Художественная реальность в драмах Султана Раева

Авторы

Ключевые слова:

Султан Раев, драма, современная литература, корона, Курманжан датка, Мекка, символ, жанр, стиль.

Аннотация

В статье анализируются пьесы драматурга, общественного деятеля Султана Раева с точки зрения художественной реальности. В происхождении каждое художественное произведение ‒ это целое строение с полностью завершенной головой и ногами. Также должна быть преемственная сеть. Учитывая, что крупнейший вид эпического жанра ‒ драма, находящаяся в историко-эволюционном развитии, наиболее склонная к трансформации и модификации в соответствии с требованиями времени, времени, эпохи, драматургия стран Центральной Азии: Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и Кыргызстана с новыми авторами, новыми темами наполняется и пропагандирует общие ценности не только тюркского народа, но и человека, тем самым автор поднимает актуальные вопросы. В драме Султана Раева «Долгий путь к Мекке» были затронуты такие сложные проблемы, как очищение человека, самопознание, поиск своего пути в жизни, ответ на содеянное, освобождение от греха, магическая связь между человеком и Богом. В драмах «Слезы царицы» и «Корона», где преобладают символы абсурда и метадры, затрагивается историческая тема. В качестве материалов исследования были взяты три драматических произведения автора: «Слезы царицы», «Корона» и «Долгий путь к Мекке». При анализе этих произведений использовались герменевтические, сравнительно-типологические, семиотические методы. В ходе исследования мы выявили сходства и различия в сравнении пьес автора, а также выявили семиотический аспект драмы на основе анализа характерных признаков: такара, песок, черный камень, корона, тумар.

Библиографические ссылки

Лессинг Г. Гамбургская драматургия / Под общ. ред. М. Лифшица. ‒ М.-Л.: Academia, 1936. ‒ 248 с.

Раев С. Азия әдебиетінің алтын дәуірі келе жатыр // Егемен Қазақстан. ‒ 2019. ‒ №32. ‒ Б. 7.

Шортанбай Ш.А. Қ. Ысқақтың «Келмес күндер елесі» роман-эссесіндегі қаламгерлер бейнесі және авторлық ұстаным // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2023. – №1(127). – Б. 108–119. https://doi.org/10.47526/2023-1/2664-0686.09

Аймұхамбет Ж.Ә., Құрмамбаева Қ.С., Миразова М.Н. Көркем туындыдағы бейне мен таңбаның қызметі // Ясауи университетінің хабаршысы. – 2023. ‒ №1(127). – Б. 34–45. https://doi.org/10.47526/2023-1/2664-0686.03

Словарь символов. ‒ 2013. Электронный портал. SLOVARonline. [Электронный ресурс]. URL: https://znachenieslova.ru/slovar/symbol (дата обращения 20.02.2023)

Грибанов В. Знаки и символы. Семиотика. Ч. 2. ‒ Москва: Амфора, 2011. ‒ 117 с.

Раев С. Плач царицы. Новая литература Кыргызстана. Кыргызстандын жаңы адабияты. Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторов. [Электронный ресурс]. URL: www.literatura.kg (дата обращения 20.02.2023)

Нұрғалиев Р. Драма өнері. – Алматы: Санат. ‒ 2001. – 272 б.

Каримова Г.С. Қазіргі қазақ драматургиясы: идея және көркем шындық // ҚазҰУ хабаршысы. Филология сериясы. ‒ 2016. ‒ №1(159). ‒ Б. 450–456.

Тымболова А. Драмалық шығармалардың лингвистикалық поэтикасы. – Алматы: Елтаным, 2013. – 328 б.

Lessing G. Gamburgskaia dramaturgia [Hamburg Drama] / Pod obsh. red. M. Livshic. ‒ M.-L.: Academia, 1936. ‒ 248 s. [in Russian]

Raev S. Azia adebietіnіn altyn dauіrі kele jatyr [The golden era of Asian literature is coming] // Egemen Qazaqstan. ‒ 2019. ‒ №32. ‒ B. 7. [in Kazakh]

Shortanbai Sh.A. Q. Ysqaqtyn «Kelmes kunder elesі» roman-essesіndegі qalamgerler beinesі jane avtorlyq ustanym [he Image of Writers and the Author's Position in the Novel-essay by K. Yskak «The Illusion of the Past Days»] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2023. – №1(127). – B. 108–119. https://doi.org/10.47526/2023-1/2664-0686.09 [in Kazakh]

Aimuhambet J.A., Qurmambaeva Q.S., Mirazova M.N. Korkem tuyndydagy beine men tanbanyn qyzmetі [The Role of Image and Sign in a Artwork] // Iasaui universitetіnіn habarshysy. – 2023. ‒ №1(127). – B. 34–45. https://doi.org/10.47526/2023-1/2664-0686.03 [in Kazakh]

Slovar simvolov. ‒ 2013. Elektronnyi portal. SLOVARonline. [Electronic resource]. URL: https://znachenieslova.ru/slovar/symbol (date of access 20.02.2023) [in Russian]

Gribanov V. Znaki i simvoly. Semiotika [Signs and symbols. Semiotics]. Ch. 2. ‒ M.: Amfora, 2011. ‒ 117 s. [in Russian]

Raev S. Plach caricy [The Queen's Lament]. Novaia literatura Kyrgyzstana. Kyrgyzstandyn jany adabiaty. Krupneishaia elektronnaia biblioteka proizvedeni otechestvennyh avtorov. [Electronic resource]. URL: www.literatura.kg (date of access 20.02.2023) [in Russian]

Nurgaliev R. Drama onerі [The art of drama]. – Almaty: Sanat. ‒ 2001. – 272 b. [in Kazakh]

Karimova G.S. Qazіrgі qazaq dramaturgiasy: ideia jane korkem shyndyq [Modern Kazakh drama: idea and artistic reality] // QazUU habarshysy. Filologia seriasy. ‒ 2016. ‒ №1(159). ‒ B. 450–456. [in Kazakh]

Tymbolova A. Dramalyq shygarmalardyn lingvistikalyq poetikasy [Linguistic poetics of dramatic works]. – Almaty: Eltanym, 2013. – 328 b. [in Kazakh]

Загрузки

Опубликован

2023-12-30