Тюркские этнические образования на евразийском пространстве

Авторы

  • О. НУСКАБАЕВ Международный казахско-турецкий университет им. Ходжа Ахмеда Ясави

Ключевые слова:

Гапло группы, Хуньюй, Куэй, Гуйфан, Сагай, Государство Сагай (Государство тартар), Сибирские татары, названия населенных пунктов, доказательство археологических данных.

Аннотация

В статье анализируется быт и условия жизни предков, стоявших у истоков происхождения казахов и других более чем 200 коренных этносов Евразии. На основе данных новых антропологических, археологических, этносоциологических, этнолингвистических и ДНК-генеалогических исследований, интегрированных в научный оборот, сопоставляются и анализируются модели жизнеобеспечения, хозяйствования и культурологии, сформированные в соответствии с природно-климатическими условиями в регионах проживания предков коренного происхождения.
Существует достаточно артефактов, указывающих на то, что древние тюркские народы происходят из Сибири. В подтверждение этому можно привести десятки примеров  монументальных памятников, материального и духовного мира, найденных в Сибири, открытых и доказанных тюркскими народами.
При изучении трупов, найденных в алтайских могилах, в частности, на лицах трупов, раскопанных в Пазырыкской культуре, были обнаружены смешанные признаки европеоидной и монголоидной рас, которые являются признаками смешанной жизни европейских и монгольских рас. А Кулажорская культура была оценена как продолжение нового этапа образцов Пазырыкской культуры. В курганах, наряду с человеческими костями, было найдено множество украшений, украшенных узором в зверином стиле. Среди них очень привлекательно изображены изображения оленей, орлов, архаров, волков и домашнего скота. В связи с этим определено, что население Горно-Алтайского края находилось в прочном государственном устройстве с сильной культурой, хозяйством, религиозными убеждениями.
В статье уточняется, что хункураты, расселившиеся по всем регионам Евразийского пространства, как и другие населяли Горный Алтай и основали культурные центры. Об этом свидетельствуют памятники культуры, скульптуры, балбалы, изображения изобразительного искусства, орнаментальные изделия, остатки продукции производства, погребальные обряды, мировоззренческие образы, раскопанные в поселениях и могильниках этих регионов.

Библиографические ссылки

Клесов А. Новый взгляд на происхождение европейцев. Что показал ДНК-анализ. // YouTube. День ТВ. 19 июнь, 2020 г.

Ван Го-вэй. Чуань Тан Цзилинь (Гаң Таң мәліметтерінің жинағы). – «Чжунхуа – шуңзюй (Нанкин), 1923. Қосымшалар 2. Цзюань (бума) 13.

[Электронды ресурс] URL: http://www.xia.nu ss

Мэн-да бэй-лу (Полное описание монголо-татар) / Пер. и коммент. Н.Ц. Мункуева. – Москва: Наука, 1975. – С. 51–52.

Миллер Г.Ф. История Сибири. – Москва-Ленинград: изд. Академии наук СССР, 1937. Т. 1. – 157 с.

Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины конца ХVІ – начала ХХ в. – Новосибирск: изд-во Новосибир. ун-та, 1992. – 271 с.

Селезнев А.Г. Барабинские татары: Истоки эпоса и культуры. – Новосибирск: Наука, 1994. – 176 с.

Рыжикова Т.Р. Консонантизм языка барабинских татар: сопоставительно-типологический аспект. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. – 266 с.

Катанов Н.Ф. Этнографический обзор турецко-татарских племен. – Казань: Типография университета, 1894. – 22 с.

Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири. История и культура /Культура народов России. –Т.2. – Новосибирск: Наука, 1996. – 224 с.

Мухаметшин Ю.Г. Этнографические своеобразие традиционных сельских жилищ татар Западной Сибири // Сибирские татары. Сборник статей. – Казань, 2002. – С. 86–113.

Уразманова Р.К. Особенности годового цикла общественных обрядов и праздников татар Приуралья // Приуральские татары. – Казань, 1990. – 92–110.

Смирнова Е.Ю. Традиционная одежда тоболо-иртышских татар конца ХІХ – первой трети ХХ в. // Народы Сибири и сопредельных территорий. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 1995. – 219 с.

Суслова С.В. Традиционная одежда пермских татар // Пермские татары. – Казань: ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова КФАН СССР, 1983. – 99–118 с.

Халиков Н.А. Этнокультурные особенности хозяйства западно-сибирских татар // Сибирские татары. Сборник статей – Казань: Институт истории АН РТ, 2002. – С. 59–85.

Радлов В.В. Образцы народной литературы тюрских племен: В 10-ти т. – Т. 15. – Ч. ІV. Наречия барабинских, тарских, тобольских и тюменских татар. – Санкт-Петербург: Типография императорской Академии наук, 1872. – 443 с.

Радлов В.В. Этнографический обзор турецких племен Сибири и Монголии. – Иркутск: Тип. из-ва «Власть труда», 1923. – 232 с.

Алишина Х.Ч. Этнический состав татар по данным топонимии // Сибирские татары. Сборник статей. – Казань: Институт АН РТ, 2002. – С. 189–204.

Долгих Б.О. Расселение народов Сибири в XVII в. // Советская в XVII в. //Советская этнография. –1952. – №3. – С. 21–28.

Гейбуллаев Г.А. О некоторых азербайджанских этнотопонимах // Советская этнография, 1952. №3. – С. 28–39.

Тумашева Д.Т. О двух типах аналитических конструкций с глаголами движения в татарском языке // Сущность, развитие и функции. – Москва: Наука, 1987. – С. 202–209.

Тишкин А.А. Погребальные сооружения курганного могильника Бийке в Горном Алтае и культура населения, оставившего их // Погребальный обряд древних племен Алтая. – Барнаул, 1996. – С. 20–54.

Загрузки

Опубликован

2021-12-30