen/corona.jsp (date of access 10.07.2020) 12. Merriam-Webster Dictionary. [Electronic resource]. URL: https://www.merriam-webster. com/words-at-play/new-words-in-the-dictionary (date of access 15.07.2020) 13. Словарь русского языка коронавирусной эпохи / Сост. Е.С. Громенко, Х.Вальтер, А.Ю. Кожевников, Н.В. Козловская, Н.А. Козулина, С.Д. Левина, В.М. Мокиенко, А.С. Павлова, М.Н. Приемышева (отв. ред.), Ю.С. Ридецкая. – СПб.: Институт лингвистических исследований РАН, 2021. – 550 с. 14. Салқынбай А. Қазіргі қазақ тілі: оқулық. – Алматы: Қазақ университеті, 2008. – 462 б. 15. Almeida J.D., Berry D.M., Cunningham C.H., Hamre D., Hofstad M.S., Mallucci L., McIntosh K., Tyrrell D.A. Virology: Coronaviruses // Nature. – 1968. – №220(5168). – Р. 154–168. [Electronic resource]. URL: https://doi.org/10.1038/220650b0 (date of access 15.07.2020) 16. Қасым Б.Қ. Күрделі зат атауларының мағыналық құрылымы және сөзжасамдық үлгілері. – Алматы: Арыс, 2000. – 154 б. 17. Фаткуллина Ф.Г., Туктамышева Р.Р Словообразовательные модели неологизмов короновирусной эпохи // Вестник Башкирского университета. – 2022. – Т. 27, №1. – С. 174–177. 18. Есенова К.У., Құрманәлиев К.А., Балтабаева Ж.К. Пандемия кезіндегі медиадискурс: сөзжасамдық құрылымдар // Абылайхан атындағы қазақ халықаралық қатынастар және әлем тілдері университеті Хабаршысы: «Филология ғылымдары» сериясы. – 2023. – №1(68). – Б. 53–72. 19. Садықова Б.Б., Есназарова Ұ.Ә., Тоқбергенова A.A. Оқушылардың зерттеушілік дағдыларын қалыптастыруда қолданылатын инновациялық әдістер мен технологиялар // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2023. – №2(128). – Б. 301–313. 1. “Cifrly Qazaqstan” memlekettik bagdarlamasy [State program “Digital Kazakhstan”]. [Electronic resource]. URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/P1700000827 (date of access 19.11.2020) [in Kazakh] 2. Cifrly Qazaqstan: pandemia cifrlandyru urdisine qandai tuzetuler engizdi [Digital Kazakhstan: what adjustments the pandemic has made to the digitalization process]. [Electronic resource]. URL: https://strategy2050.kz/news/tsifrly-aza-stan-pandemiya-tsifrlandyru-rdisine-anday-t-zetuler-engizdi-/ (date of access 19.11.2020) [in Kazakh] 3. Bitem E. Pedagogikani cifrlik dauirde qaita zerdeleu. XXI gasirdafi oqity dizainy [Re-study pedagogy in the digital age. Learning design in the XXI century]. – Almaty: «Ulttiq audarma biurosy» qogamdyq qory, 2019. – 328 b. [in Kazakh] 4. Gagné R.M. Principles of instructional design. – Thomson/Wadsworth, 2005. – 416 p. 5. BBC Russkaia slujba. «Nenastoiashee obrazovanie». Kak pandemia vskryla problemy online-obuchenia. // Rossiski informacionnyi portal. [Electronic resource]. URL: https://www.bbc.com/russian/vert-cap-54027632 (date of access 19.11.2020) [in Russian] 6. Bisengalieva A.M., Duisengalieva K.O. JOO-da qashyqtyqta oqytudyn zamanaui tehnologialaryn mengeru // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2022. – №1 (123). – B. 136–143. [in Kazakh] 7. Esenova Q.O. Qazirgi qazaq media-matinnin pragmatikasy (qazaq baspasoz materialdary negizinde). – Almaty: Ekonomika, 2007. – 450 b. [in Kazakh] 8. Syzdyq R. Qazaq tilindegi eskilikter men janalyqtar. Gylymi-tanymdyq zertteu. – Almaty: Arys, 2009. – 272 b. [in Kazakh] 9. Herberg D. Steffens D unter Mitarbeit von Elke Tellenbach, Doris Al-Wadi. Neuer Wortschatz. Neologismen der 90er Jahre im Deutschen. – Berlin/NewYork: Walter de Gruyter 2004, XXXVII. – 393 p. 10. Al-Salman S., Haider A.S. COVID-19 kak prichina vozniknovenia neologizmov i slovoobrazovatelnyh processov v angliskom iazyke // Russian Journal of Linguistics. – 2021. – Т. 25, №1. – S. 24–42. [in Russian] 11. Neuer Wortschatz rund um die Coronapandemie. [Electronic resource]. URL: https://www.owid. de/docs/neo/listen/corona.jsp (date of access 10.07.2020) 12. Merriam-Webster Dictionary. [Electronic resource]. URL: https://www.merriam-webster. com/words-at-play/new-words-in-the-dictionary (date of access 15.07.2020) 13. Slovar russkogo iazyka koronavirusnoi epohi / Sost. E.S. Gromenko, H. Valter, A.Iu. Kojevnikov, N.V. Kozlovskaia, N.A. Kozulina, S.D. Levina, V.M. Mokienko, A.S. Pavlova, M.N. Priemysheva (otv. red.), Iu.S. Ridecskaia. – SPb.: Institut lingvisticheskih issledovani RAH, 2021. – 550 s. [in Russian] 14. Salqynbai A. Qazirgi qazaq tili: oqulyq. – Almaty: Qazaq universiteti, 2008. – 462 b. [in Kazakh] 15. Almeida J.D., Berry D.M., Cunningham C.H., Hamre D., Hofstad M.S., Mallucci L., McIntosh K., Tyrrell D.A. Virology: Coronaviruses // Nature. – 1968. – №220(5168). – Р. 154–168. [Electronic resource]. URL: https://doi.org/10.1038/220650b0 (date of access 15.07.2020) 16. Qasym B.Q. Kurdeli zat ataularynyn magynalyq qurylymy jane sozjasamdyq ulgileri. – Almaty: Arys, 2000. – 154 b. [in Kazakh] 17. Fatkullina F.G., Tuktamysheva R.R. Slovoobrazovatelnye modeli neolgizmov koronvirusnoi epohi // Vestnik Bashkirskogo universiteta. – 2022. – Т. 27, №1. – S. 174–177. [in Russian] 18. Esenova K.U., Kurmanaliev K.A., Baltabaieva J.K. Pandemia kezindegi mediadiskurs: sozjasamdyq qurylymdar // Abylaihan atyndagy qazaq halyqaralyq qatynastar jane alem tilderi universiteti Habarshysy: «Filologia gylymdary» seriasy. – 2023. – №1(68). – B. 53–72. [in Kazakh] 19. Sadyqova B.B., Esnazarova U.A., Toqbergenva A.A. Oqushylardyn zertteushilik dagdylaryn qalyptastyruda qoldanylatyn innovacialyq adister men tehnologialar // Iassaui universitetinin habarshysy. – 2023. – №2(128). – B. 301–313. [in Kazakh]

Загрузки

Опубликован

2024-03-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ