Структурно-содержательная модель формирования цифровой компетентности учителей

Авторы

  • K. Беркимбаев Международный казахско-турецкий университет им. Ходжа Ахмеда Ясави
  • Г. Ниязова Международный казахско-турецкий университет им. Ходжа Ахмеда Ясави

Ключевые слова:

цифровые технологии в образовании, цифровая педагогическая компетентность учителей, модель, педагогическое моделирование, структурно-содержательная модель формирования цифровой компетентности учителей.

Аннотация

Статья посвящена актуальным проблемам системы образования. Образовательный потенциал цифровых технологий, ускоренное развитие дистанционных технологий способствуют изменению методов обучения, форм реализации образования. Очевидно, что цифровая компетентность является неотъемлемой частью профессиональной компетентности учителей, поскольку важно, чтобы учителя владели технологиями обучения, основанными на современных цифровых технологиях, которые являются движущей силой улучшения образования. Данное исследование, финансируемое Комитетом по науке Министерства образования и науки Республики Казахстан (Грант № AP09259047), раскрывает предпосылки цифровой трансформации образования, важность изменения структуры образования и организации учебного процесса. Использовались общетеоретические методы исследования такие как изучение и анализ литературных данных теоретической направленности; системно-структурный анализ; конкретизация роли подходов к формированию цифровой компетентности учителей и разработка структурно-содержательной модели формирования цифровой компетентности учителей. На основе анализа соответствующей литературы автор статьи выделяет преимущества выбранных подходов к формированию количественной компетентности учителей, их основные характеристики. Подходы (системный, деятельностный, аксиологический, личностно-ориентированный подходы) к формированию цифровой компетентности, использованные в качестве методологической основы исследования, не только не противоречат друг другу, но и дополняют друг друга, они послужили основой для построения концепции и структурно-содержательной модели формирования цифровой компетентности преподавателя. Предложена структурно-содержательная модель формирования цифровой компетентности учителей. Определены роли компонентов структурно-содержательной модели формирования цифровой компетентности педагогов.

Библиографические ссылки

i-Scoop Digital transformation: online guide to digital business transformation. 2018. [Electronic resource] URL: https://www.i-scoop.eu/digitaltransformation.

Taşkiran A. Higher education in the digital age // Journal of open education practice and research. – 2017. – №3(1). – Р. 96–109.

Parlak B. Education in Digital Age: an analysis on opportunities and practices // Journal of Faculty of Economics and Administrative Sciences. – 2017. – 22(15). – P. 1741–1759.

Berkimbaev K.M., Niyazova G.Zh. The importance and models of forming the digital competence of teachers // Қарағанды университетінің хабаршысы. Педагогика сериясы. – 2021. – №3(103), шілде-тамыз-қыркүйек. – Б.124–133.

Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. – М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2018. – 168 с. 6. Smanov I., Boranbayeva A., Berkimbayev K., Arymbayeva K., Azhibekov K. Approaches to online learning: A study of the factors affecting teachers in a fully online faculty // Astra Salvensis. – 2018. – 6(1). – P. 631–639. 7. Burayeva Z., Berkimbayev K., Kerimbayeva B., Semiz K., Atikol B.U. Creativity potential management in a higher education context // International Journal of Educational Management. – 2020. – 34(9). – P. 1439–1456.

Рылеева А.С., Стефаник Ю.В. Модель формирования цифровой компетентности педагогов образовательной организации // МНКО. – 2021. – №2 (87). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-tsifrovoy-kompetentnosti-pedagogov-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 29.11.2021)

Таубаева Ш.Т., Булатбаева А.А. Методология и методы педагогического исследования: учебное пособие. – Алматы: Қазақ университеті, 2020. – 214 c. 10. Александрова Е.А., Асадуллин Р.М., Богуславский М.В., Бобрышов С.В., Коршунова Н.Л., Рындак В.Г. Методология педагогики: монография / под общ. ред. В.Г.Рындак. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 296 с.

Загрузки

Опубликован

2021-12-30

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ